ИЗУЧЕНИЕ МИКОРИЗЫ PLATANTHERA BIFOLIA (L.) RICH. В ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИЗУЧЕНИЕ МИКОРИЗЫ PLATANTHERA BIFOLIA (L.) RICH. В ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИЗУЧЕНИЕ МИКОРИЗЫ PLATANTHERA BIFOLIA (L.) RICH. В ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Федченко Е.А. Боме Н.А. Колоколова Н.Н. Статья в формате PDF 104 KB

Для всех наземных видов сем. Orchidaceae на ранних этапах развития хаpaктерно образование высокоспециализированного симбиоза с почвенными грибами в форме эумицетной толипофаговой (реже птиофаговой) эндомикоризы [1]. После перехода к автотрофному типу питания некоторые орхидные могут расти без микоризы. Однако многие представители семейства на протяжении всей жизни не утрачивают связи с микосимбионтом и имеют развитую эндомикоризу, например, виды со стeблекорневыми тубероидами [2, 3, 4].

Целью работы явилось изучение микоризообразования Platanthera bifolia (L.) Rich. в фитоценозах юга Тюменской области.

Сбор материала проводили в течение вегетационного сезона 2007 г. в трех ценопопуляциях любки двулистной на юге Тюменской области. По периодам и возрастным состояниям растения распределяли согласно методам М.Г. Вахрамеевой, Л.В. Денисовой [5] и И.В. Блиновой [6, 7]. Для определения интенсивности (С), частоты встречаемости (F) и степени однородности (А) микоризной инфекции применяли методы и формулы, предложенные И.А. Селивановым [1] и И.В. Татаренко [2, 3].

И.В. Татаренко [2] отмечает, что для P. bifolia хаpaктерно два сезона переваривания пелотонов гриба-симбионта. Молодые корни у растения образуются к началу осени, и вслед за заражением происходит осенне-зимнее переваривание пелотонов. Весной проникновение гифов гриба в корень вновь интенсифицируется и в весенне-летний сезон переваривание продолжается до отмирания корней.

По нашим данным, на юге Тюменской области повторное инфицирование растений любки двулистной микосимбионтом происходит в середине мая с началом отрастания надземной части растений. Микоризной инфекции подвергаются придаточные корни более 1 см длиной (F=60-85%). Грибы образуют плотные пелотоны в 3-4 слоях коровой паренхимы, достигая центрального цилиндра. Интенсивность микоризной инфекции генеративных особей P. bifolia в мае колeблется от 33 до 66%. В июне - июле с переходом растений любки двулистной к цветению и формированию плодов наблюдается усиленное переваривание пелотонов гриба и интенсивность микоризной инфекции снижается до 29-40%. В конце июля - начале августа у особей P. bifolia образуются придаточные корни следующего года, которые, достигая 1,5 см, инфицируются грибом (С=50-79%). С нарастанием процессов отмирания придаточных корней текущего года происходит быстрое развитие микосимбионта и интенсивность микоризной инфекции возрастает до 80%. Степень однородности микоризной инфекции у генеративных растений любки двулистной варьирует от 0,47 до 1,00, однако остается постоянной в течение всего периода вегетации.

Интенсивность микоризной инфекции ювенильных и имматурных особей P. bifolia составляет 98%. С развитием надземной и подземной сфер растений, степень их сапротрофности уменьшается и интенсивность микоризной инфекции у взрослых вегетативных и генеративных особей снижается до 29-80%. Пелотоны гриба относительно равномерно расположены по всей длине корня растений всех возрастных состояний (A=0,47-1,00).

