ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩИМ ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
На сегодняшний день, общество переживает переход от техногенной культуры, технократических принципов в области науки и образования к этике одухотворенной цивилизации; резко обострилась потребность в гуманизации и гуманитаризации образования на идеологическом, дидактическом, структурно-содержательном, технологическом и других уровнях [1].
В сфере высшего профессионального образования заложены огромные возможности для формирования личности. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины играют в этом одну из основополагающих ролей: велика их в роль в формировании мировоззрения, воспитании нравственных качеств, повышения уровня интеллектуального развития обучающихся и т.д; а как показала пpaктика, играют роль одного из важнейших приоритетных направлений - привитие у обучающегося качественного и профессионального подхода к изучению математических и общих естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.
Но, иногда, учащиеся высших учебных заведений не понимают действительную значимость общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Одной из возможных причин этого является отсутствие у обучающегося базовой заинтересованности в той или иной дисциплине. Ведь сознательно выбирая базой своего обучения технический ВУЗ, абитуриенты ориентируются на свои способности в узкопрофилирующих дисциплинах, тем самым не уделяя должного внимания гуманитарному направлению.
По всей видимости, формирование структуры информационно-насыщенного аспекта обеспечения знаниями обучающихся по предмету и навыков более эффективного его понимания необходимо начинать с адаптации рабочих программ, ориентируясь на специфику того или иного технического учебного заведения; стимулирования интереса у студентов к изучаемым ими гуманитарным дисциплинам; организации плодотворной работы на пpaктических занятиях; воспитании определенных умений и навыков, которые позволили бы им в дальнейшем не только научиться работать с источниками литературы, но и вдумчиво, целенаправленно выбирать необходимый материал, адаптировав его для предстоящего занятия; привитии у обучающегося умения внимательно воспринимать и обpaбатывать полученную в течение занятия информацию.
Как показывает опыт, наиболее эффективной формой работы на пpaктических занятиях по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам явилась форма работы студентов через объединение их в подгруппы. Обычно после первых двух-трех вводных пpaктических занятий, становится известным показатель работоспособности каждого студента, их отношение к дисциплине. В результате чего, для более эффективного проведения пpaктического занятия, преподаватель формирует из всей группы 3-4 подгруппы, в которые равномерно включены, как студенты положительно проявившие себя, так и неуспевающие (возможно с учетом желания и психологической совместимости занимающихся). Вопросы и задания для последующего пpaктического занятия распределяются между подгруппами. В каждой подгруппе студенты сами выбирают и назначают докладчика и содокладчиков с распределением подготавливаемых ими вопросов. Выступают докладчики и содокладчики, остальные студенты подгруппы дополняют изложенный материал.
С целью привития у студентов одной подгруппы навыка преподносить в материале самое интересное и важное, а у студентов других подгрупп навыка получения преподносимого материала, оценка подготовки каждой из подгрупп осуществляется не потому, какой материал и в каком количестве найден и преподнесен, а посредством того, как этот материал был усвоен студентами других подгрупп. Это контролируется проверкой усвоенных знаний студентов, не вошедших в число группы-докладчика путем фронтального опроса. Они, либо отвечают на вопросы преподавателя, либо рассказывают, что поняли из выступления группы-докладчика; допускается возможность комментирования выступления группы-докладчика. Все опрошенные получают баллы за правильные ответы с разбивкой по тематическим направлениям каждой подгрупп; в конце занятия подводятся общие итоги, в результате чего каждая подгруппа получает общую оценку своей подготовленности.
Было замечено, что применяя такую форму ведения пpaктического занятия, более сильные студенты стремятся при правильной организации работы помочь более слабым, сами осуществляют предварительный контроль уровня их подготовки, и как следствие, уровень подготовки всей подгруппы возрастает. Если на первых занятиях студент не проявлял заинтересованности в этой дисциплине, то спустя уже 3-4 занятия привитие интереса такого студента к предмету очевидно. Каждому из студентов становится интересен процесс дискуссий, им нравится такой способ обмена полученными знаниями; происходит интеллектуализация их труда с высоким динамизмом воспроизводства в последующем приобретаемых в процессе занятий знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования //Высшее образование в России.- 2006.-№1.-С. 45-50
Статья в формате PDF 127 KB...
25 04 2024 3:16:17
Статья в формате PDF 127 KB...
24 04 2024 4:34:43
По статистическим рядам динамики урожайности сена однолетних и многолетних трав показаны результаты идентификации биотехнического закона и его применения в волновых составляющих математической модели динамики. ...
23 04 2024 7:15:51
Статья в формате PDF 182 KB...
22 04 2024 2:54:57
Статья в формате PDF 265 KB...
21 04 2024 10:28:21
Статья в формате PDF 207 KB...
20 04 2024 2:35:57
Статья в формате PDF 117 KB...
18 04 2024 0:42:20
Статья в формате PDF 320 KB...
17 04 2024 12:38:17
Статья в формате PDF 150 KB...
16 04 2024 22:46:19
14 04 2024 17:46:21
Статья в формате PDF 137 KB...
13 04 2024 1:50:49
Статья в формате PDF 129 KB...
12 04 2024 18:37:58
Статья в формате PDF 110 KB...
11 04 2024 5:33:32
Статья в формате PDF 154 KB...
09 04 2024 11:50:57
Статья в формате PDF 124 KB...
08 04 2024 4:14:33
Статья в формате PDF 133 KB...
07 04 2024 5:30:25
Статья в формате PDF 260 KB...
05 04 2024 20:36:23
04 04 2024 3:33:35
Статья в формате PDF 118 KB...
03 04 2024 16:37:13
Статья в формате PDF 114 KB...
02 04 2024 23:38:21
В статье рассматриваются основные исторические этапы развития отечественной териологии в XVIII-XX вв., самоотверженно проводившиеся учеными-зоологами несмотря на различные трудности, являвшиеся следствием изменения исторической и политической картины мира. Показан вклад отдельных российских ученых в формировании териологии, а также роль в этом процессе научных сообществ России. ...
01 04 2024 1:26:12
Статья в формате PDF 130 KB...
31 03 2024 1:34:34
Статья в формате PDF 299 KB...
30 03 2024 10:23:58
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 15:37:36
Статья в формате PDF 243 KB...
28 03 2024 12:53:47
Статья в формате PDF 260 KB...
27 03 2024 7:58:44
Статья в формате PDF 140 KB...
25 03 2024 10:18:50
Статья в формате PDF 123 KB...
24 03 2024 5:54:22
Статья в формате PDF 194 KB...
23 03 2024 4:59:12
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 9:39:51
Статья в формате PDF 101 KB...
21 03 2024 18:46:45
Статья в формате PDF 146 KB...
20 03 2024 14:41:57
Статья в формате PDF 146 KB...
19 03 2024 1:26:26
Статья в формате PDF 110 KB...
18 03 2024 15:49:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::