СТИЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФИЛОСОФИИ
Методология гуманитарных наук в своем развитии проходит приблизительно те же этапы, что и развитие наук естественных. В этом движении исследовательских парадигм условно выделяют классический, неклассический и постнеклассический периоды. В основе каждого из них лежит получивший преимущество способ мышления и миропонимания. В последнем из названных периодов в настоящее время принято выделять две формы: постмодернизм и неоклассику.
Тот вид философских рассуждений, который связывает себя с познанием объективных законов социального развития и формулированием истинностных суждений о человеке, и тем самым претендует на то, чтобы считать себя наукой, - также демонстрирует присутствие этих четырех способов познания. Речь, разумеется, идет об идеальных типах, к которым тяготеют реальные исследовательские пpaктики. Для работ, написанных в парадигме классического философствования хаpaктерны следующие черты. Признание принципа социального детерминизма, проявляющегося в стремлении объяснить развитие объекта при помощи вычлeнения совокупности факторов, связанных между собой. Выявление этих связей дает возможность устанавливать закономерности, эксплицировать объективные социальные законы. Такой подход рассматривает социальные факты как вещи, стремится изучать надындивидуальную реальность, т.е. исторические, социальные и даже духовные явления, абстрагируясь от их человеческого измерения. В пределе такая исследовательская позиция стремится к холизму (объект описывается целостно и системообразно), монизму (единый принцип объяснения раскрывается логикой, хаpaктерной для естествознания), истина едина и не подвержена метаморфозам, поскольку язык науки объективно отражает существующую реальность.
Как известно из работ ряда отечественных и зарубежных авторов, базовой метафорой, на которой строится данное понимание реальности, является механическая гипотеза, т.е. уподобление мира машине. Структурно-функциональный анализ, который распространен в современных философских исследованиях значительно более, чем прокламируемый, но не реализуемый системный подход, заставляет авторов использовать в явном и скрытом виде метафоры механического ряда.
Неклассический стиль в исследованиях, как известно, тяготет к тому, чтобы изучать индивидуальное и истолковывать случайное. Для этого типа рациональности хаpaктерна ассоциативность, описание своего объекта не путем отнесения к фундаментальному понятию, а через обращение к ценности, из которой исходил мыслящий субъект. Это соучастное мышление не отстраняется от предмета, а актуализирует его смысл. Неклассическая гуманитарная наука повернулась, таким образом, к раскрытию смысла иных уникальных культур и одновременно к широко понятому самопознанию. Базовой метафорой для этого стиля исследования является представление мира в качестве организма. Реальность его представители изучают как живую, исполненную диалогового напряжения, коммуникации смыслов, что требует методов понимания, вживания и т.д. Важнейшее познавательное средство - интерпретация, поэтому результаты во многом зависят от вкуса исследователя.
Постмодернистские исследовательские стратегии связаны с появлением новой конфигурации мироцелостности. Глобализация пришла на смену универсализации, а это - принципиально иной способ взаимосвязи индивидуального со всеобщим. Базовая метафора - мир есть совокупность форм. Такая картина мира предполагает избирательность, нестрогость взгляда, фрагментацию как принцип. Постмодернизм как интеллектуальная среда радикально положительно оценивает культурный плюрализм. Признание одинаковой ценности и рядоположенности всех культур, т.е. толерантность, ведет к отрицанию иерархичности и авторитетов в социальных и межличностных отношениях. И хотя постмодернизм часто считают логическим исходом неклассического стиля мышления, есть все же существенные отличия. Неклассика оперировала метафорами времени, ориентировалась на историю, признавала когерентную истину. Постмодернизм использует преимущественно прострaнcтвенные метафоры для описания культуры («культурный ландшафт», «социокультурный интерьер средневековья», «прострaнcтво мифа» и т.д.); считает истину анахронизмом мифологического сознания и сводит все исследовательские проблемы к языковым. Представление о самостоятельной сущности языка, позволяющей своими собственными средствами создавать, а не описывать действительность, существовали, конечно, и в неклассической исследовательской парадигме. Постмодернизм, однако, довел их до логического конца. Ведь если человек живет только в мире языковых конструкций о нем, то почему бы субъекту не творить новую реальность путем изменения этих конструкций, т.е. «переименования ситуации». Поэтому ряд исследователей квалифицирует время господства постмодернистского дискурса как «новую магическую эпоху». Магическое сознание, как известно, пользуется словом не для объяснения, а для заклинания. Оно убеждено в том, что, переименовав ситуацию, тем самым создает новую реальность. При этом если неклассическая парадигма предмет своего исследования видела именно в личности, индивидуальности и была в высшей мере персонологична, то постмодернизм, провозгласив «cмepть автора», полагает, что ученый реализует не себя в исследовании, а некую языковую интерсубъективность, т.е. гипертекст, который автор только выдает за свой личный. В этом смысле, когда постмодернистский автор репрезентирует свое представление о реальности, он так же уверен, что оно не является только его собственным.
