МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

Сиванова О.В. Хмелёв С.С. Орлов С.Б. Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М.В. Ломоносова, М.И. Алигер, И.В. Гёте, И.А. Ефремова, К.Г. Паустовского, в педагогической пpaктике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. Статья в формате PDF 131 KB

Умелое использование сокровищницы мировой культуры учителем обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. Если к окончанию школы у выпускника будет сформировано научное мировоззрение, можно с полной уверенностью утверждать, что школу покидает высоконравственная личность, для которой чуждо безнравственное поведение. Более того научное мировоззрение и только оно поможет молодому человеку противостоять тем негативным явлениям, с которыми он встретится в жизни.

Для российского учителя интеллектуальное наследство, оставленное человечеству великим патриотом и гениальным учёным М.В. Ломоносовым, - незаменимый рабочий инструмент педагогической пpaктики. Предопределяя интеграцию научных знаний, он считал: "химия - правая рука физики, математика - её глаза, так как последняя указывает путь к правильному суждению"[7,45]. Пройдёт два столетия и к 200 летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Маргарита Алигер напишет:

О, физика - наука из наук!

Всё впереди!

                        Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трёх сестёр

познания всего в подлунном мире,

тогда лишь будет ум и глаз остёр

и знанье человеческое шире. [1, 99].

М.В. Ломоносов был истинным испытателем природы, он постоянно видел великие и необъяснимые явления природы. Поэт в душе, он приходил в поэтический восторг от тех же явлений, которые с величайшим интересом изучал как натуралист. Вот почему в поэзии М.В. Ломоносова почти нет картин природы, её красок, настроения, но есть явления природы. Изумительным подтверждением этого служат строки из его поэмы "Пётр Великий"

Лишает долгий зной здоровья и ума;

А стужа в севере ничтожит вред сама.

Сам лёд, что кажется толь грозен и ужасен,

от оных лютых бед даст ход нам безопасен [5, 303].

Не менее убедителен фрагмент письма к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову:

Чертоги светлые, блистание металлов

Оставив, на поля спешит Елисавет;

Ты следуешь за ней, любезный мой Шувалов,

Туда, где ей Цейлон и в севере цветёт,

Где хитрость мастерства преодолев природу,

Осенним дням даёт весны прекрасный вид

И принуждает вверьх скакать высоко воду,

Хотя ей тягость вниз и жидкость течь велит [5, 250].

Поэзия М.В. Ломоносова - типичная поэзия естествознания, знакомство с которой расширяет естественнонаучные знания школьников, обогащает интеллект.

Развитию творческих способностей дети во многом обязаны интересу, возникающему у них и поддерживаемому на уроках за счёт фрагментов художественных произведений, авторы которых описывают явления, непосредственно относящиеся к изучаемой теме. Так, при хаpaктеристике аллотропного видоизменения углерода - алмаза отрывок из рассказа профессора И.А. Ефремова "Алмазная Труба", не нарушая логические связи излагаемого материала, окажет положительное влияние на приращение естественнонаучного потенциала школьника. "На белом листе рассыпались мелкие кристаллы - столбчатые, призматические, многоугольные - красного, бурого, чёрного, гoлyбого, зелёного цветов. Это были сопутствующие алмазу ильменит, пироксен, оливин и другие стойкие минералы. А среди них, подобно кусочкам стекла и всё же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись мелкие кристаллы алмaзoв. Здесь были белые, чистой воды камни, были и покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розоватый или зелёный оттенок.

- Вот посмотрите, кроме октаэдров - ромбододекаэдр (двенадцати-гранник, каждая грань которого имеет очертание ромба). - Чурилин отделил спичкой зелёный двенадцатигранник. - Этот вид алмаза отличается необыкновенной даже для этого камня твёрдостью. " [3, 280].

Описанные свойства алмaзoв обусловлены условиями их образования в земной коре. И об этом профессор И.А. Ефремов не менее увлекательно повествует в романе приключений "Лезвие бритвы". "Берег Скелетов - побережье пустыни Намиб в Юго-Западной Африке. . . . На южном продолжении пустыни Намиб , на побережье Намакваленда, алмазы находятся в огромном количестве. . . .

Берег Скелетов - это край древнего африканского горба земной коры, который беспрерывно поднимается в течение уже миллионов лет. Потому здесь смыты все верхние покровы горных пластов до самых древних пород основания земной коры. Геологи совсем недавно определили возраст этих пород в пять миллиардов лет, то есть он близок к возрасту нашей Галактики. Здесь выпучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжёлые, рассланцованные давлением породы из особой разновидности гранита - эклогиты. Оттуда сквозь трещины пробиваются под гигантским давлением струи раскалённых и сжатых до предела газов, несущие драгоценные алмазы вместе с разрушенными эклогитами. Южно-Африкан-ский древний материк весь пронизан алмазными трубами, как, по-види-мому, и похожий на него древний материк в центре Сибири" [4, 184-186].

