ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В подростковом возрасте межличностные отношения являются основой развития личности. Подростковый возраст в возрастной психологии хаpaктеризуют как переломный, переходный, сензитивный и критический. Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Межличностные отношения в среде подростков оказывают колоссальное влияние на формирование личности молодого человека, его взглядов на дальнейшую жизнь, отношение к окружающим, уровень самооценки. Проблемы в межлич-ностных отношениях способствуют появлению комплексов, антисоциальному проявлению подростка как личности.
В нашем исследовании эффективным способом психологической коррекционной работы с подростком признаны коллективные формы, среди которых ведущим является психологический тренинг. Психологический тренинг - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия.
Экспериментальная работа по исследованию уровня межличностного взаимодействия подростков проводилась с совокупной выборкой учащихся 8-11 классов школ г.Ставрополя и включала в себя несколько этапов: общая диагностика, тренинговая работа по психологической коррекции, контрольная диагностика и сравнительный анализ полученных данных.
Общая диагностика межличностных отношений в коллективе подростков выявила степень выраженности взаимных симпатий или антипатий, особенностей поведения, общения, взаимодействия в целом. Каждая из диагностических методик хаpaктеризует межличностные отношения по ряду критериев: персональное отношение каждого респондента к другим члeнам коллектива, положение в системе сложившихся внутригрупповых отношений, уровень сплоченности коллектива в целом, положение каждого испытуемого в системе межличностных отношений группы. В ходе работы был использован метод социометрии, методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика диагностики типа эмоциональной реакции на внешние воздействия В.В.Бойко, методика диагностики показателей и определения форм агрессии А.Басса и А.Дарки, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда.
Опираясь на результаты диагностического обследования, мы составили программу психологического тренинга, направленную на повышение компетентности в сфере общения. В основе коррекционной тренинговой работы лежали две основные цели: самосовершенствование личности подростка; обучение навыкам межличностного общения.
Программа включала в себя 4 блока:
- Развитие доверия, принятия другими, возможности самопрезентации.
- Создание образа «Я» в контексте межличностных отношений.
- Отреагирование напряженных эмоцио-нальных состояний.
- Развитие коммуникативных навыков, способностей взаимодействия в коллек-тиве сверстников.
При сравнительном анализе результатов общей и контрольной диагностики, мы пришли к следующим выводам:
- на 40% повысились показатели отношения каждого члeна к группе; наличие положительных взаимосвязей с члeнами коллектива возросли с 25% до 45%; показатели контроля собственного поведения, проявления эмоциональности в общении, а также сближения с члeнами коллектива повысились в среднем на 32%;
- показатели по всем критериям методики диагностики уровня социально-психологической адаптации повысились в среднем на 20%;
- с 37,5% до 18% снизился уровень взаимного неприятия; уровень неадекватности проявления эмоций и агрессии снизился в среднем на 32 %.
Таким образом, мы убедились в том, что программа психологического тренинга, направленная на повышение компетентности в сфере общения оказала положительное влияние на межличностное взаимодействие подростков. Результатом работы стало снижение уровня отрицательных, негативных проявлений во взаимодействии между подростками, доброжелательное отношение к новым члeнам коллектива, а также повышение уровня межличностного взаимодействия между члeнами группы.
Наша исследовательская работа показала, что тренинг как метод психологической коррекции является наиболее оптимальным и эффективным в ситуации кризиса межличностного взаимодействия.
Статья в формате PDF 115 KB...
23 04 2024 18:56:32
Статья в формате PDF 311 KB...
22 04 2024 10:25:22
Статья в формате PDF 102 KB...
21 04 2024 22:52:59
Статья в формате PDF 147 KB...
20 04 2024 14:21:33
Статья в формате PDF 112 KB...
18 04 2024 5:22:56
Статья в формате PDF 117 KB...
17 04 2024 14:58:59
Статья в формате PDF 129 KB...
16 04 2024 20:33:11
Статья в формате PDF 111 KB...
15 04 2024 6:28:23
Статья в формате PDF 113 KB...
14 04 2024 10:58:50
Статья в формате PDF 113 KB...
13 04 2024 15:46:19
Статья в формате PDF 110 KB...
12 04 2024 10:17:51
Статья в формате PDF 154 KB...
11 04 2024 12:53:59
Статья в формате PDF 286 KB...
09 04 2024 22:35:51
08 04 2024 3:12:29
Статья в формате PDF 459 KB...
06 04 2024 20:54:41
Статья в формате PDF 156 KB...
05 04 2024 22:37:47
Статья в формате PDF 122 KB...
04 04 2024 20:24:34
Статья в формате PDF 143 KB...
03 04 2024 1:10:24
Статья в формате PDF 112 KB...
01 04 2024 6:19:56
31 03 2024 11:17:56
Статья в формате PDF 174 KB...
30 03 2024 19:44:52
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 4:37:39
Статья в формате PDF 115 KB...
28 03 2024 1:15:53
Статья в формате PDF 189 KB...
27 03 2024 17:17:45
Статья в формате PDF 367 KB...
26 03 2024 12:16:10
25 03 2024 19:19:38
Статья в формате PDF 243 KB...
24 03 2024 11:21:49
Статья в формате PDF 101 KB...
23 03 2024 4:51:25
Статья в формате PDF 320 KB...
22 03 2024 13:54:55
Статья в формате PDF 251 KB...
21 03 2024 19:57:36
Статья в формате PDF 220 KB...
20 03 2024 21:29:11
Статья в формате PDF 136 KB...
19 03 2024 15:28:14
18 03 2024 6:37:26
17 03 2024 12:46:20
Статья в формате PDF 125 KB...
16 03 2024 10:34:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::