ОСОЗНАННЫЙ ПОВОРОТ В ЛЕСНОМ ДЕЛЕ КИТАЯ
Поведение в лесопользовании. Превышение темпов производства кругляка над ростом площади леса наблюдается у многих стран [3]. Колебательное возмущение объемов по группам древесной продукции, показывающее хаотическое поведение в лесном деле, происходило за 44 года с 1961 по 2004 годы в различных странах, например, в СССР-России.
Своеобразные паспорта лесного дела всего мира и Китая показаны на рис. 1 и рис. 2.
Графики динамики [1-4] показывают, что площадь мирового леса с большими темпами сокращается, в то же время темп роста объемов производства кругляка очень высокий. У Китая по производству пиломатериалов наблюдается чрезмерно резкий спад. При этом наблюдается неустойчивый экспорт кругляка и пиломатериалов. Рост производства кругляка все же превышает рост площади леса. Осознанный поворот привел к росту площади леса.
Рис. 1. Обращение в мире (динамика леса с 1961 по 1994 г., древесной продукции 1961-2004 г.)
Рис. 2. Китай (динамика леса с 1961 по 1994 г., древесной продукции с 1961 по 2004 г.)
Япония (рис. 3) - явный лидер лесного дела в мире - давно сделал осознанные повороты в производстве древесных плит и даже в производстве бумаги и картона.
Устойчивость лесного дела в Японии соблюдается по темпам производства всех групп продукции, кроме роста площади леса. К 1965 году произошел осознанный поворот к снижению объемов производства кругляка, к 1970 году - пиломатериалов, а после 1975 года - древесных плит. Из-за высоких рекреационных значений лесных массивов темпы роста производства кругляка ежегодно снижаются по сравнению с ростом площади леса. Иная картина лесного дела нашей страны (рис. 4).
По производству всех видов древесной продукции, в том числе и по площади леса, наблюдается резкий спад, дополненный сильным колебательным возмущением. Страна не ведает, что творит с лесом. Поэтому нужны почти 30 лет до 2040 года для осознанного поворота во всей лесной политике и в лесных технологиях России. Вместе с тем темпы спада производства кругляка превышают темпы сокращения площади леса.
Общие тенденции производства и потрeбления лесов неутешительные (рис. 5 и рис. 6).
Мир
В совокупности все страны образуют лесное дело мира в целом стихийно. Пока ООН не может управлять мировым лесом и диктовать странам те или иные осознанные повороты в лесопользовании (рис. 5а). Однако рационализация лесопользования в целом на Земле, конечно же, во многом зависит от информационной политики ФАО ООН.
Рис. 3. Япония (динамика леса с 1961 по 1994 г., древесной продукции с 1961 по 2004 г.)
Рис. 4. СССР-Россия (динамика леса с 1961 по 1994 г., древесной продукции с 1961 по 2004 г.)
Увы, мировые тенденции явно неутешительные, так как при спаде площади леса происходит активный рост производства кругляка. Постепенно нарастает и объем производства пиломатериалов. Утешает только то, что такие высокие уровни древесной продукции (как плиты и бумага), своим резким увеличением темпов производства будут начинать спасать многие лесные массивы от рубки.
Необходима агитация стран к переходу на технологии производства бумаги и плит при сокращении производства пиломатериалов и в особенности снижении объемов кругляка.
а) б)
Рис. 5. Графики относительной динамики производства леса и древесной продукции:
а - во всем мире; б - в Китайской народной республике
Китай
Здесь площадь леса (рис. 5б) постоянно сокращался, хотя был совершен осознанный поворот к национальной программе лесоводства (по опыту США). Однако выход из кризиса по площади леса пока не перекрыл общий тренд сокращения китайского леса.
Из графиков на рис. 5б видно, что Китай активизировал управление лесами и поднял рост площади леса почти до горизонтальной черты, но еще далеко до уровня черного графика (одновременно уменьшив при этом и сам черный график). Вместе с тем все еще наблюдается значительное превышение темпов роста в производстве кругляка. Это приводит к истощительному лесопользованию. По графикам заметны новые тенденции, прежде всего, по сокращению выпуска пиломатериалов и повышению выпуска бумаги. Китай за 10-15 лет сможет переломить ситуацию, увеличив темпы реализации национальной программы лесоводства и резко снизив производство кругляка. Причем он уже опередил Россию на 20-25 лет по переходу на экологически ответственное лесопользование, если принять, что Россия лесоаграрную политику начнет только с 2010 г. [3], завершив лесные и сельские реформы к 2040 г.
Доктрина перехода на применение древесных волокон
В мире только две страны проявили себя еще во второй половине ХХ века как передовики XXI столетия. В ходе реализации национального долгосрочного (на 2010-2040 гг.) проекта «Лесоаграрная Россия» опыт Японии и Швеции следует применить в условиях регионов России с 2015-2020 гг.
Однако некоторые субъекты Российской Федерации, в особенности с высоким уровнем курортного дела и имеющие рекреации в виде крупных лесных массивов или же территории, на которых находится множество заповедников и национальных парков, вполне могут начать реализацию доктрины перехода на применение древесных волокон.
Япония
Эта страна за полвека высокоразвита в системе управления лесами и лесопользованием. Японский феномен ярко проявился в мире и в лесном деле (рис. 6а).
Сразу же заметим, что японский опыт ведения лесного дела многим субъектам Российской Федерации будет «не по зубам». Из графиков на рис. 6а видно, что площадь леса в Японии за полвека почти не изменилась. Численность населения в Японии стала сопоставимой с численностью деревьев в лесных массивах. Однако это не сказывается на конкурентном уничтожении леса в угоду сельскому хозяйству.