Неоклассические познавательные стратегии являются одновременно и продолжением, и критикой трех предшествующих типов. К ним относятся философские направления критического реализма, синергетики, в то же время холизма, близкого к эзотерическому мышлению. В отличие от эклектики постмодернизма они ориентируются на синтез когнитивных пpaктик: познание этого рода стирает границы между искусством, религией, наукой и мифологией. Общество и природа рассматриваются как частный случай развития сложноорганизованных систем нелинейного хаpaктера. Здесь снова ставится задача системного, целостного, т.е. универсалистского мышления. Базовой метафорой снова становится космос, в естественнонаучном, и даже эстетическом, а не в семиотическом смысле. Стилистическими маркерами этого рода исследований могут быть такие выражения как «матрица реальности», «эмерджентный эффект».
Выделенные идеальные типы в пpaктике научного исследования редко встречаются в чистом виде. Эти стили научного исследования постоянно присутствуют в культуре, оттеняя друг друга. Религиозный дискурс способен присутствовать во всех типах научного философствования, придавая часто глубину и дополнительную убедительность. Интересно, что зачастую философы, чья прямая профессиональная обязаность - именно методологическая рефлексия - как ни странно, считают единственно возможным способом философствования только свой собственный, все остальные объявляя «вообще не философией».
В то же время трудно не согласиться с Б. Кроче в том, что «философы, думающие о реальности, редки, а так называемые философы думают в основном о формулах. Они комбинируют, перемалывают и отжимают эти формулы, иначе из них вряд ли получишь хоть каплю чего-то нового». Любой редактор научного журнала с разделом «Философия» знает, как редко можно встретить статью, автор которой действительно философ. Это трудно трaнcлируемая, скупо отмеренная истина, и если она не мультиплицируется, значит, для этого есть серьезные причины.
«Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут стрaнcтвовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...
28 03 2024 20:16:12
Статья в формате PDF 119 KB...
27 03 2024 19:15:25
На биопсийном материале матки семнадцати первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с нормальной или аномальной родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия являются гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему, и на основании этого они были условно поделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлены межгрупповые вариации всех оцененных количественных параметров. ...
26 03 2024 21:48:37
Статья в формате PDF 278 KB...
25 03 2024 22:44:24
Статья в формате PDF 114 KB...
24 03 2024 16:37:48
Статья в формате PDF 135 KB...
23 03 2024 18:17:24
Уточнено систематическое положение отдельных подвидов и видов рода Ctenocephalides и их распространение по зоогеографическим областям. ...
22 03 2024 9:43:50
21 03 2024 2:21:12
Статья в формате PDF 110 KB...
20 03 2024 14:37:28
Статья в формате PDF 119 KB...
19 03 2024 13:51:57
Статья в формате PDF 116 KB...
17 03 2024 19:25:10
Статья в формате PDF 103 KB...
16 03 2024 17:55:53
Статья в формате PDF 303 KB...
15 03 2024 2:52:50
Статья в формате PDF 104 KB...
14 03 2024 0:58:39
Статья в формате PDF 255 KB...
13 03 2024 11:48:57
Статья в формате PDF 254 KB...
11 03 2024 13:17:18
Статья в формате PDF 120 KB...
10 03 2024 0:39:24
Статья в формате PDF 299 KB...
09 03 2024 20:15:25
Статья в формате PDF 231 KB...
08 03 2024 9:50:11
Статья в формате PDF 118 KB...
07 03 2024 18:45:59
Статья в формате PDF 109 KB...
06 03 2024 23:53:34
Статья в формате PDF 264 KB...
05 03 2024 17:28:24
Статья в формате PDF 209 KB...
04 03 2024 7:25:30
Впервые показано, что у крыс с генотипом А2/А2 по локусу TAG 1A DRD2 с повышенной тревожностью имеет место сочетание генотипов N2N2 локуса NcoI DRD2 и АА локуса 256A/G гена SLC6A3, а также увеличение объемных хаpaктеристик базолатеральной группировки миндалевидного комплекса мозга. ...
03 03 2024 9:44:36
Статья в формате PDF 111 KB...
02 03 2024 9:12:38
Статья в формате PDF 288 KB...
01 03 2024 6:41:22
Статья в формате PDF 295 KB...
29 02 2024 10:41:33
Статья в формате PDF 390 KB...
28 02 2024 13:44:14
Статья в формате PDF 108 KB...
26 02 2024 22:45:56
Статья в формате PDF 134 KB...
25 02 2024 18:51:17
Статья в формате PDF 114 KB...
23 02 2024 14:44:25
Статья в формате PDF 118 KB...
21 02 2024 9:54:46
20 02 2024 13:41:51
Проведено исследование хаpaктера образования эритроклазических костномозговых кластеров при лихорадке у лабораторных животных. Установлено, что лихорадка сопровождается увеличением клеточности костного мозга, активацией эритроклазического кластерообразования нейтрофильными миелокариоцитами и макрофагами, сопровождающегося усилением экзоцитарного лизиса эритроцитов в кластерах, то есть увеличением цитолитической активности данных миелокариоцитов. ...
19 02 2024 21:33:25
Статья в формате PDF 128 KB...
18 02 2024 18:22:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::