РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Ситуация профессионального самоопределения для подростка и для старшего школьника оказывается ситуацией неодолимой для них неопределенности. В настоящее время профессий необозримо много. И каждая работа предъявляет некоторые особые требования к занятому ею человеку. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображений престижа, можно оказаться в той сфере, которая станет постылой на многие годы.[3, 255].
Средство, с помощью которого можно одолеть трудности обсуждаемого рода, - осведомленность (информированность) человека. Каждый, учившийся в школе, осведомлен об очень многом. Но знание о современном обществе нельзя признать добротным, если у человека не сформировалось ясных, расчлeненных, упорядоченных представлений о много миллионном ядре общества - о людях-«делателях», о профессиях и о профессионалах. А между тем вот этой-то информации нет даже в энциклопедических словарях. «Агрономия» есть, «агронома» нет. «Ткачество» есть, «ткачихи» нет. Об учителе сказано меньше, чем о птичке колибри. Когда профессионалы все же выделены, речь кратко идет об их трудовой функции, но не о личностных качествах. Одним словом, информацию о мире профессий в целом (о прострaнcтве выбора профессии) получить довольно трудно.[3, 4].
При всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет школьнику также ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможно. Поэтому, хотя пафос идеи самоопределения состоит в том, чтобы создать условия для «самочинности» развивающегося субъекта деятельности, компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения оптанта является «технологически» необходимым.[3, 255].
Наверное, не найдется ни одного учителя, который бы не замечал, что учащиеся существенно различаются по таким хаpaктеристикам, как быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания и т.п. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни. Многочисленные исследования показали, что индивидуальные вариации перечисленных особенностей при прочих равных условиях (при наличии интереса к учебной деятельности, необходимых знаний, навыков, умений и т.п.) обусловлены некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы человека. Эти нейродинамические особенности довольно ригидны, консервативны. Изменить их пpaктически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т. к. их влияние ощутимо во многих видах деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.[1, 53]
Б.М. Теплов и его сотрудники доказали, что физиологическая организация мозга, индивидуальные особенности его функционирования имеют исключительное значение для целого ряда профессий. [1, 4]. В настоящее время не вызывает сомнений, что природно - обусловленные индивидуальные свойства являются тем реальным фактором, который сказывается на распределении людей по разным видам деятельности. [1, 53]
В распоряжении учителя не только методы обучения, организация учебного процесса. Он должен помочь учащимся понять, в чем состоят преимущества их индивидуальных особенностей, а в чем недостатки. Это позволит направить усилия самих школьников, с одной стороны, на закрепление положительных для данной деятельности проявлений, а с другой на преодоление или компенсацию нежелательных. Так будет складываться индивидуальный стиль учебной деятельности. [1, 130]Если человек отдает себе отчет о своих динамических особенностях, то поиски индивидуального стиля деятельности будут идти в нужном направлении и приобретут более активный, целенаправленный хаpaктер. Поэтому так важно как можно раньше, уже в школе, иметь сведения о том, правильно или нет оценивают учащиеся свои динамические особенности, то есть свой динамический потенциал. Это даст возможность откорректировать самооценку, сформировать у школьников правильное представление о себе и избавить их от преодоления ненужных внутренних конфликтов. [1, 113-114]
Педагог - это представитель общества в школе. И если он уклоняется от руководства развитием детей как будущих субъектов профессионального труда и отдает этот важный процесс воле случая, то это означает уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обществом. [3, 7]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
- Батаршев А. В. Темперамент и хаpaктер: Психологическая диагностика. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Статья в формате PDF 100 KB...
18 04 2024 19:44:59
Статья в формате PDF 113 KB...
17 04 2024 22:56:16
Статья в формате PDF 106 KB...
16 04 2024 12:45:43
Статья в формате PDF 105 KB...
15 04 2024 1:18:33
Статья в формате PDF 149 KB...
14 04 2024 9:18:59
Статья в формате PDF 127 KB...