Не оставит равнодушными школьников фрагмент из повести К.Г. Паустовского "Золотая роза". "Аквамарин (алюмосиликат бериллия 3BeO . Al2O3 . 6SiO2 авт.) считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но всё своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещён изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнём.

Кажется, если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звёзд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности"[8, 240].

Не оспорим тот факт, что информация, получаемая школьниками из подобных высоко художественных и глубоко научных произведений, закладывает надёжные основы их естественнонаучных способностей. Успешное же развитие этих способностей и интеллекта учащихся происходит при работе с теми литературными произведениями и другими источниками информации, которые ограничиваются лишь описанием явлений, и требуют творческого подхода к их расшифровке.

Ниже приводится отрывок из итогового философского сочинения Иогана Вольфгана Гёте трагедии "Фауст".

Являлся красный лев и был он женихом,

И в тёплой жидкости они его венчали

С прекрасной лилией, и грели их огнём,

И из сосуда их в сосуд перемещали.

И вслед - блиставшую лучами всех цветов

Царицу юную в стекле мы получали:

Целительный напиток был готов.

И стали мы лечить. Удвоились мученья:

Больные гибли все без исключенья,

А выздоравливал ли кто,

Спросить не думали про то.

Вот наши подвиги леченья!

Средь этих гор губили мы

Страшней губительной чумы! [2, 38]

Расшифровка превращений, описанных таким иносказательным языком с применением таинственных обозначений, требует глубоких знаний, творческого подхода и нередко фантазии. Можно предложить следующие интерпретации описанных превращений.

Версия 1. Красный лев - это сера. Прекрасная лилия - это ртуть. Сера непосредственно реагирует со ртутью

Hg + S ⇒ HgS.

Сульфид ртути взаимодействует с царской водкой при нагревании

3HgS + 8HNO3 + 6HCl ⇒ 3HgCl2 + 3H2SO4 + 8NO­↑ + 4H2O.

Версия 2. Красный лев - это или сульфид ртути HgS или оксид ртути HgO (и то и другое соединения красного цвета). Тёплая жидкость - это азотная кислота HNO3. Прекрасная лилия - это кристаллы хлорида натрия NaCl.

Взаимодействие смеси с азотной кислотой при нагревании может быть описано либо уравнением

3HgS + 8HNO3 + 6NaCl ⇒ 3HgCl2 + 3Na2SO4 + 8NO↑­ + 4H2O,

либо уравнением

HgО + 2HNO3 + 2NaCl ⇒ HgCl2 + 2NaNO3 + H2O

Можно предположить, что, переливая из сосуда в сосуд, алхимики освобождались от побочных продуктов, чтобы получить целительный напиток - сулему HgCl2. Конечно же, больные гибли, так как сулема - сильно действующее ядовитое вещество, хотя оно и применяется для лечения ряда заболеваний. Но возможно, что алхимики не могли ещё знать точную дозировку этого лекарства, поэтому больные гибли все без исключения.

Предлагая учащимся поработать над расшифровкой подобных описанному превращений, учитель оказывает благотворное влияние на развитие их воображения, на способность выдвигать оригинальные идеи, активизирует у учащихся творческую деятельность.

Ключевой составляющей системы развития естественнонаучного потенциала школьников продолжает оставаться приобщение одарённых детей к решению нестандартных оригинальных задач высокого уровня.

Среди подобных задач наиболее продуктивными следует признать задачи, содержащие элемент обучения уже в условии. Например,

Задача 1. В "Основах химии" Д.И. Менделеева [6, 291] находим следующее о минерале азурите: ". . . встречается часто медная синь или лазурь, которая заключает те же элементы, как и малахит . . .".

Определите состав азурита, если известно, что при нагревании выше 300 0С он разлагается, образуя чёрный порошок и теряя в массе 30,8 % . Последующее прокаливание чёрного порошка в токе водорода приводит к потере 20,1 % (масс.) и превращению его в красно-розовый порошок. Приведите химическое уравнение реакции взаимодействия азурита с избытком серной кислоты.

