ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Изучая природу врачебных ошибок, мы пришли к заключению, что большая их часть связана с тем, что врач не находит симптомы заболеваний внутренних органов при физическом исследовании: осмотр, общая пальпация, перкуссия, аускультация, специальная пальпация. Меньшая часть ошибок приходится на недостаточное внимание расспросу больного и еще меньшая - на интерпретацию результатов исследования. Последняя категория ошибок относится скорее к коллективному творчеству специалистов. Настоящее сообщение относится к первой категории ошибок.
В исследовании участвовало 10 врачей (интерны, ординаторы 1 и 2 года обучения и врачи, имеющие стаж работы не более 2 лет). В настоящем сообщении мы привели результаты контроля умения врачами исследовать органы живота. В исследование были включены хорошо обследованные пациенты, у которых были отдельные симптомы патологии внутренних органов (увеличение печени, селезенки, опущение правой почки, спазм отделов толстой кишки, метеоризм и др.). Врачам предлагалось провести исследование органов живота. При этом исключались опрос, знакомство с документами, результатами специальных исследований.
Ошибки методики обследования больных состояли в следующем:
- Исследование проводилось не в полном объеме.
- Не выполнялись требования классической методики физического обследования
больного. - Исследователи не знали механизм симптомов и о результатах исследования судили по своему впечатлению.
Небольшое увеличение и изменение свойств печени у пациента обнаружили 5 исследователей. Никто из 10 исследователей не обнаружил увеличения селезенки. Нижний полюс правой почки обнаружил 1 исследователь. Никто из исследователей не смог дать полного корректного заключения по исследованию отделов толстой кишки и желудка. Первые 2 требования исследователи не могли выполнить, учитывая разную подготовку, разные учебные пособия, по которым они учились в ВУЗе и готовились к испытанию. Ни в учебниках 60-х, 90-х годов, ни в учебниках 2005 года нет четкого описания технологии обследования физических методов исследования в клинике внутренних болезней. В учебной литературе отсутствует раздел физического обоснования методов пальпации, перкуссии и аускультации. Разные преподаватели оказывали большое и разное влияние на формирование навыков физического исследования больного.
Преодоление этого дефекта пpaктической подготовки врача в ВУЗе возможно с помощью жесткой унификации преподавания физических методов исследования, при условии выполнения классических требований к исследованию. Наиболее доступным и эффективным способом достижения этой цели было создание учебного видеофильма. С помощью видеофильма стало возможным показать процесс исследования в деталях, однако нельзя было излагать теорию. В связи с тем, что учебников и учебных пособий, отвечающим этим требованиям не было, было создано учебное пособие в котором была детально разработана технология исследования (1995, второе издание - 2005 г.) Оно, кроме того, содержало физическое обоснование методов иссле-дования.
Исследование усвоения методов физического обследования больного нами изучалось по всем разделам, но в настоящем сообщении приводятся результаты контроля усвоения методов физического исследования органов живота. С помощью видеофильмов и учебного пособия была достигнута унификация требований к выполнению методов исследования. Контрольные результаты внедрения видеофильмов в учебный процесс оценивались через несколько лет на другой группе врачей, состоящей из 8 человек и аналогичным способом подобранным пациентам. В итоге все 8 врачей обнаружили увеличенную печень, правильно выполнили методику глубокой скользящей пальпации по В.П. Образцову. Из полученных результатов еще нельзя сделать вывод, что врачи, правильно выполнившие методику исследования, не сделают ошибки в конкретной жизненной ситуации. Тем не менее, вероятность диагностической ошибки при соблюдении классических правил проведения исследования существенно снижается. Учебные видеофильмы по физическим методам исследования способствуют повышению качества усвоения дидактического материала.
Статья в формате PDF 111 KB...
16 04 2024 21:47:47
Статья в формате PDF 111 KB...
15 04 2024 20:15:47
Статья в формате PDF 120 KB...
14 04 2024 13:23:54
Статья в формате PDF 154 KB...
13 04 2024 18:10:54
Статья в формате PDF 104 KB...
12 04 2024 7:42:23
Статья в формате PDF 100 KB...
11 04 2024 3:11:15
Статья в формате PDF 106 KB...
10 04 2024 2:38:29
Статья в формате PDF 126 KB...
09 04 2024 11:21:58
Статья в формате PDF 835 KB...
07 04 2024 3:55:57
Статья в формате PDF 196 KB...
06 04 2024 19:40:35
Статья в формате PDF 291 KB...
04 04 2024 9:46:14
Статья в формате PDF 237 KB...
01 04 2024 21:59:28
Статья в формате PDF 103 KB...
31 03 2024 18:30:12
Статья в формате PDF 114 KB...
30 03 2024 18:23:33
Статья в формате PDF 225 KB...
28 03 2024 11:51:42
Статья в формате PDF 102 KB...
27 03 2024 14:37:55
Статья в формате PDF 153 KB...
26 03 2024 3:24:20
Статья в формате PDF 194 KB...
25 03 2024 6:39:29
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 13:38:48
Статья в формате PDF 114 KB...
23 03 2024 4:12:52
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 3:13:15
Статья в формате PDF 1235 KB...
21 03 2024 23:17:36
Статья в формате PDF 128 KB...
20 03 2024 13:54:51
Статья в формате PDF 132 KB...
19 03 2024 13:59:47
18 03 2024 19:11:32
Статья в формате PDF 205 KB...
17 03 2024 15:12:57
Статья в формате PDF 287 KB...
16 03 2024 6:24:31
Статья в формате PDF 107 KB...
13 03 2024 4:24:41
Статья в формате PDF 100 KB...
12 03 2024 0:38:49
Статья в формате PDF 286 KB...
11 03 2024 4:33:34
Статья в формате PDF 132 KB...
10 03 2024 10:44:51
Статья в формате PDF 130 KB...
09 03 2024 2:45:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::