ЛИМНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ВОДОЕМОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ РОССИИ И ИХ ЭКОНОМИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Одной из прикладных задач водной экологии является поиск и разработка научно-обоснованных методов рационального использования внутренних водоемов. Северо-западный экономический район России обладает огромным фондом малых озер и других водоемов (малые водохранилища, парковые озера и пруды, «пожарные» водоемы, и т.п.), площадь водной поверхности которых составляет от 1 до 100 га.
В России в доперестроечный период экологи и хозяйственники не уделяли должного внимания этой группе водоемов вследствие их маловодности. По этой причине они не учтены ни в одной из лимнологических классификаций, что делает невозможным разработку научно-обоснованных методов их использования. В то же время, в связи с перестройкой экономических отношений возрос экономический интерес к этой группе водоемов.
В данной работе приведены результаты многолетних комплексных исследований (с 1980 по 2000 гг.) биопродукционных особенностей 48 малых водоемов, расположенных в Ленинградской, Новгородской и Вологодской областях.
Исследованные водоемы хаpaктеризуются значительным минеральным питанием, обеспечивающим интенсивное развитие флоры и фауны. Это - разнообразные по площади (от 0,5 до 100 га), но мелководные водоемы со средней глубиной 2-4 м. На водосборной площади и по берегам многих из них имеются пашни и луга. Ложе водоемов илистое. Цвет воды от зеленовато-желтого до слабо-коричневого. Прозрачность - от 1,0 до 2,5 м. Величина pH - 8-9. Летом ветровое воздействие захватывает всю водную толщу, что приводит к гомотермии и хорошему насыщению кислородом придонных горизонтов. Зимой в таких водоемах часто наблюдается дефицит кислорода (замор).
Численность бактерий в водоемах составляет 3-4 млн. клеток на 1 мл воды. Наиболее распространенными водными растениями являются различные виды рдестов, роголистник, элодея, телорез, харовые водоросли, кубышка, ряска, тростник, камыш, рогоз, осоки и хвощи. Средняя зарастаемость малых водоемов составляет 25% площади водной поверхности, а в отдельных случаях - до 40% и более.
Основным источником первичной продукции в малых водоемах является фитопланктон, в состав которого входят десятки, а иногда и сотни видов. Это зеленые, сине-зеленые, диатомовые, протококковые, десмидиевые, эвгленовые, золотистые, пирофитовые, вольвоксовые и др. В течение вегетеционного периода (май-октябрь) наблюдается четкая смена доминирующих форм фитопланктона. Весной и в начале лета доминируют диатомовые и золотистые, субдоминируют сине-зеленые и пирофитовые. В летний период в планктоне водоемов преобладают сине-зеленые, а осенью пирофитовые, диатомовые и протококковые. Максимальная биомасса фитопланктона наблюдается в июне-июле от 2,0 до 8 г/м3, средняя за вегетационный период - 5 г/м3. Величина первичной продукции составляет от 900 до 1200 ккал/м2 за вегетационный период.
В исследованных водоемах встречается более 100 видов планктонных paкообразных и коловраток. Зимой и ранней весной в планктоне преобладают веслоногие paкообразные. По мере прогревания водной толщи от +160 до +200С ведущая роль в зоопланктоне переходит к ветвистоусым рачкам.
Биомасса зоопланктона за вегетационный период колeблется в данных водоемах от 4 до 15 г/м3, средняя биомасса за этот же период колeблется в разных водоемах от 3 до 5 г/м3. Реальная продукция ведущих видов зоопланктона за май-октябрь находится в пределах 70-85ккал/м2.
На различных грунтах исследованных водоемов обитает около 70 видов донных животных. Наибольшим видовым разнообразием отличаются личинки хирономид. Они же обладают максимальной численностью и биомассой.
Весной, после освобождения водоемов ото льда, биомасса зообентоса не превышает 4 г/м2. С прогревом воды до +12-160С она достигает 25 г/м2. В середине лета биомасса донных организмов снижается до 6-14 г/м2, а в осенний период она вновь повышается до 8-17 г/м2 за счет молодых форм новых генераций личинок хирономид и личинок других насекомых. Среднесезонная биомасса зообентоса составляет 8-10 г/м2, величина продукции в разных водоемах колeблется от 80 до 140 ккал/м2.