Решение. Исходя из данных условия задачи о наличии в составе азурита тех же элементов, что и в составе малахита, можно предположить, что его термическое разложение описывается следующим химическим уравнением:

1 моль [63,5 x + 17y + 60 (x - y/2)] г    y/2 моль (18 . y/2)г (x-y/2) моль [44 . (x-y/2)] г

При термическом разложении 1 моль азурита он теряет

[18 . y/2 + 44 . (x-y/2)] г, что составляет 30,8 % от его молярной массы, то есть

[63,5 x + 17y + 60 (x - y/2)] . 0,308 = 18 . y/2 + 44 . (x-y/2).

Преобразовав данное математическое уравнение, получим:

(123,5 x - 13 y) . 0,308 = 44 x - 13 y; 6 x = 9 y; x : y = 3 : 2.

Тогда состав азурита: Cu3(OH)2(CO3)2 или Cu(OH)2 . 2 CuCO3 .

Восстановление оксида меди (II) в токе водорода описывается следующим химическим уравнением:

При восстановлении 1 моль CuO в токе водорода происходит потеря (18 - 2) г кислорода, что, согласно условию задачи, составляет 20,1% от молярной массы оксида. Действительно, 79,5 . 0,201 = 16 г.

Взаимодействие азурита с избытком серной кислоты описывается химическим уравнением:

Cu(OH)2 . 2 CuCO3 + 3 H2SO4 ⇒ 3 CuSO4 + 2 СО2­↑ + 4 H2O .

Задача 2. В романе Ж. Верна "Таинственный остров" описано, как в 1865 году во время гражданской войны Севера и Юга в США пятерых беглецов из осаждённого Ричмонда ураган унёс на воздушном шаре и забросил на затерянный в океане остров. В поисках удобного жилища спутники оказались в карстовых пещерах с причудливо свисающими с потолка и верхней части стен сталактитами, натёчными минеральными образованиями, возникающими в результате просачивания природных вод через трещины в сводах пещеры, образования насыщенного раствора солей, содержащихся в растворимых горных породах, и его последующей кристаллизации.

Оцените элементный состав сталактитов. Назовите соль, извлекаемую из горных пород подземными водами. Почему условия карстовых пещер благоприятствуют образованию и росту сталактитов? Сколько лет потребуется для достижения сталактитом массы 500 кг, если известно, что скорость просачивания подземных вод -1 капля в час, объём капли - 0,5 мл, а минерализация раствора - 0,01 моль/л ?

Решение. Карстовые пещеры образовывались в горных породах, растворимых в природных водах. С потолка и верхней части стен карстовых пещер свешиваются натёчные минеральные образования (чаще известковые, основной компонент которых имеет состав CaCO3) - сталактиты в виде сосулек, бахромы.

Из горных пород подземными водами извлекается известняк CaCO3 . В присутствии углекислого газа воздуха он растворяется в природных водах, что описывается следующим химическим уравнением:

CaCO3 + H2O + CO2 ⇔ Ca(HCO3)2 .

При обычной температуре в процессе испарения раствора, содержащего Ca(HCO3)2, осаждается CaCO3. Этот процесс лежит в основе образования сталактитов и их роста.

Используя приведённое в условии задачи значение минерализации раствора и полагая, что она обусловлена карбонатом кальция CaCO3, можно рассчитать массу его в 1 л раствора:

m(CaCO3) = М(CaCO3) . ν(CaCO3)=100 г/моль .0,01моль = 1 г .

Тогда масса сталактита, данная в условии задачи, будет содержаться в растворе, объём которого V(раствора) = 500 . 10 3 л.

Воспользовавшись данными условия задачи, можно рассчитать число капель в этом объёме раствора:

и время, необходимое для натекания этого числа капель:

                       

Задача 3. "Азотносеребряная соль AgNO3 , известная в пpaктике под именем ляписа (lapis infernalis), получается растворением в азотной кислоте металлического серебра. Если для растворения взято нечистое серебро, то в растворе получается смесь азотномедной и азотносеребряной солей. Если такую смесь испарить досуха, а затем остаток осторожно сплавить до температуры начала каления, то вся азотномедная соль разлагается, а большинство азотносеребряной соли не изменяется. Обpaбатывая сплавленную массу водой, извлекают эту последнюю, тогда как окись меди остаётся нерастворимою"[6, 303-304].

Напишите химические уравнения реакций, происходящих при растворении "нечистого серебра" в азотной кислоте и при осторожном сплавлении (изменением нитрата серебра пренебречь) до температуры начала разложения сухого остатка, образовавшегося при испарении смеси; определите массовую долю (%) серебра в образце "нечистого серебра", если при растворении 2,00 г "нечистого серебра" масса остатка после разложения равна 3,07 г; определите массу осадка, образующегося при добавлении избытка раствора хлорида натрия к раствору, полученному растворением 2,00 г "нечистого серебра" в азотной кислоте.

