К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ЭКОАУДИТОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ЭКОАУДИТОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ЭКОАУДИТОРОВ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ильичева Е.В. Статья в формате PDF 174 KB

Среди мероприятий, направленных на управление качеством окружающей среды, в соответствии с нормами современного российского экологического права выделяют административно-правовые, экономические и информационные инструменты. [1] При этом к первым относят в числе других экологическое нормирование (в т. ч. нормирование качества окружающей среды) и стандартизацию, экологический учет и контроль, экологическую экспертизу и сертификацию, экологическое планирование и лицензирование деятельности в экосфере. Экономическими рычагами в экоуправлении являются различные принудительные и стимулирующие мероприятия, к которым относят экологические платежи и налоги (в т. ч. налоговые льготы), финансирование обеспечения экобезопасности, природоохраны и рационального природопользования, экологическое страхование и ряд других. К третьей группе могут быть отнесены экологический мониторинг (в т. ч. мониторинг качества окружающей среды), экологические исследования, экологическое прогнозирование и картографирование, геоинформационные системы (ГИС), а также экореклама, экологическое образование и другие информационные мероприятия в экологической сфере деятельности.

Экологическое аудирование (экоаудит, ЭА) занимает в системе указанных мероприятий особое место в силу ряда причин, к которым в числе важнейших относятся:

- комплексный хаpaктер экоаудита, одновременно сочетающего в себе административные признаки (вид проверки в ряду учетно-контрольных мероприятий), коммерческую и в то же время экономическую направленность (с целью оптимизации экологических затрат и выгод, а также повышения инвестиционной привлекательности объекта) и информационную методологию (сбор, анализ и документирование соответствующей информации об аудируемом объекте);

- широкий перечень требующихся операций (анализ бухучета по экологическим показателям, расчеты и прогнозы экологических рисков и ущербов, фактические инструментальные измерения проверяемых экологических параметров деятельности аудируемого объекта и окружающей его среды, натурные и модельные исследования причин нeблагоприятных ситуаций в экологической сфере деятельности объекта, разработка соответствующих рекомендаций по их устранению и др.);

- рыночная направленность мероприятий экоаудита, представляющего собой вид предпринимательской деятельности в экологической сфере, которая способствует саморегулированию экономических отношений участвующих в ней субъектов на рынке экологических услуг, работ и товаров;

- относительная новизна данного инструмента для российской системы экоуправления, в которой он еще только находит свое место, будучи реализуемым de-facto, не имея при этом достаточного уровня правового регулирования de-ure;

- отсутствие официально утвержденных образовательных программ и необходимого опыта подготовки экоаудиторов в России.[2]

В связи с вышесказанным создание отечественной системы подготовки и переподготовки (повышения квалификации) кадров в области экологического аудита представляется в настоящее время актуальной научно-образовательной проблемой, которая усложняется неоднозначным пониманием сущности экоаудита как элемента управления качеством окружающей среды и обеспечения безопасности в экологической сфере деятельности. Различные специалисты по-разному тpaктуют ЭА, часто впадая в крайности. Так, зарубежные и отечественные экономисты необоснованно "заужают" смысл экоаудита, сводя его к составной части общего аудита в форме исключительно финансово-экономических оценок природоохранных аспектов деятельности аудируемого предприятия, в т. ч. проверок бухгалтерской и прочей финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов по экологическим показателям (например, расчетов земельного налога, отчислений за фактическое загрязнение окружающей природной среды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за воду, на воспроизводство, охрану и защиту лесов, за право пользования недрами и т. д.). При этом экономистами совершенно не затрагиваются процедуры проверки требований о соблюдении норм законодательства по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и вопросы экологической безопасности (как воздействия техногенно видоизмененных природных объектов на человека и окружающую среду).[3]

Экологи и технологи тоже весьма узко рассматривают экоаудит как проводимые на коммерческой основе мероприятия экологического и технического контроля, а также описания и оценки воздействия промышленного производства на окружающую среду (в т. ч. экспертизы промышленной и экологической безопасности объектов), осуществляемые в рамках системы экоменеджмента предприятия. При этом пpaктически полностью игнорируются "традиционные" экономические составляющие аудита, установленные Временными правилами аудиторской деятельности в РФ.

Юристы, строго с правовой точки зрения, вообще отрицают наличие данного вида аудиторской деятельности как самостоятельного, хотя фактически он существует в форме добровольного ЭА, проводимого в инициативном порядке инвесторами и собственниками аудируемых объектов.

