ИЗУЧЕНИЕ МИКОРИЗЫ PLATANTHERA BIFOLIA (L.) RICH. В ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Для всех наземных видов сем. Orchidaceae на ранних этапах развития хаpaктерно образование высокоспециализированного симбиоза с почвенными грибами в форме эумицетной толипофаговой (реже птиофаговой) эндомикоризы [1]. После перехода к автотрофному типу питания некоторые орхидные могут расти без микоризы. Однако многие представители семейства на протяжении всей жизни не утрачивают связи с микосимбионтом и имеют развитую эндомикоризу, например, виды со стeблекорневыми тубероидами [2, 3, 4].
Целью работы явилось изучение микоризообразования Platanthera bifolia (L.) Rich. в фитоценозах юга Тюменской области.
Сбор материала проводили в течение вегетационного сезона 2007 г. в трех ценопопуляциях любки двулистной на юге Тюменской области. По периодам и возрастным состояниям растения распределяли согласно методам М.Г. Вахрамеевой, Л.В. Денисовой [5] и И.В. Блиновой [6, 7]. Для определения интенсивности (С), частоты встречаемости (F) и степени однородности (А) микоризной инфекции применяли методы и формулы, предложенные И.А. Селивановым [1] и И.В. Татаренко [2, 3].
И.В. Татаренко [2] отмечает, что для P. bifolia хаpaктерно два сезона переваривания пелотонов гриба-симбионта. Молодые корни у растения образуются к началу осени, и вслед за заражением происходит осенне-зимнее переваривание пелотонов. Весной проникновение гифов гриба в корень вновь интенсифицируется и в весенне-летний сезон переваривание продолжается до отмирания корней.
По нашим данным, на юге Тюменской области повторное инфицирование растений любки двулистной микосимбионтом происходит в середине мая с началом отрастания надземной части растений. Микоризной инфекции подвергаются придаточные корни более 1 см длиной (F=60-85%). Грибы образуют плотные пелотоны в 3-4 слоях коровой паренхимы, достигая центрального цилиндра. Интенсивность микоризной инфекции генеративных особей P. bifolia в мае колeблется от 33 до 66%. В июне - июле с переходом растений любки двулистной к цветению и формированию плодов наблюдается усиленное переваривание пелотонов гриба и интенсивность микоризной инфекции снижается до 29-40%. В конце июля - начале августа у особей P. bifolia образуются придаточные корни следующего года, которые, достигая 1,5 см, инфицируются грибом (С=50-79%). С нарастанием процессов отмирания придаточных корней текущего года происходит быстрое развитие микосимбионта и интенсивность микоризной инфекции возрастает до 80%. Степень однородности микоризной инфекции у генеративных растений любки двулистной варьирует от 0,47 до 1,00, однако остается постоянной в течение всего периода вегетации.
Интенсивность микоризной инфекции ювенильных и имматурных особей P. bifolia составляет 98%. С развитием надземной и подземной сфер растений, степень их сапротрофности уменьшается и интенсивность микоризной инфекции у взрослых вегетативных и генеративных особей снижается до 29-80%. Пелотоны гриба относительно равномерно расположены по всей длине корня растений всех возрастных состояний (A=0,47-1,00).
Таким образом, для Platanthera bifolia отмечены значительные колебания интенсивности микоризной инфекции как в зависимости от фазы развития, так и от возрастного состояния особей. Степень однородности микоризной инфекции относительно постоянна в течение периода вегетации у растений всех возрастных состояний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Селиванов И.А. Микосимбиотрофизм как форма консортивных связей в растительном покрове Советского союза. - М.: Наука - 1981. - 231 с.
- Татаренко И.В. Микориза орхидных (Orchidaceae) Приморского края. Бот. журн. 1995. - Т. 80. - №8. - С. 64-71.
- Татаренко И.В. Орхидные России: жизненные формы, биология, вопросы охраны. - М.: Аргус - 1996. - 207 с.
- Татаренко И.В., Варывдина И.В. Экспериментальное изучение микоризы и морфогенеза побегов Dactylorhiza fuchsii (Orchidaceae) в зависимости от интенсивности фотосинетеза. Бюл. МОИП, отд. биол. - 2006. - Т. 111. - Вып. 4. - С. 46-50.
- Вахрамеева М.Г. Денисова Л.В. Гудайера ползучая. Биол. флора Моск. обл. - 1975. - Вып. 2. С. 5-11.
- Блинова И.В. Особенности морфогенеза некоторых корнеклубневых орхидных (Orchidaceae). Бот. журн. 1998. - Т. 83. - №12. - С. 83-92.
- Блинова И.В. Онтогенетическая структура и динамика популяций Cypripedium calceolus (Orchidaceae) в разных частях ареала вида. - Бот. журн. - 2003. - Т. 88. - № 6. - С. 36-47.
Ранее изучение химии способствует формированию у школьников целостного представления о природе, её материальном единстве, взаимосвязи живого и неживого, взаимообусловленности природных процессов. Приведены результаты 12-летнего эксперимента авторов по преподаванию химии с 7-ого класса, анонсированы программа и учебник «Волшебная химия. 7 класс», который создается в соавторстве с Заслуженным учителем России О.С. Гарбиеляном. ...
24 04 2024 2:14:14
Статья в формате PDF 189 KB...
23 04 2024 7:21:49
Статья в формате PDF 299 KB...
21 04 2024 11:36:25
Статья в формате PDF 108 KB...
20 04 2024 21:17:18
Статья в формате PDF 240 KB...
19 04 2024 7:35:21
Статья в формате PDF 132 KB...
18 04 2024 13:53:12
Статья в формате PDF 127 KB...
17 04 2024 17:10:10
Статья в формате PDF 115 KB...
16 04 2024 21:53:44
Статья в формате PDF 109 KB...
15 04 2024 8:56:39
Статья в формате PDF 254 KB...
14 04 2024 15:38:57
13 04 2024 20:27:42
12 04 2024 18:26:49
Статья в формате PDF 113 KB...
11 04 2024 16:55:28
Статья в формате PDF 281 KB...
10 04 2024 8:38:24
Статья в формате PDF 218 KB...
09 04 2024 13:29:32
Статья в формате PDF 106 KB...
08 04 2024 4:46:40
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...
07 04 2024 7:37:46
06 04 2024 16:51:28
04 04 2024 4:20:27
Статья в формате PDF 301 KB...
02 04 2024 9:47:59
Статья в формате PDF 270 KB...
01 04 2024 20:24:16
Статья в формате PDF 102 KB...
31 03 2024 2:17:17
Статья в формате PDF 322 KB...
30 03 2024 9:37:11
Статья в формате PDF 114 KB...
28 03 2024 15:59:28
В работе показано как, используя концептуальный язык «Бинарная Модель Знаний», можно представлять метаданные для публикаций по биологии медицине в Семантическом Вебе. Представление метаданных дается в форме соответствующих онтологий. ...
25 03 2024 8:50:55
Статья в формате PDF 253 KB...
24 03 2024 16:29:39
Статья в формате PDF 129 KB...
22 03 2024 15:23:14
Статья в формате PDF 114 KB...
20 03 2024 8:32:41
Статья в формате PDF 214 KB...
18 03 2024 6:40:10
Статья в формате PDF 107 KB...
16 03 2024 7:41:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::