Решение. Превращения, описанные в условии задачи, могут быть представлены в виде следующих химических уравнений:

Пусть масса серебра в образце - х г, тогда масса меди в образце - (2 -х) г.

Как следует из химического уравнения (1),

ν(AgNO3) = ν(Ag) = х г /108 г/моль = х /108 моль,

а m(AgNO3) = М(AgNO3) . ν(AgNO3) = 170 г/моль . х /108 моль = 170х /108 г.

Как следует из химических уравнений (2) и (3),

ν(CuO) = ν(Cu) = (2 -х) г / 64 г/моль = (2 -х)/64 моль,

а m(CuO) = М(CuO) . ν(CuO) = 80 г/моль . (2 -х)/64 моль = 80 . (2 -х)/64 г.

Воспользовавшись данными условия задачи, можно составить уравнение: m(AgNO3) + m(CuO) = 3,07 г. Подставив в него выражения для m(AgNO3) и m(CuO) и решив относительно х, получим: х = 1,76. Следовательно, масса серебра в образце m(Ag) =1,76 г, а его массовая доля ω(Ag) = 1,76 г . 100 % / 2,00 г = 88 % .

Как следует из химического уравнения (4),

ν(AgCl) = ν(AgNO3) = 1,76 г / 108 г/моль = 0,0163 моль;

а m(AgCl) = M(AgCl) . ν(AgCl) = 143 г/моль . 0,0163 моль = 2,33 г.

Задача 4. Древние индейцы Южной Америки использовали для извлечения золота из золотоносных пород нагревание их с влажной смесью чилийской селитры, поваренной соли и алюмокалиевых квасцов. Алхимиками был предложен более простой способ перевода золота в раствор, основанный фактически на тех же химических превращениях.

Напишите химическое уравнение реакции растворения золота по методу алхимиков. Объясните, используя ионные уравнения, процессы, протекающие при растворении золота по рецепту индейцев.

Решение. Для растворения золота алхимики предложили использовать "царскую водку" - смесь концентрированных соляной и азотной кислот. Протекающее при этом взаимодействие описывается следующим химическим уравнением:

Au + HNO3 + 4 HCl ⇒ H[AuCl4] + NO­↑ + 2 H2O

(окислительный потенциал образования однозарядного комплексного аниона [AuCl4]- меньше потенциала образования иона Au3+). В ионной форме это уравнение имеет вид:

Au + NO3- + 4 Cl- + 4 H + ⇒ [AuCl4]- + NO­↑ + 2H2O.

Растворение золота протекает в сильно кислой среде при одновременном присутствии нитрат- (окислитель) и хлорид- (комплексообразователь) ионов.

По рецепту древних индейцев при нагревании смеси происходило обезвоживание алюмокалиевых квасцов:

В воде, выделяющейся при нагревании смеси, растворялись квасцы, нитрат натрия (чилийская селитра) и хлорид натрия (поваренная соль). Соль алюминия подвергалась гидролизу, который можно описать следующим химическим уравнением:

Al 3+ + H2O ⇔ Al(OH) 2+ + H+ (H3O+).

Cтепень гидролиза при повышении температуры увеличивалась так же, как и окислительный потенциал системы. Присутствие нитрат-, хлорид-ионов и ионов водорода способствовало растворению золота.

Неоднократное обращение учащихся к учебной и научной литературе при решении нестандартных задач высокого уровня, разочарование, нередко испытываемое от неумения найти правильное решение, формируют у них такие ценные качества личности как наблюдательность, трудолюбие, умение преодолевать растерянность, трудности, интуиция, настойчивость в достижении поставленной цели. Желательно, чтобы путеводной звездой для всех российских детей, накопивших в школьные годы естественнонаучный потенциал, стали вдохновенные слова ратника мировой культуры М.В. Ломоносова

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О. ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать [5, 127]

Литература

  1. Алигер М.И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. Стихотворения, 1945-1980. М.: Худ. лит-ра, 1985. 511 с.
  2. Гёте И.В. Фауст. Петразаводск: Изд-во "Карелия", 1975. 176 с.
  3. Ефремов И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. Рассказы. М.: Современный писатель, 1992. 544 с.
  4. Ефремов И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Лезвие бритвы. Роман приключений. М.: Современный писатель, 1992. 656 с.
  5. Ломоносов М.В. Избранные произведения. М.-Л.: Советский писатель, 1965. 579 с.
  6. Менделеев Д.И. Основы химии. В 2-х т. Т. 2. М.-Л.: Гос. науч.-техн. изд-во хим. лит-ры, 1947. 707 с.
  7. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михайла Васильевича Ломоносова. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. 238 с..
  8. Паустовский К.Г. Поэтическое излучение. Повести. Рассказы. Письма. М.: Молодая гвардия, 1976. 432 с.


КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ

КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ Статья в формате PDF 253 KB...

22 04 2024 5:57:27

МОЛОЧНЫЙ НАПИТОК С ЭКСТРАКТОМ ЧАЙНОГО ЛИСТА

МОЛОЧНЫЙ НАПИТОК С ЭКСТРАКТОМ ЧАЙНОГО ЛИСТА Статья в формате PDF 322 KB...

20 04 2024 20:28:46

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ Современные социально-экономические преобразования в стране и переход на качественно новые требования к оказанию медицинской помощи диктуют необходимость анализа и разработки новых организационные форма работы медицинских учреждений, которыми призваны быть Центры здоровья. Но в связи со множеством проблем в нашей системе здравоохранения, остается множество вопросов связанных с программой развития Центров здоровья. В статье рассматриваются проблемы связанные с созданием и развитием таких центров в Росси. Затрагиваются вопросы финансирования здравоохранения в целом и Центров здоровья в частности. Существующая система российского здравоохранения действует в условиях жесткого финансового дефицита, что отражается на качестве предоставления медицинских услуг. В цифрах же – в 2007 году бюджет здравоохранения в России составил 5,4% ВВП, при этом в других развитых странах – около 10% (Германия – 10,4%, США – 15,7%). Расходы на здравоохранение в физическом выражении на человека в год в 2007 году в России составили 493 долл. США, при этом в том же году в США – 7,285 долл., в Германии – 4,209. В связи с этим вопрос создания Центров здоровья в России остается открытым. ...

18 04 2024 17:23:50

Хирургическое лечение острого холецистита

Хирургическое лечение острого холецистита Статья в формате PDF 125 KB...

17 04 2024 21:40:32

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...

15 04 2024 3:27:35

Юрин Юрий Михайлович

Юрин Юрий Михайлович Статья в формате PDF 319 KB...

11 04 2024 14:25:33

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ МАСЕЛ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ МАСЕЛ Статья в формате PDF 126 KB...

10 04 2024 2:55:54

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ Статья в формате PDF 128 KB...

09 04 2024 15:28:52

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИПОКИНЕЗИИ

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИПОКИНЕЗИИ В данном исследовании приведены морфологические изменения в слизистой оболочке желудка при воздействии гипокинезии. Структурные изменение былы выявлены в слизистой оболочке. ...

08 04 2024 8:17:33

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Статья в формате PDF 121 KB...

07 04 2024 12:16:18

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЙ ПРИБОРА МАЭС

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЙ ПРИБОРА МАЭС Существующие методы атомной эмиссионной спектроскопии для исследования состава металлов и сплавов используются во всех отраслях машиностроения. По мнению авторов, современные методы уже не обеспечивают необходимых точностей измерений. В данной работе авторами проведены исследования влияния внешних факторов на точность измерений прибора атомно-эмиссионной спектроскопии. ...

06 04 2024 19:10:19

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий)

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий) Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...

03 04 2024 17:42:25

Результаты обследования КД при заболеваниях глотки

Статья в формате PDF 122 KB...

30 03 2024 19:24:23

ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕРМОДИНАМИКИ К ПРОГНОЗУ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ЛЕГКОГО БЕТОНА

ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕРМОДИНАМИКИ К ПРОГНОЗУ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ЛЕГКОГО БЕТОНА Основным механизмом теплообмена для капиллярно-пористых физических систем (типа легкого бетона) является контактная теплопроводность, которая осуществляется благодаря связанным между собой процессам: переходом тепла от частицы к частице через непосредственные контакты между ними и переходом тепла через разделяющую промежуточную среду. С термодинамической точки зрения теплообмен в легких бетонах представляет собой теплоперенос (поток тепла Q), а точнее перенос энтропии (S), под действием градиента температуры (Т), осуществляемый, в соответствии со вторым законом термодинамики, от мест с более высокой к местам с меньшей температурой. Термодинамическая идентичность коэффициента теплопроводности () и S позволила, на базе второго закона термодинамики, вывести общее уравнение для прогноза теплопроводности легкого бетона в условиях его эксплуатации. Установлено, что релаксация теплопроводности (τ) пропорциональна затуханию объемных деформаций бетона (Θ), вызванных температурным градиентом и уровнем напряжения (η). Экспериментальные исследования теплопроводности легкого бетона подтвердили затухающий хаpaктер изменения Δλ как функции времени (t) и деформативности. ...

25 03 2024 14:18:19

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ Статья в формате PDF 125 KB...

22 03 2024 9:44:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::