ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРЕЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ ПОД ОЗИМУЮ ПШЕНИЦУ
При размещении после поздноубираемых предшественников - кукурузы на зерно, пожнивной кукурузы на силос - остаётся мало времени для качественной подготовки почвы и посева озимой пшеницы. Кроме того, обычными способами её проведения (вспашка + дискования тяжелыми дисковыми боронами) невозможно добиться удовлетворительной разделки пласта. Для достижения этого прибегают к 3-5 кратным дискованиям, но желаемых результатов так и не достигают. Решение проблемы существенно облегчается в случае полного исключения вспашки из системы обработки почвы и замены её поверхностными обработками теми же дисковыми боронами или культиватором - фрезой КФ-300. Это позволяет сократить объёмы работ в зависимости от предшественника в 1,7-2,4 раза и энергетические затраты (в зависимости от предшественника и орудия обработки) в 1,7-4,0 раза.
Рациональное использование энергетических ресурсов определяется не только количественным их сокращением на обработку единицы площади. Важную роль при этом играет также объём продукции, произведенный при затратах определенного количества энергии.
В наших исследованиях, проведённых в 2001-2003 гг., на производство продукции с 1 га в зависимости от предшественников и способов обработки почвы было затрачено от 4458 до 8315 МДж совокупный дополнительной энергии (табл.). В произведённом же на этой площади зерне содержалось от 1853 до 4114 МДж, т.е. наибольшие значения получены на тех вариантах, где достигнута более высокая урожайность озимой пшеницы.
Энергетическая эффективность производства зерна озимой пшеницы при различных способах обработки почвы в зависимости от предшественников (МДж/га)
Предшественники |
Способы обработки |
Урожай зерна |
Совокупная дополнительная энергия на производство зерна |
Энергетический коэффициент |
Уровень энергетической рентабельности, % |
||
оснвоной |
предпосевной |
всего |
в т.ч. на обработку 1 га почвы |
||||
Кукуруза на зерно |
обычная |
дискование |
2,18 |
8315 |
5009 |
0,43 |
не рент. |
|
фрезерование |
2,30 |
6645 |
3339 |
0,56 |
-«- |
|
поверхностная |
дискование |
1,87 |
7122 |
3816 |
0,43 |
-«- |
|
|
фрезерование |
2,02 |
4458 |
954 |
0,74 |
-«- |
|
Кукуруза пожнивная |
обычная |
дискование |
4,32 |
6604 |
3100 |
1,06 |
6,4 |
|
фрезерование |
4,84 |
5651 |
2147 |
1,39 |
39,3 |
|
поверхностная |
дискование |
4,23 |
5412 |
1908 |
1,45 |
45,1 |
|
|
фрезерование |
4,78 |
4458 |
954 |
1,74 |
74,4 |
С учётом этих данных самые высокие показатели энергетических коэффициентов, т.е. отношения энергии, содержащейся в единице массы зерна к совокупной дополнительной энергии, затраченной на его производство, достигнуты на вариантах, где озимая пшеница размещалась после пожнивной кукурузы - 1,41 против 0,53 при посеве после зерновой кукурузы.
Данные, приведённые в таблице, показывают также, что размещение озимой пшеницы после кукурузы на зерно нерентабельно в энергетическом отношении какой бы способ обработки почвы при этом не применяли. На основании этих же данных можно утверждать, что посевы этой культуры после пожнивной кукурузы, несмотря на то, что и эта культуры убирается в такие же позднике сроки, вполне оправдано. Особо выделяется вариант, где посев озимой пшеницы проводился после поверхностной обработки культиватором-фрезой. Здесь расход совокупной дополнительной энергии на обработку гектара пашни составил 954 МДж, при этом достигнута наибольшая урожайность зерна - 4,7 т/га, в которой содержалось 4-63 МДж, а значения энергетического коэффициента и уровня энергетической эффективности были наиболее высокими -соответственно 1,74 и 74,4%.
Статья в формате PDF 289 KB...
27 03 2024 21:21:19
Статья в формате PDF 115 KB...
24 03 2024 17:29:49
Статья в формате PDF 142 KB...
23 03 2024 6:49:14
Статья в формате PDF 221 KB...
22 03 2024 16:38:45
Статья в формате PDF 127 KB...
20 03 2024 12:26:39
19 03 2024 8:48:50
Статья в формате PDF 100 KB...
18 03 2024 14:13:15
Любая научная дисциплина строится на основных понятиях, которые, являясь фундаментальными, имеют философский исток. В биологических науках среди прочих таковыми являются понятия «системы» и «целого». В настоящее время возникла необходимость по-новому взглянуть на их роль в решении вопроса о функционировании живого организма, на их взаимоотношения и структурно-функциональное наполнение. Первый шаг в таком рассмотрении сделан авторами настоящей статьи, в которой определено место этих понятий в описании функций живого, как в теоретическом, так и в пpaктическом плане. ...
17 03 2024 15:33:13
Рассмотрены перспективные площади поисков залежей колчеданов в Орской и Бакайской синклиналях и в Западном Примугоджарье по гидрогеологическим показателям. Купоросные воды - реликтовые спутники сульфидных залежей, видимо широко развиты среди вулканитов девонского рифта Урала. ...
16 03 2024 0:30:32
Статья в формате PDF 494 KB...
15 03 2024 7:48:30
Статья в формате PDF 113 KB...
14 03 2024 0:38:15
Статья в формате PDF 104 KB...
13 03 2024 2:59:54
Статья в формате PDF 241 KB...
12 03 2024 11:32:26
Статья в формате PDF 257 KB...
11 03 2024 14:54:10
Статья в формате PDF 120 KB...
10 03 2024 18:41:48
Статья в формате PDF 113 KB...
09 03 2024 8:24:13
Статья в формате PDF 236 KB...
08 03 2024 23:20:41
Статья в формате PDF 299 KB...
07 03 2024 9:48:34
В настоящее время в связи с возникновением проблем физического выживания человечества, расширением спектра внутренних и внешних угроз его жизнедеятельности, в системе образования крайне важно формирование личности «безопасного типа». Это – высокоинтеллектуальная личность, хорошо знакомая с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающая их исключительную важность, стремящаяся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Суть образования – формирование креативного человека в креативной среде, т.е. воспитание выпускника с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, самореализацию и самовоспроизводство, которые возможны только при совместной безопасности личности и общества в широком смысле слова – от семьи до всего человечества. ...
06 03 2024 2:29:31
Статья в формате PDF 100 KB...
05 03 2024 19:57:36
Статья в формате PDF 130 KB...
04 03 2024 23:20:18
Статья в формате PDF 105 KB...
02 03 2024 0:28:26
Статья в формате PDF 316 KB...
01 03 2024 18:49:47
Статья в формате PDF 286 KB...
29 02 2024 0:41:15
Статья в формате PDF 124 KB...
28 02 2024 3:24:29
Статья в формате PDF 106 KB...
27 02 2024 11:51:34
Статья в формате PDF 282 KB...
26 02 2024 2:59:36
Статья в формате PDF 263 KB...
23 02 2024 22:57:38
Статья в формате PDF 144 KB...
22 02 2024 18:36:50
Статья в формате PDF 261 KB...
21 02 2024 23:21:37
Статья в формате PDF 112 KB...
20 02 2024 23:57:10
Статья в формате PDF 305 KB...
18 02 2024 20:57:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::