ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ В ОЦЕНКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Обучение в высшей школе связано с постоянным эмоциональным напряжением. Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, системы кровообращения и других жизненно важных систем, что может приводить к переутомлению и появлению различных функциональных расстройств (Г.М. Покалёв с соавт., 1985; Н.А. Агаджанян, 1997). Одним из индикаторов развивающегося психоэмоционального стресса является повышение сосудистого тонуса. У лиц с повышенной склонностью к констрикторной реакции церебральных сосудов при длительном действии эмоционального стресса более выражена утомляемость, снижена работоспособность по сравнению с остальными лицами. Впоследствии склонность к повышению сосудистого тонуса (И.А.Гундарева с соавт., 1989). Длительно существующие психоэмоциональные и умственные нагрузки изменяют церебральную гемодинамику, вызывая стойкие изменения тонуса и реактивности мозговых сосудов (Б.М.Фёдоров, 2001; H.D. Critchley et al., 2000). Однако в настоящее время методы объективизации выраженности эмоци-онального стресса представлены только анализом вариабельности сердечного ритма (Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 1997), что представляется недостаточным.
Целью нашего исследования явилась возможность выявления стресснеустойчивых лиц по результатам количественного анализа реоэнцефалограммы.
Объектом исследования были 33 пpaктически здоровых студента обоего пола в возрасте от 18 до 23 лет. Обследование заключалось в определении параметров мозговой гемодинамики методом тетраполярной реографии в покое, в условиях эмоциональной нагрузки и после неё. В качестве эмоциональной нагрузки использовалась «проба с падением» (падение из положения стоя на коленях лицом, руки за спиной). Новизна и непривычность ситуации, неотработанность действий усугубляют стрессовую нагрузку.
В качестве количественной хаpaктеристики церебрального сосудистого сопротивления использовался интегральный показатель кровотока (ИПК), объединяющий показатели тонуса церебральных артерий крупного и мелкого диаметра. Ранее было показано (А.Н. Долецкий, 2003), что ИПК адекватно отражает суммарную активность регулирующих мозговой кровоток систем.
В результате кластерного анализа ИПК все обследуемые были разделены на три группы, достоверно различающиеся по исходным значениям и реакции данного показателя на нагрузку. В первой, наиболее многочисленной, группе (17 чел.) ИПК до и после нагрузки пpaктически не изменялся (M±s: 94,7±28,6 и 86,8±27,0 усл.ед. соответственно). Вторая группа, состоящая из 13 человек, хаpaктеризовалась снижением тонуса резистивных сосудов (153,9±35,3 и 122,7±15,5 соответственно). Третью группу (2 чел.) составили стресснеустойчивые лица. У них отмечалась значительная констрикторная реакция сосудов исследуемого региона (105,5±47,3 и 258,9±28,8 соответственно).
Таким образом, по динамике интегрального показателя кровотока выявлено 3 типа реакции на эмоциональную нагрузку. Первый тип является благоприятным (ИПК пpaктически не изменяется). Третий тип реакции - наиболее нeблагоприятный, так как проявляется склонностью к вазоконстрикции, что способно в дальнейшем приводить к возникновению дезадаптации в условиях эмоционального стресса. Возможность объективного выявления стресснеустойчивых лиц может быть использована в последующем для целенаправленной профилактики у них нарушений адаптации.
Статья в формате PDF 224 KB...
28 03 2024 5:12:27
Статья в формате PDF 132 KB...
27 03 2024 10:45:22
Статья в формате PDF 122 KB...
26 03 2024 7:12:32
Статья в формате PDF 128 KB...
25 03 2024 0:46:52
Статья в формате PDF 297 KB...
24 03 2024 1:56:56
22 03 2024 5:32:14
21 03 2024 3:56:42
Статья в формате PDF 243 KB...
20 03 2024 1:55:58
Статья в формате PDF 92 KB...
19 03 2024 4:32:31
Статья в формате PDF 131 KB...
18 03 2024 23:57:47
Статья в формате PDF 120 KB...
16 03 2024 6:40:25
Статья в формате PDF 128 KB...
15 03 2024 10:41:53
Статья в формате PDF 254 KB...
14 03 2024 7:27:10
Статья в формате PDF 104 KB...
13 03 2024 17:39:42
Статья в формате PDF 121 KB...
12 03 2024 9:55:47
Статья в формате PDF 121 KB...
11 03 2024 0:20:38
Статья в формате PDF 161 KB...
09 03 2024 9:27:32
Изучены особенности биологии и некоторые демографические хаpaктеристики двух популяций озерной лягушки (Rana ridibunda Pall.), случайно интродуцированной в водоемы-охладители тепловых станций, на территории Среднего Урала. Условия существования в новых водоемах оказались благоприятными. За интродукцией последовало самостоятельное расселение, обе популяции в настоящее время занимают значительную территорию. Животные, обитающие в этих популяциях, отличаются по размерно-возрастному составу размножающихся особей, типу нереста, плодовитости. Полученные данные позволяют утверждать, что обнаруженные различия носят адаптивный хаpaктер. ...
08 03 2024 21:45:17
Статья в формате PDF 111 KB...
07 03 2024 11:25:53
Статья в формате PDF 160 KB...
06 03 2024 0:19:16
Статья в формате PDF 104 KB...
05 03 2024 22:39:30
Статья в формате PDF 544 KB...
04 03 2024 12:52:26
Статья в формате PDF 110 KB...
03 03 2024 11:50:25
Статья в формате PDF 125 KB...
02 03 2024 15:23:42
Статья в формате PDF 114 KB...
01 03 2024 2:41:13
Статья в формате PDF 103 KB...
29 02 2024 17:55:20
Статья в формате PDF 124 KB...
28 02 2024 0:42:26
Статья в формате PDF 216 KB...
26 02 2024 4:53:56
Статья в формате PDF 131 KB...
25 02 2024 16:40:45
Статья в формате PDF 105 KB...
24 02 2024 20:48:53
Статья в формате PDF 119 KB...
22 02 2024 22:50:48
Статья в формате PDF 273 KB...
21 02 2024 19:10:36
Статья в формате PDF 119 KB...
19 02 2024 13:52:54
Статья в формате PDF 109 KB...
18 02 2024 7:20:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::