Таким образом, для Platanthera bifolia отмечены значительные колебания интенсивности микоризной инфекции как в зависимости от фазы развития, так и от возрастного состояния особей. Степень однородности микоризной инфекции относительно постоянна в течение периода вегетации у растений всех возрастных состояний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Селиванов И.А. Микосимбиотрофизм как форма консортивных связей в растительном покрове Советского союза. - М.: Наука - 1981. - 231 с.
  2. Татаренко И.В. Микориза орхидных (Orchidaceae) Приморского края. Бот. журн. 1995. - Т. 80. - №8. - С. 64-71.
  3. Татаренко И.В. Орхидные России: жизненные формы, биология, вопросы охраны. - М.: Аргус - 1996. - 207 с.
  4. Татаренко И.В., Варывдина И.В. Экспериментальное изучение микоризы и морфогенеза побегов Dactylorhiza fuchsii (Orchidaceae) в зависимости от интенсивности фотосинетеза. Бюл. МОИП, отд. биол. - 2006. - Т. 111. - Вып. 4. - С. 46-50.
  5. Вахрамеева М.Г. Денисова Л.В. Гудайера ползучая. Биол. флора Моск. обл. - 1975. - Вып. 2. С. 5-11.
  6. Блинова И.В. Особенности морфогенеза некоторых корнеклубневых орхидных (Orchidaceae). Бот. журн. 1998. - Т. 83. - №12. - С. 83-92.
  7. Блинова И.В. Онтогенетическая структура и динамика популяций Cypripedium calceolus (Orchidaceae) в разных частях ареала вида. - Бот. журн. - 2003. - Т. 88. - № 6. - С. 36-47.


РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Ранее изучение химии способствует формированию у школьников целостного представления о природе, её материальном единстве, взаимосвязи живого и неживого, взаимообусловленности природных процессов. Приведены результаты 12-летнего эксперимента авторов по преподаванию химии с 7-ого класса, анонсированы программа и учебник «Волшебная химия. 7 класс», который создается в соавторстве с Заслуженным учителем России О.С. Гарбиеляном. ...

24 04 2024 2:14:14

К ВОПРОСУ О ГЕОМЕТРИИ ИНВЕРСОРА ПОСЕЛЬЕ-ЛИПКИНА

К ВОПРОСУ О ГЕОМЕТРИИ ИНВЕРСОРА ПОСЕЛЬЕ-ЛИПКИНА Статья в формате PDF 409 KB...

22 04 2024 21:19:35

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

07 04 2024 7:37:46

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЛИЦ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ХЛОРАКНЕ

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЛИЦ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ХЛОРАКНЕ Статья в формате PDF 109 KB...

05 04 2024 8:34:12

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСАНЧАСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСАНЧАСТИ Статья в формате PDF 90 KB...

03 04 2024 21:48:22

«ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» – СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

«ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» – СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД Статья в формате PDF 268 KB...

29 03 2024 21:37:34

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ СПЛОШНЫХ СРЕД

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ СПЛОШНЫХ СРЕД Статья в формате PDF 291 KB...

27 03 2024 13:29:56

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОНАГРУЗКАМИ

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОНАГРУЗКАМИ Статья в формате PDF 122 KB...

26 03 2024 4:37:15

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕТАДАННЫХ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ ПО БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ВЕБЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕТАДАННЫХ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ ПО БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ВЕБЕ В работе показано как, используя концептуальный язык «Бинарная Модель Знаний», можно представлять метаданные для публикаций по биологии медицине в Семантическом Вебе. Представление метаданных дается в форме соответствующих онтологий. ...

25 03 2024 8:50:55

АСБЕСТОЗ НА АСБЕСТДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

АСБЕСТОЗ НА АСБЕСТДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Статья в формате PDF 144 KB...

23 03 2024 6:51:17

СПЕЦИФИКА АФРОАМЕРИКАНСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛЕКТА

СПЕЦИФИКА АФРОАМЕРИКАНСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛЕКТА Статья в формате PDF 312 KB...

21 03 2024 11:11:38

АНАЛИЗ ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЛЖИ

АНАЛИЗ ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЛЖИ Статья в формате PDF 251 KB...

19 03 2024 5:28:25

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ Статья в формате PDF 262 KB...

17 03 2024 15:24:46

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::