Тем не менее, объективное развитие экоаудита и его перспективы в России, трудно, но все же постепенно входящей в европейское и мировое экономическое сообщество, довольно остро ставят вопрос о необходимости формирования отечественных кадров в области ЭА, способных конкурировать на нашем рынке с проникающими на него западными экоаудиторами. В связи с этим за последние 2,5-3 года усилиями в основном НИЦ "Экобезопасность", учрежденного Государственным комитетом по охране окружающей среды (ныне в составе МПР России) и Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), а также некоторых других вузов и учебных центров начата подготовка (и уже выпущены более 300) первых экоаудиторов. Специалистами этих организаций разработаны и изданы программы (например), а также учебные и учебно-пpaктические пособия для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

При этом сформировались две основные линии в подготовки таких специалистов, какое-то время являвшимися альтернативными и конкурировавшими между собой. Одна - ведомственная (по линии Госкомэкологии или МПР России - через формируемую этими структурами систему центров по обучению специалистов в области экологического аудита), а другая - образовательная, вузовская (в соответствии с Государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования). В настоящее время в связи с реорганизацией специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, а также усилением государственного контроля за проведением ведомственной переподготовки и повышением квалификации стало возможным объединение усилий обоих направлений.

Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ), первое в России учебное заведение экологической направленности, действующий на основания лицензии (№ 16-254) и аккредитации Минобразования России (свидетельство от 26.07.99 № 25-0602) на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного образования, в соответствии с вышеуказанным Государственным образовательным стандартом третий год ведет подготовку экоаудиторов, выдавая государственного образца свидетельства о повышении квалификации и сертификаты эксперта в области экологического аудита.

При разработке содержания образовательной программы специалисты МНЭПУ исходили из специфики понимания экоаудита как комплексной эколого-экономической оценки и контрольной проверки хозяйственной и природоохранной деятельности аудируемого объекта на соответствие требованиям ряда отраслей российского законодательства. Поэтому спецификой программы является включение в ее состав материалов, содержащих информацию экологического, правового, экономического, финансового, научно-технического хаpaктера, и необходимость увязки этих материалов в рамках единой концепции экологического аудирования. Указанная специфика обусловлена сущностью и сложностью процедур экологического аудита, к проведению которой в составе "аудиторской комaнды" могут и должны привлекаться специалисты в области охраны окружающей среды, экологического и природоресурсного права, законодательства о безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хаpaктера, финансового права, по бухгалтерскому учету и отчетности, по экологическому менеджменту, а также специалисты, владеющие аналитическими и инструментальными методами экологического мониторинга.

Разработанный трехнедельный курс повышения квалификации объемом не менее 120 учебных часов включает: основы управления охраной окружающей среды, правовой и экономический механизмы природопользования и обеспечения экобезопасности, методологию организации и проведения, а также документацию экологического аудита - в соответствии с российским законодательством, международными и национальными стандартами ГОСТ Р ИСО серии 14000, правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также тренинг по простейшим "полевым" экоаналитическим измерениям с использованием портативного оборудования ряда специализирующихся на его производстве отечественных фирм. После курса теоретического обучения слушатели самостоятельно участвуют в проведении экоаудита. По результатам обучения, тренингов и стажировки в области экоаудита представляются документы выпускников в Аттестационную комиссию, которая рассматривает и принимает решение о выдаче им удостоверения экоаудитора (в соответствии с "Временным порядком аттестации экоаудиторов"). [4,5]

Прохождение указанной программы повышения квалификации позволяет (после аттестации осуществлять деятельность экоаудитора в течение 2-3 лет, после чего курс повышения квалификации должен повторяться. Однако в связи с тем, что данная программа является равноценным модулем в цикле профессиональной переподготовки (не менее 540 часов в течение 8-9 месяцев за 3 цикла), она может быть зачтена при продолжении дополнительного образования с целью получения диплома о переподготовке, которой дает право заниматься новым видом профессиональной деятельности (в частности, в области экоаудита - при специализации по данному направлению) сроком на 5 лет. Впоследствии прохождение этой специализированной "экоаудиторской" профессиональной переподготовки дает возможность дальнейшего продолжения обучения (в суммарном объеме свыше 1000 учебных часов) для получения диплома о дополнительном к высшему профессиональном образовании с присвоением дополнительной квалификации "аудитор", действительной (как и квалификация по первому высшему образованию) в течение всего срока профессиональной работы специалиста.

Экологический аудит как один из важнейших комплексных, эколого-экономических и административно-правовых инструментов в российской системе экологического управления должен, наконец, занять свое законное место, обеспечивая переход Российской Федерации к рыночно ориентированной, эффективной и экологически безопасной экономике, в соответствии с концепцией перехода России к устойчивому развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Пашков Е. В., Фомин Г. С., Красный Д. В. Международные стандарты ISO 14000. Основы экологического управления. Производственное издание Росстандарт. М.: ИПК, Изд-во стандартов, 1997.
  2. Экологический учет и аудит. Сб. статей / Под ред. Л.З. Шнейдмана. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. 192 с.
  3. Серов Г. П., Никитин А. Т., Фомин С. А. Экологический аудит. Программа курса повышения квалификации. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 44 с.
  4. Экологический учет для предприятий / Конференция ООН по торговле и развитию // Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. 200 с.
  5. Серов Г. П. Экологический аудит. Учебно-пpaктическое пособие. М.: Экзамен, 1999.     448 с.


A FOCUS ON COMMUNICATION SKILLS (PART 1)

A FOCUS ON COMMUNICATION SKILLS (PART 1) Статья в формате PDF 274 KB...

