МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

Ильинова Н.А. Статья в формате PDF 126 KB

Истоки исследования проблем молодежи можно найти в теоретических дискуссиях социологов в отношении роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, в обосновании теоретических подходов к анализу социальной структуры общества, влиянии культуры на личность. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных хаpaктеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно -  как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Возрастающий интерес современной социологической науки к молодежной проблематике объясняется тем, что молодежь - это необходимая для нормального функцио-ирования социума группа, содержащая  «код» преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества.

Развитие понятия молодежи как научной категории прошло путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях ее воспитания до создания самостоятельных теорий молодежного возраса.

Генезис этой научной категории как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII - начала XIX вв. До этого времени молодые люди в качестве особой социальной группы не признавались. Вплоть до конца XIX в. проблемы молодежи рассматривались опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций этого возраста пришлись на начало XX в. и получили развитие в социологических теориях молодежи.

Начальный этап жизненного цикла, совпадающий с молодостью и связанный с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появился в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путем передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

Определение возрастных границ молодежи возможно как разграничение этапов жизненного цикла: молодежь - это группа на этапе жизни между детством и взрослостью; выявление специфики ее образа и стиля жизни, культуры и поведения; определение молодости как периода решения задач социализации. Также молодыми считаются те, кто ведет молодежный образ жизни, но еще не входит или уже вышел из молодежного возраста. «Юность не только вставляется между детством и зрелостью как отчетливая биографическая фаза, но эта фаза еще и расширилась в обоих направлениях и была в значительной степени создана ее собственным социокультурным миром. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается все раньше и раньше и продолжается все позже и позже», - так хаpaктеризуют молодежь авторы теорий, направленных на изучение проблем личности[1]. Подобная прострaнcтвенная размытость, расплывчатость понятия молодости вызывает трудности  при определении численности молодежи и планировании молодежной политики.

Ценности молодого поколения обусловлены тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодежью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений.

Проблема поколений - это проблема преемственности социокультурной динамики любого общества, задача которого состоит в формировании молодого поколения, способного в будущем реализовать свои социальные функции. Это - проблема успешного включения молодежи в общественные отношения. Постепенное включение в общественную пpaктику через социальное созревание подводит молодежь к осознанию себя как поколения. В этом процессе происходят переосмысление исторического опыта предшествующих поколений и оценка исторического процесса с точки зрения нового поколения, нового социального субъекта, который является продуктом новых общественных отношений.

Молодежь является последним по генезису поколением в любом обществе, представленном рядом поколений, значит, она находится в объективной связи со всеми предыдущими поколениями.

Понимание молодежи как целостного поколения подводит к анализу ее взаимоотношений с другими поколениями. Возможность взаимного отчуждения, непонимание между поколениями возрастают в периоды социальных кризисов, перемен, поскольку кризисы в социальном развитии - это и кризис сложившегося механизма преемственности поколений.

К концу двадцатого столетия, в силу многих экономических, политических и социальных причин, молодёжь перестает быть просто социально-демографической группой. Исследователи обратили внимание на психологические особенности этого возраста, на место молодёжи в системе общественных отношений и на возможные перспективы развития общества посредством включения в него современной молодёжи. Эти перспективы, с одной стороны, выглядят многообещающими, а с другой - ставят ряд вопросов. Так как современная молодёжь развивается в уникальных социокультурных условиях, связанных с системным кризисом российского общества, сложившимся конфликтом поколений, в условиях кризиса традиционных ценностей, то перед обществом стоит серьёзная проблема - изучить феномен молодёжи как разностороннее социальное явление и один из главных социальных ресурсов общества. Так, известный исследователь проблем молодёжи И.М.Ильинский отмечает принципиальное изменение статуса молодежи в социально-историческом процессе: общество должно открыть молодёжь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодёжи в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодёжи человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации[2].

Современный мир находится в процессе глобальных крупномасштабных трaнcформаций, которые не могли не затронуть и российское общество. В условиях фактического расслоения российского общества, неравенства возможностей в получении образования, жилья, в исполнении воинского долга обостряются проблемы, связанные с молодёжью.

Исследователи актуальных общественных проблем современной России пре-достерегают власти от поспешных акций по разрушению традиционного образа социальной справедливости, особенно - у молодежи. Критика государственного патернализма по отношению к молодежи за ее потребительские настроения, инфантилизм, отсутствие деловой инициативы верна лишь частично. Для взаимодействия общества и молодежи переход к социальному партнерству оказался теоретически несостоятелен и пpaктически вреден. Общество - своеобразная социальная среда, которая должна обеспечивать молодого человека защитой, привилегиями, гарантиями, иначе общество не вправе ожидать гражданского поведения от молодежи. При этом общество делает акцент на молодёжь как на важнейшую составляющую человеческого капитала и социальный ресурс, связывая процветание российского государства с процветанием всех социальных групп, в том числе и молодёжи.

Эффективность реформ в российском обществе во многом зависит от того, насколько адекватно учитываются особенности социального положения различных групп населения и, прежде всего, подрастающего поколения. Молодёжь занимает важнейшую позицию в общественном воспроизводстве, и возможности её самореализации являются значимым фактором обновления России[3].

