ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

Соловьёв В.Н. Статья в формате PDF 109 KB

Подготовка студентов к профессиональной деятельности определяется в вузе уровнем их успеваемости, выраженной в баллах. Успехи студентов - своеобразная форма диагностики и прогнозирования степени отдачи будущего специалиста, а также показатель деятельности вуза в решении учебно-воспитательных задач. Изучение динамики успеваемости студентов даёт возможность определить факторы, влияющие на их учёбу и организовать деятельность вуза, факультета, кафедр и каждого преподавателя, направить совместные усилия всех подсистем на достижение студентами высокого уровня адаптации.

Повышение качества профессиональной подготовки специалиста - основная задача высшей школы. Процесс подготовки специалистов высшей квалификации сопровождается восприятием непрерывно возрастающего объёма информации, что повышает напряжённость умственного труда студентов. Поэтому непрерывный прогресс совершенствования высшего образования в России выдвигает перед педагогической наукой задачи по разработке эффективной организации учебного процесса в вузах.

В связи с этим актуальным становится повышение эффективности обучения. В условиях возрастающих умственных нагрузок сдерживается естественная потребность организма в мышечной деятельности, что приводит к гипокинезии. Поэтому разработка гигиенически обоснованных режимов и условий обучения студентов с учётом объёма двигательной активности приобретает важное профилактическое значение. Показателем эффективности обучения служит успеваемость студентов, зависящая от ряда факторов, одним из них является рациональная организация режима, учебного процесса и двигательная деятельность.

Выше указанные факторы значительно влияют на успеваемость студентов, которая является основным критерием успешности их обучения. Однако, успешность обучения не может быть достигнута только совершенствованием учебного процесса и двигательного режима. Вероятно, она зависит также от степени соотвествия психофизиологических особенностей студента количеству и сложности подаваемого ему учебного материала и их адаптационных возможностей, влияющих на успешную деятельность, и от взаимосвязи их умственной и физической нагрузок, как фактора их адаптации к образовательному процессу в вузе.

В педагогике традиционным способом выяснения знаний студентов является итоговый, либо промежуточный экзамен. В процессе экзамена имеется возможность определить сумму усвоенных знаний по тому или иному предмету, их глубину, способность студента использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Экзамену всегда придаётся чрезвычайно важное значение, поэтому вопросы объективности экзаменационной оценки, а также влияющие на её причины остаются в центре внимания педагогики.

Одним из существующих условий, определяющих успешность обучения студентов в вузе является влияние адаптационных возможностей на сформированность у них нейрофизиологических систем, участвующих в реализации высших психических функций.

Между тем общеизвестно, что от того, как будут проходить процессы адаптации студентов в вузе, от этого будут зависеть работоспособность и успеваемость.

К сожалению в большинстве работ отсутствует изучение проблемы влияния адаптации студентов в вузе на успеваемость зависимости от различных двигательных режимов, а это очень важная проблема. Отсюда возникает необходимость более глубокого изучения влияния адаптации на успеваемость студентов.

Исследование проводилось на 3412 студентах 1 - 4-ого курсов Удмуртского государственного университета следующих факультетов: юридического, экономического, исторического, биолого-химического, психолого-педагогического, математического, физического и педагогического факультета физической культуры (ПФФК). Из них было1789 дeвyшек (873 находились на обычном двигательном режиме, а 916 на расширенном) и 1623 юноши (754 находились на обычном двигательном режиме и 869 на расширенном). Наблюдения осуществляли за здоровыми студентами, которые не имели отклонений в физическом развитии и по разрешению врача посещали 2 раза в неделю занятия по физической культуре (контрольная группа) и различные спортивные секции (основная - опытная группа). Тренировки в спортивных секциях проводились 4 - 5 раз в неделю по два часа в день. Продолжительность занятий в секциях 4 - 5 лет и более.

В связи с тем, что результаты исследования у студентов разной спортивной специализации были одинаковыми по направлению и близки друг к другу по величине, анализ нами был проведён не по видам спорта, а по возрасту (курсу) и полу. Конечно, были и индивидуальные различия, однако, они не оказывали решающего влияния на результат всей группы исследуемых.

Необходимо отметить, что преподаватели при выставлении окончательной оценки на экзамене учитывали и текущую успеваемость студентов по данному предмету, и по мнению педагогов и психологов такой подход достаточно объективно отражал уровень их успеваемости.

Полученные результаты исследования позволяют нам установить, что занятия студентами 1 - 4-ого курсов расширенным двигательным режимом представленных факультетов значительно повышают их успеваемость и смягчают или понижают действие напряжения адаптации. Повышение успеваемости связано и с возрастно-биологической зрелостью организма. Отмечается, что у юношей, независимо от темпа роста и соматического развития существует более тесная связь между подвижностью нервных процессов и успеваемостью, а у дeвyшек, определяющим фактором хорошей успеваемости является работоспособность, т.е. высокая чувствительность и лабильность организма распространяется и на ЦНС, что обуславливает у биологически быстро развивающихся дeвyшек высокий уровень функционирования нервной системы, в частности - подвижность нервных процессов. Организм юношей более лабилен, следовательно и нервные процессы более подвижны и успешность их обучения в большей степени зависит от этих индивидуальных свойств нервной системы (обучаемости), чем от работоспособности. Успеваемость в учёбе быстро развивающихся физически не сопровождается ускорением развития работоспособности, т.е. успеваемость в учёбе студентов связана не столько с их работоспособностью, сколько с физическим здоровьем и индивидуальными свойствами ЦНС.