Чтобы сохранить на должном уровне численность деревьев и не сокращать площадь леса, японцы вынуждены были резко сократить производство кругляка. Это, конечно же, почти автоматически привело к снижению объемов производства пиломатериалов. Таким образом, с годами снизились и объемы у цельнодревесных видов лесной продукции.
а) б)
Рис. 6. Относительная динамика леса и древесной продукции: а - Японии; б - Швеции
На добротное управление лесопользованием в Японии указывает сравнение графиков производства плит и бумаги. В течение 12 лет, то есть в период 1961-1973 гг., темпы прироста производства древесных плит достигли темпов роста производства бумаги и картона. Иначе говоря, японцы шли в русле мировой тенденции (как это произошло в Германии и затем почти во всей Европе) преимущественного выпуска и обращения древесных плит. Но с 1973 г. начался процесс осознанного отворота от производства древесных плит. С 1980 года в Японии при резком спаде производства древесных плит темпы роста бумаги и картона повышались.
Швеция
Она в 1961-1960 гг., как и все европейские страны, резко подняла производство древесных плит, пытаясь превзойти по темпам бумагу и картон. В 1971-1975 гг. происходило осознание своего пути в лесопользовании, отличающегося от германского.
Сравнение графиков на рис. 6б показывает, что с 1975 года Швеция перешла на применение преимущественно древесных волокон. В итоге Швеция пошла по пути Финляндии (заметим, что лесное дело Финляндии «испортило» дешевое древесное сырье из России) и, в конце концов, обогнала её. Объем производства за 44 года изменялся по биотехническому закону возбуждения так, что уровень 2004 года оказался равным уровню 1961 г. Это и является осознанным поворотом к доктрине, основанной на применении древесных волокнах.
Опыт Швеции весьма полезен для многих среднелесных и многолесных регионов России, но к малолесным регионам подходит только опыт лесного дела Японии. Стратегическое преимущество у России то, что российские леса растут все же на её территории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мазуркин, П.М. Геоэкология: Закономерности современного естествознания: Научное изд. [Текст] / П.М. Мазуркин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. - 336 с.
- Мазуркин, П.М. Закономерности устойчивого развития: Научное изд. [Текст] / П.М. Мпзуркин - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. - 302с.
- Мазуркин П.М. Лесоаграрная Россия и мировая динамика лесопользования: Научное изд. [Текст] / П.М. Мазуркин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. - 334 с.
- Мазуркин, П.М. Лесная аренда и рациональное лесопользование: Научное изд. [Текст] / П.М. Мазуркин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. - 524 с.
Работа представлена на научную международную конференцию «Природопользование и охрана окружающей среды», Китай (Пекин), 26 ноября - 4 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 17.10.2008.
Статья в формате PDF 573 KB...
28 03 2024 14:24:40
Статья в формате PDF 137 KB...
27 03 2024 11:27:11
Статья в формате PDF 124 KB...
26 03 2024 18:13:54
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 13:12:43
Статья в формате PDF 105 KB...
23 03 2024 1:49:58
Статья в формате PDF 116 KB...
22 03 2024 21:38:19
Статья в формате PDF 306 KB...
21 03 2024 18:46:41
Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...
20 03 2024 15:48:38
Статья в формате PDF 732 KB...
19 03 2024 16:20:23
Статья в формате PDF 110 KB...
16 03 2024 21:15:41
Статья в формате PDF 104 KB...
15 03 2024 9:41:45
Статья в формате PDF 109 KB...
14 03 2024 9:53:58
12 03 2024 21:26:53
Статья в формате PDF 266 KB...
11 03 2024 8:13:28
Статья в формате PDF 100 KB...
10 03 2024 17:59:27
Статья в формате PDF 107 KB...
09 03 2024 10:18:12
Статья в формате PDF 154 KB...
06 03 2024 20:32:31
Статья в формате PDF 107 KB...
04 03 2024 4:43:23
Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...
03 03 2024 17:42:18
Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это пpaктическая работа поискового хаpaктера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их пpaктических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески. ...
01 03 2024 3:12:49
Рассмотрены перспективные площади поисков залежей колчеданов в Орской и Бакайской синклиналях и в Западном Примугоджарье по гидрогеологическим показателям. Купоросные воды - реликтовые спутники сульфидных залежей, видимо широко развиты среди вулканитов девонского рифта Урала. ...
29 02 2024 18:26:28
Статья в формате PDF 132 KB...
28 02 2024 14:47:38
27 02 2024 22:37:55
Статья в формате PDF 264 KB...
25 02 2024 14:55:44
Статья в формате PDF 295 KB...
22 02 2024 17:33:51
Приводятся результаты исследований по способу биологической рекультивации земель, нарушенных при добыче алмaзoв в условиях Крайнего Севера. При недостатке потенциально плодородного слоя на отвалах Айхальского ГОКа (горно-обогатительного комбината) АК «АЛРОСА» (ЗАО) рассматривался вопрос использования промышленных отходов осадков КОС (канализационных очистных сооружений) в качестве основы техногенного грунта. Предварительные результаты опыта по использованию осадков КОС показали достаточно высокую перспективность способа, показавшего более 30 % проективного покрытия травостоя. ...
21 02 2024 18:17:50
Статья в формате PDF 274 KB...
19 02 2024 0:58:13
Статья в формате PDF 104 KB...
18 02 2024 11:35:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::