ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ушамирская Г.Ф. Сенникова Ю.А. Статья в формате PDF 118 KB

Смена тысячелетий ознаменовалась для нашей страны и для всего мира значительными изменениями, которые позволяют говорить о построении глобального общества и стирании межнациональных границ. Эти изменения сопряжены для России с необходимостью по новому осмыслить ее место и роль в формирующемся ныне новом мировом прострaнcтве, без чего невозможно обеспечить успешного развития экономики и общества в современных весьма жестких конкурентных условиях. Все это можно назвать проблемой позиционирования на мировом рынке как России в целом, так и, в силу ее большой площади и своеобразия различных районов друг от друга, ее отдельных регионов. Эффективность подобного позиционирования во многом зависит от того, на сколько взвешенно органы управления и общество в целом смогут решить, возникающие при этом задачи и принять необходимые решения. При этом правильность подобных решений, безусловно, будет зависеть от того, как глубоко будет проведен анализ ситуации и выявлены факторы, которые в будущем будут играть ключевое значение.

В составе подобных факторов, по нашему мнению, следует выделить следующие:

  • формирование единого мирового экономического и информационного прострaнcтва приведет к углублению специализации экономик различных стран или даже групп государств;
  • свобода перелива капитала обеспечит выравнивание жизненного уровня населения различных регионов мира, что даст возможность поднять и уровень образования в тех странах, в которых он к настоящему времени относительно низок;
  • в силу истощения природных богатств, лидирующие конкурентные позиции будут занимать страны способные обеспечить высокий уровень наукоемкости производства, благодаря чему станет возможным при незначительных ресурсах удерживать лидирующие позиции;
  • отмена ограничений на перемещение трудовых ресурсов между странами приведет к значительным миграционным процессам, которые в значительной мере изменять национальный и социальный состав населения традиционных стран.

Учет данных факторов позволяет выделить следующие наиболее значимые принципы, соблюдение которых позволит обеспечить устойчивое развитие стран в современном мире:

  • перспективность, то есть сознательное сосредоточение усилий на развитии тех аспектов экономического и общественного развития, которые определяют достижения научного, экономического и социального хаpaктера. Постиндустриальный хаpaктер современного общества диктует при этом акцентирование на таких направлениях как информационных технологиях, освоении космоса, генетике, микробиологии, микропроцессорной технике и других, отличающихся высокой наукоемкостью;
  • высокая степень интегрированности, что означает высокую степень специализации производства, формирование территориальных производственных комплексов, а также высокую степень товарного и информационного обмена между различными субъектами глобального рынка. Причем все это будет сопровождаться повышением роли и значения местных органов власти и развитием демократии.
  • обязательность минимальных социальных стандартов, подразумевающая обеспечение приемлемого уровня жизни для каждого члeна общества, создание условий для гармоничного развития личности, защиты прав и свобод каждого гражданина;
  • сбалансированность потрeбления, позволяющая добиться выравнивания жизненных условий во всех странах, обеспечения населения достаточным комплексом материальных и духовных благ, а также рационального расходования природных ресурсов;
  • относительность пределов роста, хаpaктеризующаяся ограниченностью природных ресурсов, которая приводит к ситуации, когда лидирующие позиции занимают ресурсосберегающие технологии, основанные на наиболее передовых достижениях научно-технического прогресса.

В этих условиях решающее значение для обеспечения эффективного экономического и социального роста приобретает развитие человеческого фактора. Причем необходимо подчеркнуть, что на фоне отрицательного естественного прироста населения встает задача обратить самое пристальное внимание на обеспечение высокого профессионального и культурного уровня трудящихся, за счет которых они смогут занять достойное место в условиях современного рынка. Лишь те страны, которые в настоящее время осуществляют инвестирование в повышение культурного уровня и профессиональную подготовку своего населения на формирующемся мировом рынке, безусловно, в ближайшие десятилетия будут занимать ведущую роль. Образование становится долгосрочным ресурсом развития. Россия в этом вопросе не является исключением, но имеет свою ярко выраженную специфику, которая заключается в наличии двух особенностей:

  • традиционно Россия является государством, имеющим одно из лидирующих мест по развитию науки в мире;
  • в последние годы существует весьма выраженная тенденция оттока высококвалифицированных кадров за рубеж. Вследствие этой причины по данным А.И. Турчинова, только за последние десять лет Россия уже недосчитывается 1,5 млн. высококвалифицированных специалистов, из которых 12 - 15 % кандидатов и около 2 % докторов наук.[1]

Особо при этом следует отметить, что в настоящее время россияне молодого поколения прекрасно осознают те перспективы и возможности, которые открываются для них в новом мире благодаря получению перспективной специальности и общему повышению социального статуса в результате повышения диплома об окончании высшей школы. Так данные проведенного нами социологического исследования «Состояние и развитие региональной системы образования в условиях реформ» наглядно свидетельствуют, что 45,3 % школьников; 41,2 % студентов и 44,8 % учащихся ПУ и лицеев заявили, что для уверенности в будущем необходима востребованная специальность. 49,1 % школьников; 55,0 % студентов и 58,8 % учащихся ПУ и лицеев связывают уверенность в своем будущем с полученным образованием. Для современной молодежи все более хаpaктерной становится установка на постоянное образование, на образование в течение всей жизни. Самообразованием постоянно занимаются, согласно этому же исследованию, 19,2 % школьников, а 54,9 % делают это время от времени. Среди студентов и учащихся ПУ и лицеев эти показатели, соответственно, составляют: 23 % и 63,6 %; 18,7 % и 61,5 %.