13 04 2024 9:54:10
12 04 2024 13:30:16
Приводятся данные по содержаниям магнетита, ильменита, лейкоксена, циркона и аутигенных минералов – лимонита, пирита, марказита в неогеновых озерных отложениях. Рассматриваются некоторые особенности минерального и химического состава неогеновых глин, и содержания в них химических элементов. На основании минералогических и геохимических особенностей делается вывод, что осадконакопление происходило в глубоких теплых и бессточных солоноватых озерах в условиях щелочной восстановительной среды и сероводородного заражения. Постепенно растущая аридизация климата в неогене неоднократно прерывалась периодами повышенной увлажненности. При этом отложения кошагачской и туерыкской свит накапливались на трaнcгрессивном этапе развития неогеновых озер, а бекенской – на регрессивном. ...
11 04 2024 17:17:42
Статья в формате PDF 143 KB...
09 04 2024 17:35:40
Статья в формате PDF 133 KB...
08 04 2024 23:57:23
Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...
07 04 2024 9:32:14
Впервые с использованием метода Гольджи выявлены пoлoвые различия в дендроархитектонике нейронов заднего кортикального ядра МТ мозга пoлoвoзрелых крыс. Показано, что длинноаксонные редковетвистые нейроны у самцов имеют большее число первичных дендритов, а длинноаксонные густоветвистые нейроны обладают большей общей длиной дендритов у самок. ...
06 04 2024 14:18:56
Статья в формате PDF 107 KB...
05 04 2024 19:57:19
Статья в формате PDF 114 KB...
04 04 2024 11:42:25
Статья в формате PDF 117 KB...
03 04 2024 17:54:10
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 7:18:12
Статья в формате PDF 116 KB...
01 04 2024 14:12:27
Статья в формате PDF 231 KB...
31 03 2024 3:24:36
Статья в формате PDF 307 KB...
30 03 2024 0:50:23
Статья в формате PDF 117 KB...
29 03 2024 19:40:32
Статья в формате PDF 157 KB...
28 03 2024 9:53:36
Статья в формате PDF 314 KB...
27 03 2024 19:30:31
Статья в формате PDF 127 KB...
26 03 2024 18:21:34
Статья в формате PDF 131 KB...
25 03 2024 9:40:59
Статья в формате PDF 290 KB...
24 03 2024 5:23:59
23 03 2024 17:24:53
Статья в формате PDF 268 KB...
22 03 2024 5:43:51
Изучена активность оксидоредуктаз в митохондриях различных органов свиней трех линий породы СМ-1 новосибирской селекции. Исследована активность цитохромоксидазы, сукцинатдегидрогеназы в митохондриях, супернатанте печении и сердца животных. Анализ всех экспериментальных групп показал, что по изменению ферментативной активности митохондрий лучшими являются свиньи линий Светлого и Совета. Энергию клетке поставляют митохондоии. В состав митохондрий входят цитохромы, в частности, цитохром аа3(цитохромоксидаза), сукцинатдегидрогеназа. Во внутренней митохондриальной мембране приблизительно четвертую часть от общего белка составляют ферменты, которые принимают участие в трaнcпорте электронов и тканевом дыхании: флавопротеиды, цитохромы и ферменты, участвующие в синтезе макроэргов. Остальная часть общего белка внутренней мембраны митохондрий выполняет структурные функции вместе с входящими в ее состав липидами [1]. ...
21 03 2024 21:11:35
Статья в формате PDF 150 KB...
20 03 2024 15:30:30
Рассматривается возможность извлечения мелкого золота из золотосодержащего речного песка при проведении очистки фарватера р. Енисей (Тува) земснарядом с производительностью 250 м³/ час по исходным пескам, и убедительно показана целесообразность и экономическая выгода этого. ...
18 03 2024 16:46:19
Статья в формате PDF 130 KB...
17 03 2024 20:22:26
Статья в формате PDF 763 KB...
16 03 2024 20:57:27
Статья в формате PDF 115 KB...
15 03 2024 14:45:42
Статья в формате PDF 317 KB...
14 03 2024 7:22:55
Статья в формате PDF 319 KB...
13 03 2024 8:16:52
Статья в формате PDF 109 KB...
12 03 2024 4:21:19
Статья в формате PDF 111 KB...
11 03 2024 23:18:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::