К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ В ПЕДВУЗАХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ – ГУВЕРНЁРОВ
Анализ состояния дел в системе дошкольного воспитания свидетельствует о том, что в настоящее время всё большее число детей дошкольного возраста не посещает детские сады. Этому есть несколько объяснений: первое - достаточно высокая для некоторых категорий граждан оплата посещения ребёнком ДОУ, второе - рост числа семей с высоким материальным доходом, где предпочтение отдаётся домашнему воспитанию., третье - всё большее открытие семейных и частных детских садов, где воспитание приближается к домашнему. Кроме этого нельзя не считаться также с тем фактом, что достаточное количество детей младшего школьного возраста находятся на индивидуальном или домашнем обучении вследствие травм и различных заболеваний (соматических, нервных, психических и т.д.) или по причине зарубежных выездов семьи.
Всё это говорит о том, что в современной социокультурной ситуации помимо традиционных форм организации дошкольного и младшего школьного образования необходимо внедрять новые формы, к которым, на наш взгляд, следует отнести систему образования в домашних условиях. Следовательно, наряду с подготовкой воспитателей для традиционных дошкольных образовательных учреждений целесообразно вести подготовку педагогов для системы домашнего воспитания и образования.
Как показывает пpaктика, должность гувернёра или домашнего воспитателя на сегодняшний день на рынке труда является одной из наиболее популярных и востребованных. Эти вакансии заполняются бывшими воспитателями, учителями и просто энтузиастами, порой не знакомыми даже с основами не только возрастной, но и общей педагогики и психологии, не говоря уж о частных методиках обучения и воспитания. В случае оказания педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями, в том числе и одарённым детям, проблем ещё больше.
Домашнее обучение и воспитание требует особой подготовки и особого типа педагога. Такой педагог должен быть знаком с особенностями развития, общения, деятельности и организации обучения и воспитания, как нормального ребёнка, так и ребёнка с проблемами в развитии. Он должен владеть не только разнообразными предметными методиками, но и уметь выполнять функции педагогов, которые в детском саду и начальной школе ведут занятия по музыке, танцу, театрализации, иностранному языку, изодеятельности и т.д., т.е. обеспечивать всестороннее и полноценное развитие ребёнка. В некоторых случаях, при необходимости, он должен уметь выполнять функции няни, повара, медсестры.
В свете вышеизложенного, мы полагаем, что назрела необходимость осуществлять в педвузах подготовку специалистов вышеописанного профиля. В связи с этим, на факультете педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета по заявке Управления образования города Бердска в рамках дополнительного профессионального образования разработана программа подготовки воспитателей-гувернёров для системы домашнего воспитания. Программа носит название «Домашнее воспитание и семейная педагогика» с квалификацией - «Воспитатель-гувернёр» и разработана в рамках специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».
Данная программа рассчитана на следующие категории населения:
- Семьи, в которых дети по состоянию здоровья нуждаются в индивидуальном образовании (дети-инвалиды, дети, временно не посещающие образовательные учреждения и т.д.).
- Состоятельные семьи, желающие дать своим детям нестандартное образование.
- Семьи, имеющие детей с некоторыми отклонениями в развитии (репетиторство по отдельным дисциплинам, психолого-педагогическая коррекция особенностей развития и поведения и т.п.).
- Семьи желающие дать детям дополнительное образование (индивидуальные занятия по развитию тех или иных сторон личности, задатков и способностей, например, лингвистических, музыкальных, творческих и т.д.).
Учебный план программы «Домашнее воспитание и семейная педагогика» ориентирован на подготовку специалистов, способных удовлетворить запросы указанных групп населения. Предполагается, что педагог, получивший образование по данной программе, сможет работать с детьми возрастной категории от рождения до 9-10 лет.
Соответствие подготавливаемого по нашей программе специалиста вышеобозначенным требованиям и его уникальность обеспечивается за счёт того, что, - во-первых, образование планируется строить в большинстве случаев в диалоговых формах, инициирующих смыслокоммуникацию, развивающих мыслетехническую и коммуникативную культуру, во-вторых, образование основано на освоении проектировочной культуры, развивающей способности к педагогическому проектированию и предупреждающей коррекции негативных социальных ситуаций развития детей.
В процессе обучения предполагается решение следующих задач:
- Общекультурная подготовка слушателей, в результате которой обеспечивается социокультурный контекст педагогической деятельности гувернёра.
