ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ АВТОНОМИИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ АВТОНОМИИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ АВТОНОМИИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таpaбановский А.А. Статья в формате PDF 170 KB

В связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1], одним из актуальных вопросов дальнейшего функционирования действующих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования является возможность перехода от государственного учреждения к автономному. В этом случае реструктуризации подлежит финансовая и административно-хозяйственная деятельность вуза. В целях осуществления наиболее эффективного варианта реформирования государственного образовательного учреждения, автор предлагает реализовать его в несколько этапов, суть которых изложена ниже.

На подготовительном этапе руководству вуза необходимо: определить основные положения стратегического плана действий по осуществлению начальной и перспективной деятельности создаваемого автономного учреждения высшего профессионального образования, назначить ответственных за исполнение этого плана, отладить внутренние связи между подразделениями и отделами, привести в порядок организационную структуру, настроить механизм финансового планирования и бюджетирования [2], увеличить контроль за использованием бюджетных и внебюджетных денежных средств, одновременно инициируя заинтересованность руководителей подразделений увеличивать долю внебюджетных средств, ввести необходимые корректировки в оргструктуру и штатные расписания, приступить к оформлению всех надлежащих документов согласно законодательству, касающихся создания автономного учреждения. Таким образом, цель данного этапа - навести порядок в действующей административно-финансовой деятельности вуза, ориентируясь на перспективу, и после чего приступить к оформлению необходимых документов по организации автономного учреждения высшего профессионального образования.

Проведение подготовительного этапа может занять не один год в зависимости от размера учреждения и хаpaктера предпринимаемых действий его первыми руководителями, а также других объективных факторов [3].

После оформления организационно-распорядительных документов можно приступать к реализации второго этапа, целью которого является организация работы и обеспечение деятельности созданного автономного учреждения во всех сферах: административной, хозяйственной, финансовой, экономической, политической. На данном этапе необходимо удержать уже занятые позиции, особенно касающиеся сохранения контингента обучающихся и основных показателей финансовой деятельности учреждения, а также постараться занять новые, более сильные, позиционируя вуз как инновационный, прогрессивно развивающийся в сфере образования.

Успешное выполнение данного этапа зависит не только от действий руководства, но и от наличия обеспечения со стороны учредителя автономного учреждения необходимого количества государственных заказов, либо достаточного бюджетного финансирования, которое предполагается согласно п.11 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1].

Ориентировочная длительность этапа составляет три-пять лет, с учетом обязательной поддержки государством на протяжении всего этапа. Такая продолжительность и поставленные условия вызваны необходимостью обеспечения экономической стабильности созданного автономного учреждения и разумной уверенности в его успешной деятельности в ближайшем будущем.

За переходным, логически следует основной этап, целью которого является реализация настоящей, реальной автономии автономного учреждения высшего профессионального образования, или, иными словами, минимизация зависимости от государства в части финансовых ресурсов. На данном этапе руководству вуза необходимо акцентировать свое внимание на решении вопросов, связанных с развитием внебюджетной деятельности, осуществляемой за счет трех ключевых компонентов: инноваций, инвестиций и маркетинга.

При достижении поставленной цели данного этапа автономное учреждение высшего профессионального образования, вне зависимости от количества госзаказов, наличия субвенций или субсидий, будет осуществлять образовательную и иную деятельность, указанную в его уставе за счет собственных внебюджетных средств, которые становятся основным источником финансирования и, по сути, уже являются бюджетными для автономного учреждения.

После завершения основного этапа, следует переходить к заключительному этапу. Цель данного этапа - обеспечение разумной уверенности в завтрашнем дне, хаpaктерной сбалансированности основных финансовых показателей деятельности вуза, устойчивости и гибкости к изменяющимся внешним условиям благодаря организации многофакторной системы финансового планирования в автономном учреждении высшего профессионального образования. Стоит подчеркнуть, что особую роль здесь приобретает финансовое планирование. Если на предыдущих этапах планирование финансовой деятельности носило неотъемлемый, но сопроводительный хаpaктер, то на заключительном этапе финансовое планирование рассматривается уже как основа, фундамент успешной деятельности автономного учреждения и, кроме того, носит системный хаpaктер, а под многофакторностью, понимается учет комплекса разнородных факторов и их взаимосвязь внутри системы.

При этом возникает необходимость в создании и формировании эффективной системы финансового планирования, которая обеспечит надлежащее функционирование автономного учреждения высшего профессионального образования в настоящем и будущем.

Выводы:

  1. Благодаря принятию Федерального закона «Об автономных учреждениях» появляется реальная возможность создать финансово независимое учреждение высшего профессионального образования, осуществляющее свою деятельность за счет собственных доходов.
  2. Организацию автономных учреждений высшего профессионального образования можно осуществить на базе уже существующих вузов.
  3. Определенные этапы реформирования государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования позволяют осуществить переход к автономным учреждениям без риска потери потенциального контингента обучающихся как основного источника доходов вуза.
  4. Установлены стратегические направления развития вуза в условиях перехода к финансовой автономии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
  2. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 464 с.: ил.
  3. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2006.


ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала ВУЗа с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...

09 04 2024 18:18:55

ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧИНОК RANA ARVALIS И RANA TEMPORARIA ПРИ СОВМЕСТНОМ ОБИТАНИИ

ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧИНОК RANA ARVALIS И RANA TEMPORARIA ПРИ СОВМЕСТНОМ ОБИТАНИИ Проведено исследование экологических ниш двух видов бурых лягушек при совместном обитании на водоемах. В период скопления на кладках у R. temporaria идет отбор крупных особей, ускоренно развивающихся за счет питания мелкими собратьями. R. arvalis – скоплений не образуют и являются типичными детритофагами. Успех роста и развития первого вида зависит от облигатного каинизма и нeкpoфагии. При отсутствии такой возможности питание схоже с питанием личинок R. arvalis. Выявлены различия в поведении личинок при появлении опасности. Крупные личинки R. temporaria, уходят на глубину, мелкие - мимикрируют под цвет грунта и становятся малоподвижными. Личинки R. arvalis не имеют маскировочной окраски, при возникновении опасности зарываются в грунт или прячутся в укрытиях. ...

01 04 2024 11:27:59

ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ Г. О. ШУИ

ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ Г. О. ШУИ Статья в формате PDF 250 KB...

30 03 2024 18:53:31

Экология и проблемы питания

Экология и проблемы питания Статья в формате PDF 114 KB...

24 03 2024 5:13:25

НИТЕВИДНЫЕ КРИСТАЛЛЫ

НИТЕВИДНЫЕ КРИСТАЛЛЫ Статья в формате PDF 157 KB...

15 03 2024 17:56:27

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::