В ответ на эти тенденции в Росси в последние годы стал формироваться рынок образовательных услуг, позволяющий желающим приобрести необходимые знания на уровне, превышающем программу среднего образования. Судить об этом позволяют данные о том, что количество частных школ в РФ выросло с 7,2 тыс. в 1991 г. до 9,7 тыс. в 1997 г. и их доля в общем числе общеобразовательных школ увеличилась с 21 до 27 %.

Не остались в стороне от подобных тенденций и высшие учебные заведения. Стал формироваться целый спектр вузов, негосударственного хаpaктера. В их числе появились муниципальные учебные заведения, оказывающие образовательные услуги на коммерческой и бюджетной основе, позволяющие, как это бы ни выглядело парадоксально, давать высшее образование молодежи из относительно слабо защищенных слоев населения, которая не имея должной подготовки в средней школе, может продолжать свое обучение за умеренную плату. Значительное конкурентное преимущество подобных учебных заведений заключаются в том, что они нацелены на подготовку специалистов именно по тем специальностям, которые наиболее необходимы в соответствующих регионах. Помимо этого, муниципальные учебные заведения уже сейчас вносят ощутимую лепту в повышение квалификации персонала в виде непрерывного образования.

Исторические перемены, прошедшие в начале 90-х годов обусловили ситуацию, когда большинство специалистов в отечественной экономике старше 30-летнего возраста, хотя и занимают в настоящее время лидирующие позиции среди персонала, довольно слабо разбираются в рыночных процессах, поскольку получали высшее образование по старым, еще советским учебным программам, основанным на апологетике планового хозяйства. Не исключено, что это может являться одной из причин относительно слабых успехов отечественной экономики в последнее десятилетие. Исправление подобного положения лежит в сфере непрерывного образования, когда специалисты без отрыва от основного производства могут повысить свои теоретические знания в области маркетинга, менеджмента, финансового анализа, использовании информационных технологий изучении английского языка.

Первоначально проведение подобных программ было инициировано зарубежными неправительственными организациями и высшими учебными заведениями, работающими под эгидой ООН. Именно эти программы во многом создали тот кадровый состав, который в настоящее время осуществляет реформы. Однако, они охватили лишь незначительную часть специалистов крупных городов и столицы. Поэтому перед отечественной системой образования в настоящее время стоит задача продолжить данный процесс в средних и малых городах Российской Федерации.

О том, что непрерывное образование имеет широкие перспективы для развития, позволяют судить данные о работе муниципальных учебных заведений за последнее время. Так, в МОУ «Волжский институт экономики и менеджмента - Высшая школа коммерции» (ВИЭМ-ВШК), у котором создан «Центр непрерывного образования и консультирования», только в прошедшем году выполнил 13 договоров на оказание платных услуг с предприятиями г. Волжского и г.Волгограда.

Кроме того, видное место в составе непрерывного образования в последние годы стала занимать заочная форма обучения по второму высшему образованию. Только по этой форме в 2002-2003 гг. в МОУ ВИЭМ - ВШК по специальности «Педагогика и психология» обучалось 77 человек, а для обучения в 2003-2004 гг. было зачислено 87 учащихся. Помимо этого по специальности «Бухгалтерский учет» в 2002-2003 гг. училось 35 студентов и было принято в 2003-2004 гг. дополнительно еще 60 человек.

Вместе с тем, рассматривая перспективы развития непрерывного образования в Российской Федерации можно отметить следующие аспекты, которые позволят обеспечить его совершенствование:

Хаpaктеристика деятельности «Центра непрерывного образования и консультирования» МОУ ВИЭМ-ВШК в 2003 г.

