РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Зубцова И.Л. Лазарева Л.П Горчакова Н.П. Статья в формате PDF 132 KB Современный период развития России показывает, что существует громадный разрыв между фундаментальным знанием и экологически целесообразной производственной деятельностью людей. Причины этого заключаются в несформированности экологического сознания личности, экологической безграмотности разных поколений, отсутствии норм и ценностей экологической культуры. Картина мира, возникшая в контексте глобальных экологических проблем, связанных с нерациональным обменом веществ и энергии между человеком и природой, привела к существенным изменениям в образовательных системах. Современное образование и воспитание базируется на приоритете экологической составляющей как стержне, вокруг которого концентрируются все дисциплины, прежде всего естественные и гуманитарные.

Экологизация системы образования - проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру других дисциплин, нацеливающее человека на изменение его отношения к окружающей среде, формирование мышления, основанного не на силовых решениях и конфронтациях, а на диалоговых формах общения разных народов, взаимодействии природной и культурной среды.

В Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ) разработаны экологические курсы для различных специальностей. В настоящее время учебные курсы экологической направленности ведутся на очном, заочном, ускоренном и дистанционном отделениях институтов ТГЭУ по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров», « Технология продуктов общественного питания», «Пищевая биотехнология», «Технология бродильных производств и виноделия», «Управление качеством», «Экономика и управление на предприятии» и другие.

Однако зачастую знаний, полученных в рамках вузовской подготовки, недостаточно для решения специалистами конкретных производственных задач. Известно, что более 80% аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня. Пробелы в экологическом образовании приводят к экономическим потерям на предприятиях (выплата ущерба от загрязнения окружающей среды, штрафы за нарушение природоохранного законодательства и др.), негативно сказываются на имидже предприятий, препятствуют их выходу на внешний рынок. Российским законодательством предусмотрено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. При этом объемы подготовки управленческих и производственных кадров в стране остаются низкими, пробелы в базовом образовании в основном решаются специалистами за счет прохождения курсов повышения квалификации.

Возросший объем материала экологической направленности реализуется в вузах через различные формы и методы обучения: лекции, пpaктические и лабораторные занятия, самостоятельную работу обучающихся. Среди дисциплин естественнонаучного цикла особое место в решении насущных экологических проблем занимают химические: общая, неорганическая, органическая, аналитическая химия, биохимия, физическая и коллоидная химия. Создание новых методик, ориентированных на анализ объекта, нахождение в нем полной системы ориентиров предстоящего действия - весьма увлекательная, но сложная задача современного этапа образования.

При чтении лекций по химическим дисциплинам преподаватель вуза должен обращать внимание на проблемы экологии, пользуясь не только информацией специальной, но и обычной прессы, тем более что сообщения об экологических катастрофах разного масштаба стали уже привычными. На лабораторных занятиях целесообразно увеличить количество заданий на выявление причинно-следственных связей. Наиболее наглядной системой с огромным набором элементов и связей, а также состояний этих элементов (таких, как температура, соленость, плотность, кислотность и др.) является Мировой океан. Лабораторное занятие «Загрязнение вод Мирового океана» является яркой иллюстрацией этого и проводится следующим образом: студенты предварительно собирают информацию о типичных загрязнениях Мирового океана, систематизируют ее по видам загрязнения и влиянию токсикантов на организм человека. Далее проводят эксперимент, моделируя экосистему «морское побережье» и наблюдают возможные последствия различных загрязнений, сопровождая соответствующими комментариями. Сравнивая исходные параметры океанической воды (химический состав, прозрачность, наличие живых организмов, изменение запаха и другие) с данными, полученными в результате искусственного загрязнения (нефть, масла, бытовые отходы, сточные воды, механические примеси), учащиеся наблюдают происходящие изменения с сильнейшей эмоциональной оценкой. Соединение теоретических знаний и наглядности проводимого эксперимента становится убедительным аргументом в защиту сохранение качества природной среды и стимулирует обучающихся к принятию экологически грамотных самостоятельных решений.