В нынешних условиях трaнcформирующегося социума молодежь является едва ли не главным социальным ресурсом с точки зрения стоящих перед обществом стратегических задач.

Молодёжь является носителем Интеллектуального потенциала. Именно в молодости человек, как никогда, способен к творческой, эвристической деятельности, оптимально трудоспособен. Любое общество воспроизводит себя через молодёжь не только физически, но и интеллектуально. В то же время молодёжь как социальный, экономический и политический ресурс общества стремится не только к получению базового школьного образования, но и к получению среднего специального, высшего и дополнительного образования, и сама указывает на хаpaктер тех курсов и дисциплин, которые необходимы ей для нормальной жизнедеятельности в реформируемом обществе. Поэтому молодёжь сегодня - это один из основных объектов вложения средств, капитала для экономической, политической и общекультурной выгоды госуарства. Государственная политика, направленная на развитие молодёжи, предполагает долгоременные капиталовложения в качественное обучение, временное возмещение упущенного заработка (выплата стипендий, некоторые льготы), психологическую поддержку молодёжи в виде внеклассных мероприятий, а также мероприятий, направленных на приобщение молодёжи к здоровому образу жизни. Кроме государственной политики, направленной на образование и досуговую занятость молодёжи, необходима поддержка молодых семей. Подобные меры, на наш взгляд, способны принести ощутимый доход не только владельцам производительных качеств, но и всему обществу.

Однако, если смотреть шире, основным фактором, определяющим уровень развития молодёжи как человеческого капитала, является социокультурная среда. Она отражает состояние четырёх подсистем общества в виде таких показателей, как уровень и качество жизни, экономический, интеллектуальный и культурный ресурсы общества.


[1] Личностно-ориентированная социология /Пер. с англ. - М., 2004. С. 242.

[2] Молодёжь России: Тенденции, перспективы // Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. -М, 1993. -С. 61

[3] Слепенков И.М. Социология молодёжи // Социологические исследования. - 1993. - № 3 -С. 130



ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ

ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ Статья в формате PDF 275 KB...

22 04 2024 2:10:27

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ Статья в формате PDF 134 KB...

21 04 2024 7:37:28

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРЕВА МЕТАЛЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПЕЧНЫХ АГРЕГАТОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРЕВА МЕТАЛЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПЕЧНЫХ АГРЕГАТОВ В статье даются разъяснения к применению зависимости коэффициента интенсивности нагрева (kи.н) металла от тока электрода с целью обеспечения оптимальных электрических и технологических показателей работы электропечных агрегатов для случаев экранированного и неэкранированного горения дуг. Представлено соспоставление скорости нагрева металла и kи.н для двух указанных случаев. ...

20 04 2024 3:22:50

ПРОИЗВОДСТВО И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

ПРОИЗВОДСТВО И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ Статья в формате PDF 110 KB...

15 04 2024 21:29:42

ВИЧ-инфекция в детском возрасте

ВИЧ-инфекция в детском возрасте Статья в формате PDF 103 KB...

13 04 2024 2:12:23

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие) Статья в формате PDF 107 KB...

12 04 2024 11:42:55

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ Статья в формате PDF 125 KB...

11 04 2024 11:20:34

АНОМАЛИИ ПОЛОЖЕНИЯ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 11 ДО 16 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРА)

АНОМАЛИИ ПОЛОЖЕНИЯ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 11 ДО 16 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРА) В настоящее время основной задачей стоматологии является профилактика кариеса, особенно для возрастной группы 11-16 лет. Ранее была установлена связь между кариесом и аномалиями зубочелюстной деформацией системы. В 2001-2002 г нами было обследовано 2504 ребенка в возрасте от 11 до 16 лет. Из них 1016 (40,6%) мальчиков и 1488 (59,4%) девочек. Из числа выявленных аномалий прикуса чаще наблюдался глубокий прикус, затем дистальный, осложненный открытым прикусом, мезиальный и открытый, остальные виды прикусов встречались крайне редко. На основе компьютерной обработке полученных данных очевидно, что деформация зубочелюстной системы встречается в возрастных группах со сменным и постоянным прикусом; - аномалии прикуса составляют 53% от общего количества обследованных детей; - аномалии положения отдельных зубов составляют 39% от общего количества обследованных детей. ...

10 04 2024 5:25:18

КАРБОГИДРАЗЫ: СТРУКТУРА И СПЕЦИФИЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ

КАРБОГИДРАЗЫ: СТРУКТУРА И СПЕЦИФИЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ Статья в формате PDF 110 KB...

08 04 2024 17:58:33

ПАТТЕРНЫ ВНУТРИ ПАТТЕРНОВ

ПАТТЕРНЫ ВНУТРИ ПАТТЕРНОВ Статья в формате PDF 87 KB...

31 03 2024 9:26:30

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 89 KB...

28 03 2024 4:32:44

ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (учебное пособие)

ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (учебное пособие) Статья в формате PDF 136 KB...

25 03 2024 22:19:45

НАРКОМАНИЯ В РСО-АЛАНИЯ ЗА ПЕРИОД 1999-2004 гг.

НАРКОМАНИЯ В РСО-АЛАНИЯ ЗА ПЕРИОД 1999-2004 гг. Статья в формате PDF 121 KB...

24 03 2024 11:59:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::