№ п/п

Наименование предприятий

Программа курса

1

2

3

4

5

 

6

7

8

 

9

10

11

12

13

ОАО «ВАТИ»

ОАО «ВАТИ»

ОАО «Поволжье»

ОАО «Поволжье»

ООО «СтарДистрибьюшн-Компани»

ОАО «ВТЗ»

Индивидуальный курс

МДОУ д/с № 59

 

МДОУ д/с № 36

 

МДОУ д/с № 63

ОАО «ВАТИ»

Консалтинговая фирма «Отечество»

Волгоградский Сбербанк

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Обучение работе в Microsoft Word

Обучение работе в Microsoft Excel

Английский язык

 

Обучение по программе развития персонала "Резерв"

Логопедия

"Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми"

"Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми"

"Сюжетно-ролевая игра: организация и руководство"

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Психология делового общения

Психология делового общения

- с точки зрения государственных учебных стандартов необходимо предусмотреть увеличение часов изучения иностранных языков. Современная учебная нагрузка является недостаточной для свободного владения ими. При всем том пpaктика показывает, что специалисты владеющие хотя бы одним иностранным языком легче находят работу и имеют значительно более быстрый карьерный рост;

- исходя из анализа развития глобализационных процессов наибольший удельный вес в мировой экономике имеет Китай. Темпы его роста позволяют говорить, что уже через 25 - 30 лет он займет место безусловного лидера. Принимая во внимание, что наша страна имеет с ним весьма протяженную границу, которая делает неизбежными теснейшие экономические связи, необходимо предусмотреть введение в высшей школе России изучения китайского языка;

- высокий динамизм современной экономики обуславливает необходимость систематической подготовки и оценки персонала. Следует более широко развивать систему аттестации кадров, в особенности в государственных организациях, а для их подготовки использовать систему непрерывного образования.


[1] Турчинов А.И. Актуальные проблемы государственной кадровой политики Российской Федерации // Формирование управленческого кадрового потенциала в регионе. Сборник матералов международной научно-пpaктической конференции, состоявшейся в г.Белгороде 24 мая 2002 г. - Белгород, 2002


ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 127 KB...

22 04 2024 13:47:46

ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ УРЕТЕРОГИДРОНЕФРОЗА У ДЕТЕЙ

ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ УРЕТЕРОГИДРОНЕФРОЗА У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 105 KB...

15 04 2024 17:37:19

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОЛЬФ ПОЛЕЙ

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОЛЬФ ПОЛЕЙ Статья в формате PDF 323 KB...

14 04 2024 5:13:33

КОЛОПРОКТОЛОГИЯ

КОЛОПРОКТОЛОГИЯ Статья в формате PDF 231 KB...

10 04 2024 23:59:27

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ В статье приведены спopные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу (А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...

08 04 2024 9:33:54

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА Статья в формате PDF 142 KB...

06 04 2024 20:59:17

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Статья в формате PDF 122 KB...

02 04 2024 12:59:26

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ Статья в формате PDF 130 KB...

01 04 2024 11:21:37

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...

31 03 2024 1:33:58

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПОТА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПОТА Статья в формате PDF 115 KB...

30 03 2024 22:10:52

ЕРЁМЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ЕРЁМЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 554 KB...

28 03 2024 14:53:49

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ Статья в формате PDF 205 KB...

26 03 2024 17:57:37

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ Статья в формате PDF 109 KB...

25 03 2024 18:46:57

Концепт «время» в русской и китайской культурах

Концепт «время» в русской и китайской культурах Статья в формате PDF 319 KB...

23 03 2024 21:54:56

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ЦЕНОПОПУЛЯЦИЙ ВИДОВ РАЗНЫХ ЭКОБИОМОРФ БАССЕЙНА СРЕДНЕГО ДОНА

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ЦЕНОПОПУЛЯЦИЙ ВИДОВ РАЗНЫХ ЭКОБИОМОРФ БАССЕЙНА СРЕДНЕГО ДОНА Изучены онтогенез и возрастная структура ценопопуляций многолетних травянистых поликарпических видов, относящихся к различным типам экобиоморф: стержнекорневых – дягиль лекарственный (Angenica archangelica L.) и цикорий обыкновенный (Cichorium intybus L.) и длиннокорневищных – вязель разноцветный (Coronilla varia L.).В онтогенезе выбранных видов выделены следующие 4 периода и 9 возрастных состояний: 1). период первичного покоя (покоящиеся семена); 2). виргинильный период (проростки, ювенильное, имматурное, виргинильное); 3). генеративный (молодое, средневозрастное, старое генеративное); 4). сенильный (сенильное). Изучение возрастной структуры ценопопуляций данных видов было проведено в сравнительно-георафическом аспекте с учетом приуроченности к определенным типам растительных сообществ. Установлено наличие полночлeнных возрастных спектров, представленых прегенеративными, генеративными и сенильными растениями с преобладанием молодых вегетирующих особей. Преобладающим типом самоподдержания дягиля и цикория является семенное, а вязеля – вегетативное размножение. Отмечено, что возрастные спектры ценопопуляций выбранных видов имеют адаптивный хаpaктер, заметно меняются в зависимости от условий внешней среды и антропогенного воздействия и отражают флуктуационный хаpaктер динамических процессов в фитоценозах. ...

19 03 2024 19:13:24

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ В статье описаны связи между общественными науками и математикой. Приведены рекомендации о преподавании математики для студентов-гуманитариев. Библиогр. 4 назв. ...

17 03 2024 7:21:32

АНАЛИЗ ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

АНАЛИЗ ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья в формате PDF 140 KB...

16 03 2024 16:39:11

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::