В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА

Фролова Е.И. Задачу формирования интеллекта учащихся призвана решать современная школа и, в первую очередь, учебные заведения с названиями «лицей» и «гимназия». В представленной работе излагаются сведения об основных этапах по подготовке и проведению школьной научно-пpaктической конференции «В науку первые шаги», которая ежегодно проводится в Лицее № 37 г. Саратова. В рамках конференции каждый учащийся 11 класса защищает выпускную работу по профильному предмету (математике, физике, информатике, химии, биологии и др.). Подготовка к защите выпускной или творческой работы по химии способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников, развитию активности и самостоятельности, учит работать с библиографической и информационно-справочной литературой, пользоваться электронными каталогами через систему Internet, знакомит с историей науки, развивает экспериментальные навыки, обучает целенаправленным наблюдениям. Статья в формате PDF 112 KB

Более ста лет назад М.Е. Салтыков-Щедрин писал о школе: «Известно также, что люди одаряются от природы различными способностями и различною степенью восприимчивости; что ежели пpaктически и трудно провести эту последнюю истину во всём её объёме, то, во всяком случае, непростительно не принимать её в соображение. Наконец, признано всеми, что насильственно суживать пределы знания вредно, а ещё вреднее наполнять содержание его всякими случайными примесями». Эти слова актуальны и сегодня.

В условиях стремительного темпа развития науки и техники государству и обществу нужны творческие работники высокой квалификации - те, кого обычно называют талантами. Развитие интеллекта призвана решать современная школа и, в первую очередь, учебные заведения с названиями «лицей» и «гимназия».

В Лицее № 37 г. Саратова специализация представлена направлениями: физико-математическим, гуманитарным, естественно-математическим и направлением математики, информатики и информационных технологий. По каждому направлению разработаны учебные программы по профилирующим предметам и программы специальных курсов. Все направления деятельности педагогического коллектива существуют не изолировано, а взаимодействуют на основе полицентрического и интегрированного подходов. Они подкрепляются работой клубов по интересам, кружков, в том числе и предметных. Учителя, проводя много времени со своими воспитанниками, стараются привить им интерес к учению и науке. Свою задачу каждый учитель видит в том, чтобы обеспечить становление личности ученика, реализовать творческий потенциал лицеиста. Таким образом, создаются условия оптимально организованного учебного процесса, когда ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают условия, в которых он учится. [3]

Ежегодно в рамках школьной научно-пpaктической конференции «В науку первые шаги» каждый учащийся 11 класса должен защитить выпускную работу по профилирующему предмету, а ученики других классов получают возможность принять участие в конференции с творческой работой. Тема творческой работы формулируется в конце учебного года учеником вместе с руководителем работы. В течение 3-4 месяцев молодой человек изучает и накапливает теоретический материал, обсуждая его с руководителем. По завершении этого этапа работы намечается план выполнения пpaктической части. Для учащихся, выполняющих работы по химии, пpaктической частью является проведение проблемных опытов, решение творческих экспериментальных задач, нередко с использованием базы и консультаций преподавателей и сотрудников химического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Выполненные работы, как правило, являются итогом длительного и серьезного интеллектуального труда школьников, носят творческий хаpaктер, а по своему оформлению (титульный лист, аннотация, оглавление, введение, основная часть - теоретическая и пpaктическая части, заключение, список использованной литературы, приложения) не уступают требованиям, которые предъявляются к научной работе. Во введении обосновывается значимость выбранной темы в целом и для исполнителя. Возможно описание предыстории некоторых событий, экспериментов, задач, методов, которые встретятся в дальнейшем в работе. В теоретической части излагаются сведения об исследуемом предмете, рассматриваются основные свойства объекта исследований, приводятся примеры. В пpaктической части не только описываются проведенные исследования, но и формулируются собственные мысли автора по излагаемой теме. В заключении указывается место этой темы в изучаемом курсе, возможные межпредметные связи, возможность пpaктического использования результатов работы. Объём работы ограничен 15 страницами текста, включая иллюстрации.

Важным этапом для учащихся является защита выпускной или творческой работы. Защита является открытой, не ней присутствуют желающие учащиеся, преподаватели лицея, родители, представители вузов. В процессе защиты ученик кратко излагает содержание работы, опираясь на иллюстративные материалы (плакаты, модели, наглядные пособия, демонстрирует результаты своих экспериментальных работ), подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, выявленных или разработанных самостоятельно. Время выступления 8-10 минут. Выступление должно быть конкретным, речь лаконичной, чтобы без торопливой суеты высказать за минуту 2-3 мысли. В дальнейшей жизни такой опыт обязательно пригодится каждому молодому человеку, т.к. в дискуссиях большего успеха достигает тот, кто умеет говорить кратко, но не в ущерб логичности и эмоциональности. Многословность ответа часто рассматривается как признак неуверенности в знаниях, а неумение лаконично конспектировать может обернуться существенными упущениями в процессе познания. Поэтому, лаконичная речь - жизненная необходимость [1].

