ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКАМИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКАМИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКАМИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Заболтина В.В. Статья в формате PDF 150 KB

Нравственное развитие, которое теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы, является одной из центральных линий психического развития дошкольника. Нравственное развитие включает в себя три взаимосвязанных компонента: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают мopaльные знания, у них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются мopaльные суждения и оценки. Однако не менее важно формировать у детей умение понимать эмоциональные состояния других людей и умение управлять своими эмоциями. В дошкольном возрасте ребенок способен проявлять симпатию и антипатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность и любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребенок учится поступать согласно мopaльным нормам и самостоятельно делать мopaльный выбор. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивами поведения ребенка.

На протяжении дошкольного возраста эмоции преобладают над всеми другими сторонами жизни ребенка. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, соответствует этим эмоциональным потребностям детей и является средством для обогащения и уточнения различных представлений, создает условия для упражнений в способах поведения в определенных жизненных ситуациях. Игра способствует формированию произвольности поведения. Она учит ребенка соблюдать определенные ролевые правила поведения, подчинять свои желания и интересы требованиям роли.

Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С.Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом развитии ребенка с нарушением слуха присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка, происходит последовательная смена ведущих видов деятельности, определяющая переход от одной стадии к другой. Следовательно, в жизни дошкольника с нарушением слуха игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зоны его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций, личности в целом. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности. Содержание и методы руководства играми глухих дошкольников были разработаны Г.Л. Выгодской.

Необходимость раннего эмоционально-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха подчеркивалось в работах Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой. Б.Д.Корсунская на первое место всегда ставила воспитание детей с нарушениями слуха. Она отмечала, что привитые с раннего детства навыки правильного поведения и отношения к окружающим помогают неслышащему человеку чувствовать себя более уверенно и независимо, что если ребенок вырастет нравственным человеком, если он будет добр, справедлив, честен, ему будет легче жить в мире слышащих, потому что это навыки общечеловеческие. Б.Д. Корсунская также уделяла большое внимание воспитанию педагогов, работающих с маленькими глухими детьми: следила как они ведут себя с детьми. Она отмечала, что дети не слышат интонации, волнения, а видят только злое лицо, поэтому нужно делать замечания, ругать за проступки, но лицо при этом должно быть огорченное (ребенок должен видеть, что педагог расстроен, огорчен).

Н.Г. Морозова, Е.И. Исенина, В. Петшак и другие исследователи выделяют трудности понимания детьми с нарушениями слуха чувств и поступков людей, окружающих событий, овладения нормами поведения, формирования нравственных представлений и чувств. Также исследователи отмечают негативное влияние на социальное развитие детей с нарушенным слухом пребывания в детских учреждениях интернатного типа, недоразвития речи, более позднего приобщения к художественной литературе, недостаточных представлений ребенка о явлениях социальной жизни, ограниченных условий общения. В исследованиях В. Петшака установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от хаpaктера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми. Важнейшим источником эмоционально-нравственного развития ребенка с нарушенным слухом является взаимодействие и общение со взрослым, которое определяется ведущей деятельностью.

Исследования показывают, что ребенок с нарушенным слухом может приобрести те же качества мopaльного поведения, что и слышащий сверстник. Нарушение слуха значительно осложняет социальное развитие детей. На ранних этапах обучения круг общения неслышащего ребенка чрезвычайно узок. Запас впечатлений и знаний ограничен тем, чему его научили в саду и дома. Эмоционально преподнесенного примера нравственного поведения часто недостаточно, поэтому необходимо обеспечивать повторяемость ситуаций, слов, носителей соответствующих понятий. Главное - упражнять ребенка в действиях в соответствии с нормами нравственного поведения. Упражнение наиболее мотивировано осуществляется в игре как ведущей деятельности дошкольников.

При поступлении в детский сад действия глухих детей с игрушкой ограничиваются простыми манипуляциями, в ходе которых дети могут бросить куклу, взять её за волосы, снять с неё одежду. Поэтому необходимо не только формировать игровую деятельность детей с нарушениями слуха, но и использовать формирующиеся действия с игрушками как средство нравственного воспитания. Данная работа начинается с воспитания эмоционального чувства к кукле: развивать у детей желание заботиться о кукле, проявлять к ней ласку, доброту, порицать небрежное отношение к игрушкам. Если ребенок бросил куклу или мишку, педагог должен поднять, приласкать, пожалеть брошенную игрушку, показать детям свое хорошее отношение к ней, побуждая к этому и самого ребенка. Нужно внушать детям, что нельзя куклу бросать, брать за голову, таскать за волосы, бить. Нельзя зимой брать раздетую куклу на улицу, нужно следить, чтобы у куклы было чистое платье. Эти простые навыки воспитывают будущую личность. Так формируется отношение ребенка не только к игрушке, но и к людям, животным.