21 04 2024 19:11:23

КУРОРТНЫЕ ЗОНЫ БАЙКАЛА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КУРОРТНЫЕ ЗОНЫ БАЙКАЛА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Статья в формате PDF 142 KB...

17 04 2024 14:49:21

Туманова Анна Леоновна

Туманова Анна Леоновна Статья в формате PDF 78 KB...

15 04 2024 8:48:28

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В статье дается оценка состояния экосистем западного Кавказа, вовлекаемых в олимпийское строительство. Актуальной становиться проблема взаимоотношений «рекреация — животный мир», выявление положительных и отрицательных сторон, а также пути их решения. ...

13 04 2024 0:52:29

ИННОВАЦИОННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Статья в формате PDF 115 KB...

12 04 2024 7:33:15

О ПЛИОЦЕНОВОМ ПОХОЛОДАНИИ КЛИМАТА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ АЛТАЯ

О ПЛИОЦЕНОВОМ ПОХОЛОДАНИИ КЛИМАТА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ АЛТАЯ В северо-восточных предгорьях Алтая на междуречье Бии и Катуни скважиной вскрыты плиоценовые озерные отложения. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и ископаемая фауна моллюсков указывают на значительное похолодание и увлажнение климата по сравнению с теплым и аридным позднемиоценовым временем. По температурным условиям климат плиоцена мог быть близким современному климату в этом районе, но с годовым количеством осадков в два раза ниже. ...

10 04 2024 14:41:43

Особенности измерений и моделирования динамики расхода мелкого водотока родника «Хрустальная ель»

Особенности измерений и моделирования динамики расхода мелкого водотока родника «Хрустальная ель» Летом 2012 года был проведен мониторинг расхода воды на малом водотоке. Мерный сосуд был принят в виде ковша емкостью один литр. Все измерения проводились вечером с 17-00 часов. Поэтому текущее время берется целыми сутками. Модель динамики имеет две составляющие: первая составляющая является законом экспоненциального роста, а вторая волновым возмущением с переменными амплитудой и частотой колебания. Показана методика моделирования с процеДypaми: 1) выявление постоянного члeна; 2) по остаткам от постоянного члeна, последовательно усложняя конструкцию, идентифицируется волновая функция; 3) постоянный члeн совмещается с волновой функцией; 4) усложняется конструкция тренда до устойчивого не волнового закона. ...

01 04 2024 22:18:48

РОЛЬ МОТИВАЦИЙ В ПОВЕДЕНИЕ

РОЛЬ МОТИВАЦИЙ В ПОВЕДЕНИЕ Статья в формате PDF 112 KB...

31 03 2024 20:43:34

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем. ...

30 03 2024 13:13:44

ЯВЛЕНИЕ КРИОБИОГЕНЕЗА И САМООРГАНИЗАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ЛАНДШАФТОВ

ЯВЛЕНИЕ КРИОБИОГЕНЕЗА И САМООРГАНИЗАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ  ГЕОХИМИЧЕСКИХ ЛАНДШАФТОВ Самоорганизация мерзлотных геохимических ландшафтов определяется явлением криобиогенеза и эффектами, которые он вызывает. Криобиогенез - это единство и взаимосвязь биогенных и криогенных процессов, формирующих мерзлотную экосистему, в которой геохимические процессы и миграция химических процессов тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены энергией, веществом и информацией живого вещества и криогенеза. Главным условием возникновения и развития мерзлотных ландшафтов является непрерывный периодический (зима-лето) круговорот вещества во времени - криогенный и биогенный, проявляющийся в единстве, взаимодействии и соответствии друг с другом. Периодичность и взаимодействие этих главных противоположных процессов обеспечивают целостность и устойчивость системы. Периодичность явлений (зима-лето, оледенение - межледниковье) - важный признак мерзлотных ландшафтов. Этот признак обобщающий критерий и мера самоорганизации системы. В мерзлотном ландшафте биологический круговорот выполняет основную организующую роль. Он связывает воедино биогенный и криогенный циклы миграции - потоки вещества и энергии биогенеза и криогенеза, создают новую информационную систему, отличную от исходных составляющих. Криогенез и самоорганизация наиболее ярко проявляются в экосистемах на рудных провинциях, геохимически специализированных породах, нефтегазоносных и угленосных породах. Высокая самоорганизация мерзлотных ландшафтов (экосистем) Северной Азии с высокой биопродуктивностью и биоразнообразием с обилием животных (звери и рыбы) были главным фактором этногенеза. ...

27 03 2024 13:34:37

Оценка состояния эндоназального клиренса у детей

Оценка состояния эндоназального клиренса у детей Статья в формате PDF 107 KB...

21 03 2024 6:41:37

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИЦИНА

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИЦИНА Статья в формате PDF 268 KB...

20 03 2024 2:38:46

Корнишина Галина Альбертовна

Корнишина Галина Альбертовна Статья в формате PDF 67 KB...

19 03 2024 11:12:47

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ Статья в формате PDF 89 KB...

16 03 2024 20:43:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::