СТАТУСНЫЕ ЧЕРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В отечественной экономической литературе можно встретить большое количество понятий образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение). Их можно свести в четыре группы определений образовательного учреждения в зависимости от точки зрения исследования:
- вуз как субъект организационно-правовых отношений;
- вуз как объект управления;
- вуз как производственное предприятие;
- вуз как экономический субъект.
Каждая группа определений хаpaктеризует не только вуз, но и основную цель его деятельности.
Вуз как субъект организационно-правовых отношений. В соответствии с классификацией, определенной законодательством Российской Федерации в области образования, образовательное учреждение высшего профессионального образования относится к одному из типов учреждений, осуществляющих образовательный процесс, т.е. реализующих одну или несколько образовательных профессиональных программ и/или обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся.
По организационно-правовой форме высшее учебное заведение может быть государственным, муниципальным, негосударственным.
Высшее учебное заведение (вуз), частично или полностью финансируемое из соответствующего бюджета, является некоммерческой организацией преимущественно в форме учреждения.
Основной целью создания и функционирования некоммерческой организации выступает деятельность, которую необходимо осуществлять. Возможный результат этого процесса для некоммерческой организации не должен быть связан с получением прибыли.
Вуз как объект управления. С точки зрения управления высшее учебное заведение является системой, в состав которой входит ряд подсистем: институты, факультеты, отделения и т.д. Возможно системное представление учебного заведения и по функциональным уровням, с выделением общего, присущего как системе в целом, так и элементам ее структуры. Как система управления, вуз является многопрофильным учебно-научным и производственным комплексом, совокупная деятельность которого подчинена общественно-государственным и собственным социально-экономическим целям. В укрупненной модели вуза выделаются три основных объекта управленческого внимания: ресурсы учебного заведения, объект воздействия, результат деятельности.
Основными областями деятельности вуза с точки зрения управления являются:
- учебная деятельность;
- научная деятельность;
- методическая деятельность;
- хозяйственная деятельность.
Каждая из предложенных областей имеет частные цели, но все они должны быть скоординированы и ориентированы на достижение одной единой цели. Единая цель деятельности вуза - «повышение уровня знаний в обществе».
Вуз как производственное предприятие. Хозяйственная сущность бюджетных вузов базируется, прежде всего, на их юридической автономии. Как отмечено выше, в соответствии с законодательно закрепленной классификацией юридических лиц, вуз, частично или полностью финансируемый из соответствующего бюджета, относится к некоммерческому государственному образовательному учреждению, что обуславливает двойственность его положения, которое заключается в необходимости удовлетворять социальным (государственным) и рыночным требованиям. Государственное образовательное учреждение как бюджетное учреждение может осуществлять следующие виды деятельности:
- предпринимательская деятельность;
- непредпринимательская деятельность.
Вуз не отличается от любого другого производства и обладает его признаками. Другими словами, «вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку «продукцию» собственного производства и при успешной ее реализации получить прибыль». Однако предпринимательская деятельность бюджетного вуза как некоммерческой организации существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица.
Вуз как экономический субъект. В настоящее время рынок образовательных услуг в основных своих проявлениях уже сформировался. Он имеет все атрибуты понятия «рынок»: товар (услугу), спрос, предложение, конкуренцию субъектов.
Как субъект государственной (отраслевой) экономики вуз является организацией, потрeбляющей государственные ресурсы в целях выполнения государственных (отраслевых) заказов на подготовку специалистов и проведение исследований.
Как субъект рыночной экономики, вуз выступает в роли товаропроизводителя преимущественно интеллектуальной продукции и услуг и реализующего эту продукцию, как по государственным, так и по свободно-рыночным (договорным) ценам.
Основной целью деятельности (функционирования) вуза является образовательная и исследовательская деятельность, а не бизнес, что означает некоммерческий хаpaктер деятельности вуза.
Многообразие подходов к определению вуза и его статуса в области экономики образования объясняется недостаточной определенностью понятия «образовательное учреждение». В результате такой неопределенности к образовательному учреждению пытаются подойти либо как к предприятию, производящему образовательные услуги, распространяя на него категории, применяемые для коммерческих организаций, либо как к организации, в которой осуществляется некий не связанный с экономикой процесс для передачи знаний и создания нового знания.
Ключевым моментом поиска решения проблемы неопределенности является определение статуса образовательного учреждения, включающего определение как самого понятия «образовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует.
Статья в формате PDF 116 KB...
17 04 2024 5:11:57
Статья в формате PDF 310 KB...
16 04 2024 2:27:27
Статья в формате PDF 312 KB...
15 04 2024 7:34:24
Статья в формате PDF 116 KB...
13 04 2024 8:56:59
Статья в формате PDF 134 KB...
12 04 2024 22:16:51
Статья в формате PDF 102 KB...
11 04 2024 11:34:29
Статья в формате PDF 306 KB...
09 04 2024 7:33:29
Статья в формате PDF 113 KB...
08 04 2024 23:21:53
Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...
07 04 2024 23:45:21
Статья в формате PDF 112 KB...
06 04 2024 1:31:47
Статья в формате PDF 266 KB...
05 04 2024 18:22:35
Статья в формате PDF 113 KB...
04 04 2024 15:48:27
Статья в формате PDF 132 KB...
03 04 2024 21:28:45
Статья в формате PDF 114 KB...
02 04 2024 7:15:27
Статья в формате PDF 144 KB...
01 04 2024 4:41:21
Статья в формате PDF 279 KB...
31 03 2024 14:46:31
Статья в формате PDF 121 KB...
30 03 2024 15:58:36
Статья в формате PDF 240 KB...
29 03 2024 4:44:53
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 12:50:47
Статья в формате PDF 114 KB...
27 03 2024 5:26:40
Статья в формате PDF 268 KB...
26 03 2024 20:28:14
25 03 2024 0:37:42
Статья в формате PDF 120 KB...
24 03 2024 11:18:34
Статья в формате PDF 137 KB...
23 03 2024 0:48:11
Статья в формате PDF 250 KB...
22 03 2024 9:19:39
Статья в формате PDF 384 KB...
21 03 2024 7:24:30
Статья в формате PDF 121 KB...
19 03 2024 0:56:36
Статья в формате PDF 104 KB...
18 03 2024 14:15:43
Статья в формате PDF 204 KB...
17 03 2024 0:35:36
Статья в формате PDF 101 KB...
16 03 2024 11:22:29
Статья в формате PDF 848 KB...
14 03 2024 2:29:27
Статья в формате PDF 136 KB...
13 03 2024 22:11:37
Статья в формате PDF 100 KB...
11 03 2024 22:55:43
Статья в формате PDF 111 KB...
09 03 2024 7:54:47
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::