Ихтиофауна малых водоемов, в основном, состоит из представителей бореального равнинного комплекса - это плотва, окунь, ерш, щука, карась, лещ и др. Только в 3% из числа обследованных водоемов могут обитать такие «ценные» виды рыб, как сиг и судак. Всего, в такого типа водоемах обитает от 10 до 15 видов рыб. Ихтиомасса в зависимости от видового состава рыб, их размерно-возрастной структуры популяций может колeбaться от 100 до 250 кг/га.
Анализ данных, полученных при изучении биопродукционных особенностей малых водоемов Северо-запада России, позволяет отнести их к эвтрофному типу, а в отдельных случаях - к эвтрофному с присзнаками гиперэвтрофии. Экономическое использование данной группы водоемов довольно многообразно: от организации на них питомников для разведения и выращивания рыб и водоплавающих птиц до использования их в качестве рекреационных зон или спортивного рыболовства. Нерентабельность использования малых водоемов в хозяйственной деятельности человека, по сравнению с озерами, объясняется большей скоростью эвтрофикационных процессов в них, что приводит к заилению, обмелению, дефициту кислорода и в конечном итоге к дистрофикации.
Однако, знание хода продукционных и сукцессионных процессов, а также, закономерностей динамики численности организмов, населяющих малые водоемы, делает возможным разpaбатывать стратегию их использования в экономике конкретных регионов.
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...
24 04 2024 7:41:16
23 04 2024 15:41:51
Статья в формате PDF 104 KB...
22 04 2024 14:50:30
Статья в формате PDF 117 KB...
21 04 2024 11:29:57
Статья в формате PDF 338 KB...
20 04 2024 23:12:40
Статья в формате PDF 113 KB...
19 04 2024 2:42:37
Статья в формате PDF 249 KB...
18 04 2024 19:29:48
Статья в формате PDF 123 KB...
17 04 2024 18:20:57
Статья в формате PDF 114 KB...
16 04 2024 22:53:57
Статья в формате PDF 137 KB...
15 04 2024 10:43:12
14 04 2024 13:25:58
Статья в формате PDF 101 KB...
13 04 2024 12:32:51
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 5:17:51
Статья в формате PDF 273 KB...
10 04 2024 15:33:19
Статья в формате PDF 103 KB...
09 04 2024 16:16:54
Статья в формате PDF 116 KB...
08 04 2024 15:44:46
07 04 2024 16:13:17
Статья в формате PDF 103 KB...
06 04 2024 11:44:58
Статья в формате PDF 120 KB...
05 04 2024 12:24:15
Статья в формате PDF 171 KB...
04 04 2024 1:57:22
Статья в формате PDF 334 KB...
03 04 2024 19:59:18
Статья в формате PDF 132 KB...
02 04 2024 6:42:17
Приведены данные по поведению золота в расплавах различной кремнекислотности. На основании авторских данных и других исследователей намечен основной термодинамический и петрологический механизм поведения золота в расплавах. Установлена важная роль смены режима окисленности – восстановленности расплавов. Отмечена роль коэффициента разделения элементов при эволюции и фpaкционировании расплавов. Более предпочтительна ассоциация крупных месторождений золота с восстановленными магмами, сформировавшимися в процессе контаминации углеродистым коровым материалом родоначальных мантийных базальтоидных магм. ...
01 04 2024 12:36:54
Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного хаpaктера. ...
31 03 2024 2:45:23
Статья в формате PDF 105 KB...
30 03 2024 5:17:20
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 6:30:10
Статья в формате PDF 286 KB...
28 03 2024 3:50:53
Статья в формате PDF 113 KB...
27 03 2024 12:37:24
В статье представлен фрагмент авторской концепции теории патологического процесса. На примере становления хронического инфекционного процесса проведен анализ взаимоотношения основных причинных факторов, составляющих сложную структуру этиологии болезни. ...
26 03 2024 1:10:37
В статье рассмотрено техническое решение инженерной экологии, которое может быть использовано при мониторинге качества проб речной воды тестированием роста корней определенных видов тестовых растений. ...
25 03 2024 17:40:24
Статья в формате PDF 137 KB...
24 03 2024 18:38:38
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 16:35:36
Статья в формате PDF 118 KB...
22 03 2024 10:48:44
Статья в формате PDF 125 KB...
21 03 2024 22:12:23
Статья в формате PDF 119 KB...
20 03 2024 3:29:10
Статья в формате PDF 104 KB...
19 03 2024 16:58:18
Статья в формате PDF 109 KB...
18 03 2024 22:54:59
Статья в формате PDF 134 KB...
17 03 2024 5:39:38
Статья в формате PDF 639 KB...
16 03 2024 15:16:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::