Подготовка к защите выпускной или творческой работы по химии способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников, развитию активности и самостоятельности, учит работать с библиографической и информационно-справочной литературой, (об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований говорил Ян Амос Коменский) [2], пользоваться электронными каталогами через систему Internet, знакомит с историей науки, развивает экспериментальные навыки, обучает целенаправленным наблюдениям. В качестве примера можно привести некоторые темы выпускных и творческих работ, выполненных лицеистами в течение последних 3 лет: «Химия в криминалистике», «Техника и здоровье человека», «Прострaнcтвенное и электронное строение органических веществ», «Применение жидких кристаллов в быту и технике», «Катализ в органической и неорганической химии», «Круговорот веществ. Окислительно-восстановительные реакции в природе», «Природа душистых веществ и современная химия», «Определение содержания аскорбиновой кислоты в различных фруктах», «Определение теплоты реакции нейтрализации» и др. Каждый учащийся, хорошо осознав цель и задачи выполняемой работы, тщательно осваивает теорию вопроса, проводит обзор литературы, который нередко является весьма убедительным и основательным. Важная роль отводится научному эксперименту. Учащиеся с большим интересом ставят опыты по исследованию зависимости скорости реакций от концентрации катализатора, изучению ионных равновесий в растворах электролитов, определению содержания ионов тяжелых металлов в сточных водах и атмосферном воздухе, получению эфирных масел из календулы, апельсина, приготовлению ароматной воды из лепестков роз, изучению действия синтетических моющих средств в процессе стирки, мойки и чистки текстильных изделий на различного рода загрязнения, и т.д.

В первые годы проведения подобных конференций работы учащихся не всегда соответствовали общепринятым для научных исследований требованиям. Из года в год растет качество выполненных школьниками работ, также как и их количество. Всё больше учеников вовлекаются в творческий процесс, ведь известно, что способности, склонности и другие качества личности выявляются и формируются только в ходе самостоятельной и творческой деятельности. Учитель, научный руководитель организуют и направляют эту работу. Такой подход позволяет четко поставить учебную цель, гибко и поэтапно управлять познавательной деятельностью школьника. Ученические работы получают самую высокую оценку рецензентов, а это профессора и преподаватели Саратовского государственного университета. Учащиеся, авторы лучших работ получают право выступить на межрегиональной учебно-научной конференции «Инициативы молодых». На протяжении всех лет работы лицеистов высоко оценивает компетентное жюри, награждая дипломами I и II степеней. Диплом I степени приравнивается к победе на областной предметной олимпиаде. Закономерен большой интерес и желание учащихся выступить на конференции.

Воспитание познавательного интереса, формирование интеллектуальных навыков учащихся - основная и необходимая часть процесса обучения. Наличие у учащихся такого интереса свидетельствует о правильной организации учебного процесса и его успешном протекании. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, способствует развитию интеллекта. Обучение, основанное на воспитании интереса, безусловно, связано с работой воображения, с чувством удовольствия и радости, которые доставляют человеку работа и творчество. Только активность, только постоянный поиск растят настоящего человека - человека с гармонично-развитым интеллектом. Задача учителя - помочь, увлечь, воспитать такого человека завтрашнего дня. Наши воспитанники в самом начале научного поиска.

Литература

  1. Зайцев В. // Народное образование. 2001, № 2, с.114-120
  2. Коменский Я. А.// Школьная библиотека. 2000, № 5. с. 58-62
  3. Титова И.М., Эстрин Э.Р. Развитие мотивации изучения химии. СПб.: Образование, 1997


ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпaнaльной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гумopaльные звенья иммунной системы. ...

25 04 2024 1:36:47

ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Статья в формате PDF 99 KB...

21 04 2024 8:20:56

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ Статья в формате PDF 118 KB...

16 04 2024 22:27:41

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ)

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ) Проведены биохимические и иммунологические исследования крови у больных с урогeнитaльными инфекциями в условиях Среднего Приобья. Отмечены патологические изменения показателей белкового, липидного обменов и активация белков острой фазы. Наблюдалось резкое повышение активности креатинкиназы в крови всех групп больных. Результаты иммунологических исследований показали изменения В-клеточного звена в сторону увеличение уровня иммуноглобулинов IgG, IgA и снижение активности Т-клеточного звена иммунитета. ...

14 04 2024 9:50:38

ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ Статья в формате PDF 89 KB...

07 04 2024 0:44:38

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА Статья в формате PDF 152 KB...

04 04 2024 20:32:28

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕКОТОРЫХ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ НА СИНАПТИЧЕСКУЮ ПЕРЕДАЧУ

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕКОТОРЫХ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ НА СИНАПТИЧЕСКУЮ ПЕРЕДАЧУ В данной работе сделана попытка изучить механизм действия некоторых аналгезирующих и местных анестезирующих препаратов на нервно-мышечную передачу холоднокровных животных. Были исследованы aнaльгетики наркотического типа и локальные анестетики. Показано, что все исследованные препараты вызывали уменьшение амплитуды спонтанных биопотенциалов концевой пластинки, что указывает на их постсинаптическое воздействие. ...

02 04 2024 13:10:36

ПРОФИЛЬ ЭТО ИМИДЖ?

ПРОФИЛЬ ЭТО ИМИДЖ? Статья в формате PDF 302 KB...

30 03 2024 14:54:44

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ Статья в формате PDF 86 KB...

29 03 2024 4:14:42

БИОМЕХАНИКА ПЕРЕГРУЗОК И НЕВЕСОМОСТИ

БИОМЕХАНИКА ПЕРЕГРУЗОК И НЕВЕСОМОСТИ Статья в формате PDF 751 KB...

25 03 2024 13:32:33

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ PULSATILLA MULTIFIDA В ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ Изучены ценопопуляции Pulsatilla multifida на территории Юго-Западной и Западной Якутии. Рассмотрено влияние антропогенного фактора на их состояние ...

21 03 2024 6:20:38

К ПРОБЛЕМЕ СРАВНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ

К ПРОБЛЕМЕ СРАВНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ Статья в формате PDF 107 KB...

18 03 2024 12:51:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::