- Развитие педагогической позиции и способности к проектированию педагогической ситуации.
- Освоение конкретных психолого-педагогических знаний и умений.
- Освоение этических и эстетических норм бытового поведения.
- Овладение основами и методиками развития разнообразных видов деятельности (музыка, живопись, прикладное искусство, иностранный язык и т.д.).
По окончании обучения по программе дополнительного профессионального образования «Домашнее воспитание и семейная педагогика» выпускники должны овладеть рядом умений и навыков, а именно:
-хорошо понимать специфику психического и личностного развития детей от 0 до 10 лет;
-владеть современными методами и формами организации образования и воспитания детей, в том числе и с проблемами в развитии ;
-знать способы и средства управления развитием детей, их общением и детскими видами деятельности в социокультурном контексте;
-понимать специфику детского общества и уметь строить конструктивные отношения между детским и взрослым обществом. В том числе обладать способностью конструктивно разрешать конфликты между детьми;
-освоить диалоговые формы речи:
-владеть (на уровне хобби или увлечения) различными видами пpaктической деятельности: музыкой, танцем, макраме, рисунком и т.д.
-пpaктически, на уровне организации стиля быта, освоить этику и эстетику поведения;
-уметь дать квалифицированную консультацию родителям по вопросам особенностей развития детей соответствующего возраста и специфики общения с ними;
-быть готов к работе с ослабленными и больными детьми, знать особенности их питания, оздоровления и ухода за ними;
- должен уметь организовать досуг ребёнка, владеть методиками организации игровой и свободной деятельности.
В процессе обучения помимо традиционной аттестации планируется защита студентами курсовой работы и прохождение педагогической т пpaктики в качестве домашнего педагога в семье или воспитателя в семейном детском саду.
На наш взгляд, в осуществлении подготовки специалистов для системы домашнего воспитания положительным моментом было бы сотрудничество вузов и Центров занятости в плане подготовки и переподготовки или специализации претендентов на вакантные места домашних педагогов или, при необходимости, уже работающих в семьях или семейных детских домах.
Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 07.10.2008.
Статья в формате PDF 253 KB...
24 04 2024 16:52:42
Статья в формате PDF 122 KB...
23 04 2024 6:57:35
Статья в формате PDF 127 KB...
22 04 2024 0:53:30
Статья в формате PDF 111 KB...
21 04 2024 1:12:39
Статья в формате PDF 112 KB...
20 04 2024 8:12:10
Статья в формате PDF 268 KB...
18 04 2024 15:34:59
Статья в формате PDF 124 KB...
17 04 2024 22:25:19
16 04 2024 7:55:33
Статья в формате PDF 136 KB...
14 04 2024 4:13:50
Статья в формате PDF 107 KB...
12 04 2024 21:13:30
Статья в формате PDF 105 KB...
11 04 2024 5:20:41
Статья в формате PDF 216 KB...
08 04 2024 4:17:59
Статья в формате PDF 143 KB...
06 04 2024 2:39:14
Проблема создания эффективных препаратов, обладающих выраженным репаративным эффектом и ускоряющих процессы заживления ран после перенесенного механического воздействия, продолжает оставаться очень актуальной. Исследование сводится к созданию биологического стимулятора для интенсификации и возможности скорейшего заживления поврежденных кожных покровов, а не к созданию фармакологического препарата или лекарственного средства ...
05 04 2024 23:37:26
Статья в формате PDF 340 KB...
04 04 2024 22:15:55
03 04 2024 23:49:20
Статья в формате PDF 123 KB...
02 04 2024 6:39:42
Статья в формате PDF 124 KB...
01 04 2024 23:53:47
Статья в формате PDF 257 KB...
31 03 2024 19:38:37
Статья в формате PDF 129 KB...
30 03 2024 22:27:21
Статья в формате PDF 130 KB...
29 03 2024 18:18:40
Статья в формате PDF 135 KB...
28 03 2024 3:15:12
26 03 2024 13:22:47
Статья в формате PDF 286 KB...
23 03 2024 2:32:46
Статья в формате PDF 112 KB...
22 03 2024 22:45:13
Статья в формате PDF 146 KB...
21 03 2024 13:56:15
Статья в формате PDF 141 KB...
20 03 2024 19:45:47
Статья в формате PDF 142 KB...
19 03 2024 12:37:32
Статья в формате PDF 103 KB...
18 03 2024 10:30:57
Статья в формате PDF 100 KB...
17 03 2024 8:14:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::