Дeвyшки более спокойны, усидчивы, прилежны, дисциплинированны, внимательны, нервные процессы протекают более медленно. У дeвyшек происходят сложные биосоциальные процессы адаптации к новым условиям учёбы (младшие курсы), режиму и т.д. Немало важное значение имеет и эмоциональное состояние. Положительное эмоциональное состояние активизирует ряд анализаторов (слуховой, зрительный), участвующих в процессе учебной деятельности и, способствующих направленному вниманию, без которого продуктивная деятельность невозможна.

Нами установлено, что студенты, находящиеся на расширенном двигательном режиме быстрее адаптируются: дeвyшки в конце первого курса (2 семестр), а юноши на втором курсе (3 семестр) и у них выше успеваемость. Студенты находящиеся на обычном двигательном режиме показали успеваемость ниже и дeвyшки и юноши адаптировались на третьем курсе (6-й семестр).

Повышение успеваемости связано с более слаженной деятельностью коры головного мозга под влиянием физических нагрузок, что обусловлено совершенствованием регуляторных механизмов центральной нервной системы и повышением её функциональных возможностей, так как в связи с тренировками изменяются основные показатели нервной активности: сила возбудительного и тормозного процессов, равновесие между этими процессами, т.е. соотношение силы возбуждения и торможения, и их подвижности.

Результатами исследования установлено следующее:

1. Регулярные и систематические занятия студентами в спортивных секциях приводят к повышению их успеваемости независимо от возраста, пола и специализации значительно выше, чем у не занимающихся р<0,001.

2. Успеваемость дeвyшек, находящихся на различных двигательных режимах достоверно выше, чем у юношей, но у не занимающихся спортом это повышение проявляется в больше степени (р<0,001), чем у занимающихся (р<0,05).

3. Успеваемость дeвyшек и юношей 1 - 4-ого курсов педагогического факультета физической культуры в зимнюю сессию выше, чем у дeвyшек и юношей, находящихся на обычном двигательном режиме. Но если у дeвyшек это повышение достоверно (р<0,05), то у юношей, не достоверно и р>0,05.

4. Успеваемость дeвyшек 1 - 4-ого курсов ПФФК ниже у дeвyшек всех факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме и р>0,05, а у юношей это понижение достоверно (p<0,05).

5. Регулярные и систематические занятия студентами в спортивных секциях ускоряют образование и упрочение условно-рефлекторных связей за счёт усиления возбудительного и тормозного процессов, уравновешивания и повышения их подвижности, что ведёт к высокой умственной работоспособности, успеваемости понижению напряжения адаптивных механизмов студентов к образовательному процессу в вузе, что свидетельствует о высоком уровне развития адаптационных возможностей и резервов их организма.



ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КРУПНЫХ РЕК

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КРУПНЫХ РЕК Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...

15 04 2024 20:57:52

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий)

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий) Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...

09 04 2024 15:31:21

АУТОИММУННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ПАТОГЕНЕЗЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА

АУТОИММУННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ПАТОГЕНЕЗЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА Статья в формате PDF 186 KB...

04 04 2024 16:26:18

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА Статья в формате PDF 89 KB...

01 04 2024 15:21:35

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ЙОДСОДЕРЖАЩЕЙ ДОБАВКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ЙОДСОДЕРЖАЩЕЙ ДОБАВКИ Статья в формате PDF 134 KB...

31 03 2024 21:58:31

ЧЕСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВА, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ

ЧЕСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВА, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...

29 03 2024 3:25:26

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 194 KB...

25 03 2024 7:34:21

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ (В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ (В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ) В статье дана хаpaктеристика отдельных особенностей государственного участия в экономике. В частности, уделено внимание роли государства как гаранта существующей системы прав собственности, монополиста по производству общественных благ и хозяйствующего субъекта, стремящегося к максимизации собственных, неналоговых доходов. ...

20 03 2024 17:24:56

Сравнительное изучение показателей окислительно-антиоксидантной системы в&#8239;мышечной ткани русского осетра (Acipenser gueldenstaedti brant) и карпа (Cyprinus carpio L.) при воздействии свинца

Сравнительное изучение показателей окислительно-антиоксидантной системы в&#8239;мышечной ткани русского осетра (Acipenser gueldenstaedti brant) и карпа (Cyprinus carpio L.) при воздействии свинца Исследованы показатели окислительно-антиоксидантной системы (содержание малоновогодиальдегида, каталазная и общая антиоксидантная активности) мышечной ткани русского осетра и карпа при свинцовой интоксикации. В мышцах молоди осетра обнаружена активация перекисного окисления липидов и снижение общей антиоксидантной активности. В отличие от осетра у молоди карпаактивация перекисного окисления липидов сопровождается компенсаторным повышением общей антиоксидантной активности и поддержанием достаточно высокого уровня активности каталазы. Повышение активности каталазы осетра при значительной активации ПОЛ может быть связано с выходом фермента из клеточных органелл, вследствие лабилизации клеточных мембран. Полученные данные свидетельствуют о большей толерантности карпа к свинцовой интоксикации, по сравнению с контролем. ...

13 03 2024 17:33:48

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КРИОМЕДИЦИНЫ

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КРИОМЕДИЦИНЫ Статья в формате PDF 129 KB...

12 03 2024 11:26:20

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (учебник для вузов)

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (учебник для вузов) Статья в формате PDF 135 KB...

11 03 2024 13:17:25

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::