Для самостоятельного изучения студентам предлагаются материалы, адаптированные к уровню их знаний, которые используются для подготовки к семинарам, написанию рефератов, проведению работ исследовательского хаpaктера. Примером могут служить работы по анализу качества пищевых продуктов, уровню и виду загрязнений окружающей среды, анализу структуры и состава различных экосистем, что формирует ответственное отношение к обсуждаемым объектам. Проводимые исследования находят отражение в лабораторных пpaктикумах по виноделию, физической и коллоидной химии, экологии, результаты используются в дипломных работах, материалах научных конференций.

В Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ) накоплен значительный методический, организационный и пpaктический опыт в реализации образовательных программ системы дополнительной подготовки экологических кадров. Нами проведены 58 различных семинаров, обучение по программам повышения квалификации и переподготовки в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования прошли 2100 специалистов, в их числе: специалисты природоохранных структур, муниципальные служащие, руководители и специалисты предприятий.

В связи с тем, что требования к объему и уровню знаний в области природоохранной деятельности выходят за рамки программ повышения квалификации, Научно-образовательным центром инженерной и социальной экологии ДВГТУ разработана программа профессиональной переподготовки по специальности «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». Программа рассчитана на работающих по данному профилю государственных и муниципальных служащих, работников исследовательских и проектных организаций, специалистов экологических служб разного уровня, не имеющих базовой экологической подготовки. Она соответствует курсу государственного образовательного стандарта «Защита окружающей среды» и включает: базовые дисциплины (82 часа), специальные (142) и дисциплины специализаций (254). Лица, успешно прошедшие подготовку, получают диплом о переподготовке, предоставляющий право на профессиональную деятельность в сфере управления природоохранной деятельностью на предприятиях и территориально-промышленных комплексах, осуществления экспертизы проектов, технологий и производств, экологического аудита и сертификации.

Для дисциплин специализаций этой программы хаpaктерна модульность, когда отдельные дисциплины соответствуют программам повышения квалификации, что позволяет организовать их прохождение обучающимися в индивидуально приемлемые сроки.

Среди специальных дисциплин данной программы переподготовки значительное внимание уделяется курсу «Химия окружающей среды». Специалисты предприятий, ежедневно сталкиваются с воздействием различных загрязнений на окружающую среду, но не всегда понимают суть происходящих изменений и не могут адекватно оценить возможные последствия. Необходима глубокая теоретическая основа, которая станет базой для принятия оперативных и долгосрочных решений, исключающих негативное воздействие на природную среду. Здесь особенно велика роль химических дисциплин, которые позволяют, например, глубже понять основные законы природы и применить их как наглядную иллюстрацию целостности мира. Химия, как основа самой жизни, помогает разобраться в структуре почвенных покровов, процессах, протекающих в атмосфере и гидросфере, оценить роль океана в поддержании жизни на Земле. С этих позиций ключевыми являются внедрение новых обучающих технологий, способствующих формированию нового мировоззрения. Так, в рамках курса «Химия окружающей среды» программы переподготовки при рассмотрении структуры атмосферы акцентирование внимания на анализе основного компонента тропосферы - кислорода - позволяет отметить важную роль кислорода в жизнедеятельности растительных и животных организмов, определить источники его образования, формы нахождения и уровни содержания в основных компонентах экосферы. Не менее интересна роль инертной составляющей тропосферы - молекулярного азота и его производных в процессах азотофиксации, амонификации, денитрофикации, а также их роль в большом геологическом круговороте азота.

Изучение формирования химического состава морских вод и воздействия на живые организмы является базой для понимания сложнейшей взаимосвязи живого и косного вещества. Очень важно рассмотрение вопроса о роли карбонатной системы океана в консервации углекислого газа и поддержании определенной кислотности его вод, что в свою очередь формирует комфортные условия проживания гидробионтов. Мировой океан, будучи мощным сырьевым источником, является уникальной буферной системой и эталоном замечательной саморегулирующейся экосистемы. Такой подход подачи информации вызывает неподдельный интерес и заинтересованность слушателей, демонстрируя взаимосвязь теории и пpaктики при разрешении конкретных природоохранных задач. Только специалист, вооруженный глубокими теоретическими знаниями, может разрешить существующие экологические проблемы, гармонично сочетая имеющиеся пpaктические навыки с полученными знаниями, принимая решения, оптимальные для состояния окружающей среды. К сожалению, современная действительность постоянно пополняется примерами негативного отношения к важнейшим объектам окружающей среды. Поэтому специалисты подобного плана будут всегда востребованы. Многоуровневая подготовка специалистов позволит обеспечить высокий уровень качества мировоззренческой и профессиональной культуры как студента, так и специалиста предприятия и может рассматриваться как существенный элемент единого образовательного процесса.



