ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
И общество в целом, и система образования представляют собой саморазвивающиеся системы, которые эволюционируют по своим траекториям, тесно связанным, но не тождественным. Поскольку любое развитие представляет, прежде всего, информационный процесс, развитие любой социальной системы также требует обязательного приращения новой информации, генерируемой в самой системе. Ведущая роль инженерной деятельности в современный период хорошо известна [1].
Одной из самых хаpaктерных черт современного периода является определяющая роль проектирования всех сторон человеческой деятельности - социальной, организационной, технической, образовательной, рекреационной и т.д. Любое проектирование есть, в первую очередь, информационный процесс, процесс генерирования новой информации. Принципиальной особенностью проектной деятельности сейчас является ее творческий хаpaктер.
Новое понимание проектирования требует существенной корректировки процессов подготовки и переподготовки специалистов. Преодолению негативных последствий узкопрофессиональной подготовки технических специалистов способствует гуманизация инженерного образования, включение технических знаний в общекультурный контекст. Не менее важным является умение будущих и работающих инженеров использовать в профессиональной деятельности гуманистические критерии, системное рассмотрение поставленных перед ними задач, включающее экологические, социальные и другие последствия применения новых технических устройств и использования новых технологий.
Процесс воспроизводства знаний и умений не может быть оторванным от процесса формирования личности. Тем более это относится к сегодняшнему дню. Но так как в настоящее время научные, технические и иные знания и технологии обновляются с невиданной ранее скоростью, то и процесс их восприятия, и формирование личности должны продолжаться всю жизнь. К сожалению, в учебных планах современных вузов отсутствуют учебные дисциплины, в которых бы студентов обучали самому главному творческому акту - замыслу, поиску проблем и задач, анализу потребностей общества и путей их реализации. Для этого необходимы как курсы широкого методологического плана (история и философия науки и техники, методы научно-технического творчества), так и специальные курсы с включением творческих задач и обсуждением направлений их решения.
Становится очевидным важность личностного развития студентов, что требует индивидуализации обучения, повышения самостоятельности в учебной деятельности. Развитие творческих способностей невозможно только в рамках академических занятий. Нужно активное участие в научно-исследовательской работе кафедр, в инженерных разработках, тесные творческие и личностные контакты с инженерами, конструкторами, исследователями.
Переход от доминирования формально-логических знаний и способов обучения к органическому сочетанию интуиции и дискурсии требует дополнительных усилий по развитию образного мышления и творческих способностей. Одним из главных средств развития творческого, образного и интуитивного мышления является искусство. Нужны как пассивные формы его восприятия, так и активное овладение искусством в форме художественного творчества, а также в его использовании в профессиональной деятельности [2]. Нужно, чтобы образовательная деятельность превратилась в гармоничное творчество, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 04-03-00438а.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.
- Рыжов В.П. Наука и искусство в инженерном деле. - Таганрог: ТРТУ, 1995.
Работа представлена на заочную электронную конференцию, «Современная социология и образование», 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 18.10.2006 г.
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 19:55:40
Статья в формате PDF 266 KB...
27 03 2024 17:19:52
Статья в формате PDF 154 KB...
25 03 2024 12:38:17
Статья в формате PDF 121 KB...
23 03 2024 5:51:47
Статья в формате PDF 181 KB...
22 03 2024 15:30:14
Статья в формате PDF 111 KB...
20 03 2024 10:43:48
Статья в формате PDF 102 KB...
18 03 2024 1:16:40
Статья в формате PDF 123 KB...
17 03 2024 9:25:23
16 03 2024 1:33:38
Статья в формате PDF 267 KB...
15 03 2024 17:27:31
Статья в формате PDF 299 KB...
14 03 2024 12:16:38
Статья в формате PDF 106 KB...
13 03 2024 17:40:35
Статья в формате PDF 302 KB...
12 03 2024 16:10:48
Статья в формате PDF 126 KB...
11 03 2024 15:33:56
Статья в формате PDF 112 KB...
10 03 2024 6:58:34
08 03 2024 21:30:48
Статья в формате PDF 206 KB...
06 03 2024 15:55:50
Статья в формате PDF 121 KB...
05 03 2024 7:10:56
Статья в формате PDF 250 KB...
04 03 2024 18:17:26
Статья в формате PDF 120 KB...
03 03 2024 0:41:16
Статья в формате PDF 245 KB...
02 03 2024 2:37:34
Статья в формате PDF 119 KB...
01 03 2024 20:21:33
Статья в формате PDF 103 KB...
29 02 2024 21:18:24
Статья в формате PDF 106 KB...
28 02 2024 16:11:37
Статья в формате PDF 126 KB...
27 02 2024 23:13:27
Статья в формате PDF 309 KB...
26 02 2024 21:11:33
Статья в формате PDF 181 KB...
25 02 2024 22:29:32
Статья в формате PDF 114 KB...
24 02 2024 10:42:50
Статья в формате PDF 291 KB...
23 02 2024 7:37:18
Изучено состояние иммунной системы у прооперированных больных с узловыми образованиями щитовидной железы. Установлено достоверное снижение абсолютных показателей иммунитета в клеточных и гумopaльных звеньях. В основе механизмов нарушений регуляции иммунного ответа лежат как модуляции свойств отдельных популяций иммуннокомпетентных клеток, так и на молекулярно-генетическом уровне за счет изменения экспрессии генов цитокинов. Выявлена тесная взаимозависимость нейроэндокринной и иммунной систем в реабилитации иммунного гомеостаза в пост операционный период. Для оценки иммунного статуса определялся субпопуляционный состав лимфацитов периферической крови и иммуноглобулины. Исследована клиническая эффективность комплексного применения иммуномодуляторов и тиреоидных препаратов. Обосновано применение в комплексном лечении послеоперационных пациентов с узловым зобом иммунофана, нуклеината натрия в комплексе с гормональными препаратами. ...
22 02 2024 9:26:22
Статья в формате PDF 135 KB...
21 02 2024 2:16:39
Статья в формате PDF 534 KB...
20 02 2024 18:59:23
Статья в формате PDF 274 KB...
19 02 2024 11:38:40
Статья в формате PDF 112 KB...
18 02 2024 11:48:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::