СОСТАВ КОСТНОГО МОЗГА И СОДЕРЖАНИЕ В НЕМ ЭРИТРОКЛАЗИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ ПРИ ПИРОГЕНАЛОВОЙ ЛИХОРАДКЕ

СОСТАВ КОСТНОГО МОЗГА И СОДЕРЖАНИЕ В НЕМ ЭРИТРОКЛАЗИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ ПРИ ПИРОГЕНАЛОВОЙ ЛИХОРАДКЕ Проведено исследование хаpaктера образования эритроклазических костномозговых кластеров при лихорадке у лабораторных животных. Установлено, что лихорадка сопровождается увеличением клеточности костного мозга, активацией эритроклазического кластерообразования нейтрофильными миелокариоцитами и макрофагами, сопровождающегося усилением экзоцитарного лизиса эритроцитов в кластерах, то есть увеличением цитолитической активности данных миелокариоцитов. ...

22 04 2024 10:18:18

ВЛИЯНИЕ СВЕРХМАЛЫХ ДОЗ АСПИРИНА, АЦЕТИЛСАЛИЦИЛАТОВ КОБАЛЬТА И ЦИНКА НА БОЛЕВУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КРЫС

ВЛИЯНИЕ СВЕРХМАЛЫХ ДОЗ АСПИРИНА, АЦЕТИЛСАЛИЦИЛАТОВ КОБАЛЬТА И ЦИНКА НА БОЛЕВУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КРЫС В работе изучено противоболевое действие аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка в сверхмалых дозах (40·10–8, 40·10–10, 40·10–13 мг/кг). Все тестируемые соединения оказывали аналгетический эффект, наибольший – обнаружен при действии ацетилсалицилата цинка в дозе 40·10–8 мг/кг. Установлен аналгетический эффект ацетилсалицилата кобальта в сверхмалых дозах, не хаpaктерный для его терапевтической дозы (40 мг/кг). Оказалось, что ацетилсалицилаты кобальта и цинка в дозе 40·10–8 мг/кг превосходили по противоболевой эффективности аспирин в терапевтической и сверхмалых дозах. ...

20 04 2024 5:36:14

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Статья в формате PDF 128 KB...

15 04 2024 2:41:34

НЕМАТОДЫ – БИОИНДИКАТОРЫ ПРИРОДНЫХ ВОДОЕМОВ

НЕМАТОДЫ – БИОИНДИКАТОРЫ ПРИРОДНЫХ ВОДОЕМОВ Статья в формате PDF 457 KB...

06 04 2024 14:10:25

УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ И ТЕОРИЯ МИКСТОВОГО ФАКТОРА

УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ И ТЕОРИЯ МИКСТОВОГО ФАКТОРА Статья в формате PDF 310 KB...

05 04 2024 15:14:30

ИЗУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ ГИДРИРОВАНИЯ АЛЛИЛОВОГО СПИРТА НА 1 %Pd/Nd2O3 КАТАЛИЗАТОРЕ

ИЗУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ ГИДРИРОВАНИЯ АЛЛИЛОВОГО СПИРТА НА 1 %Pd/Nd2O3 КАТАЛИЗАТОРЕ В работе представлены результаты по гидрированию аллилового спирта на 1 % Pd/Nd2O3 катализаторе. Найдено увеличение скорости гидрирования в 3,3 раза на 1 %Pd/Nd2O3 катализаторе по сравнению с 1 %Pd/Al2O3.. Показана возможность «мягкого» жидкофазного гидрирования двойной связи в аллиловом спирте, не осложненное конкурирующим гидрированием гидроксильной группы. Побочной реакцией является образование пропаналя. ...

03 04 2024 6:58:53

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ Статья в формате PDF 106 KB...

01 04 2024 19:41:25

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека. ...

24 03 2024 2:51:29

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::