Нравственный аспект действий с игрушками обусловлен специфическим хаpaктером игровой ситуации, связанной с формированием у ребенка первичных представлений о поведении в обществе, которые затем переносятся в реальную жизнь, что позволяет влиять на нравственный рост ребенка. Игра выполняет нравственно развивающую функцию, когда она организуется по принципу решения игровых задач. Самая простая игровая задача с нравственным содержанием: «Кукла упала. Кукла плачет. Что делать?» Решение игровой задачи возможно при использовании игровых способов (игровые действия и заменяющие их жесты, слова) и средств (игрушки). Основным способом решения подобных игровых задач является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации.

Действия с игрушками организовываются так, чтобы дети эмоционально приобщались к их нравственному содержанию. Для этого действия с игрушками должны опираться на личный опыт детей (знания, полученные в быту, на прогулке, на занятиях, при рассматривании иллюстраций и т.п.). Педагог рассматривает с детьми игрушки, затем демонстрирует первые игровые действия, при этом говорит с куклой (или с другой игрушкой) ласково, участливо, как с живым существом: «Кукла упала. Пожалей Тату». Важно, чтобы педагог предлагал ребенку самому пожалеть куклу, а в случае необходимости осуществлял совместные игровые действия. Т.О., действия с игрушками - это своеобразная форма передачи нравственного опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми, где ведущая роль принадлежит взрослому.

Предметно-игровая среда изменяется с учетом игрового и пpaктического опыта детей. Ассортимент игрушек постепенно расширяется. Действия с игрушками протекают в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на пpaктический и игровой опыт детей. В проблемной ситуации игровая задача заранее продумывается педагогом (создаются условия для её решения теми или иными способами и средствами) при этом ребенка побуждают к самостоятельному решению задачи. Активизируя знания и опыт ребенка, педагог старается вызвать у него эмоциональную заинтересованность игровой задачей, желание найти способ её решения в новых условиях. При этом активность ребенка проявляется в его заинтересованности игрушками, во внимательном наблюдении за действиями взрослого. Ребенок внимательно следит за эмоционально-мимическими реакциями взрослого. Повторяя игровые действия, ребенок лучше усваивает их смысл. Одна и та же игровая ситуация повторяется не только по отношению к игрушке, но и по отношению к самому ребенку, к другим детям, к взрослому: «Пожалей Катю», «Помоги мне». Однако деятельность ребенка должна быть направлена на результат и не должна превращаться в механическое копирование непонятных действий. Педагог в ходе общения с ребенком побуждает его вспомнить похожие пpaктические ситуации и подумать, как поступить с новой игрушкой: «Платье грязное, некрасиво», «Почему кукла плачет?», «Зайка заболел?». Для развития речи важно, чтобы ребенок не только принимал и выполнял игровые задачи, но и понимал и обозначал невербально и вербально эмоциональные состояния и чувства персонажей игры, а также действия с игрушками (слова и фразы фиксируются на табличках, а затем «прочитываются»).

Сначала используется прямая формулировка игровой задачи: «Пожалей куклу». Затем игровая задача предлагается в косвенной форме при наличии игрового материала непосредственно перед ребенком: «Кукла плачет». Позднее задание формулируется менее конкретно: «Кукла упала». Затем используются вопросы типа «Почему кукла плачет?». Время от времени ребенок играет самостоятельно (сам принимает игровые задачи и решает их), но необходимо побуждать его к вербальному и невербальному обозначению своих действий.

Т.о., необходим комплексный подход к руководству формированием игры детей 3-5-летнего возраста с нарушениями слуха, который будет способствовать не только развитию самостоятельной сюжетной игры, но и их эмоционально-нравственному развитию. При этом необходимо учитывать возрастные особенности игры, потенциальные возможности развития ребенка, а также осуществлять подбор игр соответствующего содержания. Мы предполагаем, что использование действий с игрушками как средства эмоционально-нравственного воспитания детей 3-5-летнего возраста с нарушениями слуха в процессе обучения игровой деятельности позволит с первых этапов формирования игры повысить эффективность работы по эмоционально-нравственному воспитанию.



НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ

НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ Статья в формате PDF 105 KB...

10 04 2024 21:41:41

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ. ...

09 04 2024 3:39:40

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ» Статья в формате PDF 251 KB...

06 04 2024 23:18:30

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 103 KB...

05 04 2024 10:28:27

РЕКОМБИНАЦИОННЫЙ МОРФОГЕНЕЗ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА

РЕКОМБИНАЦИОННЫЙ МОРФОГЕНЕЗ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА Морфогенез лимфатической системы является результатом взаимодействия сосудов разного типа, растущих неравномерно. Его формы меняются так же, как строение и топография сосудов, их сочетания в связи с органогенезом. Поэтому морфогенез лимфатической системы протекает как процесс рекомбинации артерий и вен, а затем и лимфатических сосудов, служит проявлением самодифференциации сердечно-сосудистой системы, когда ее части вступают в повторное взаимодействие, в т.ч. и после их трaнcформации. ...

25 03 2024 9:33:32

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЛИЦ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ХЛОРАКНЕ

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ЛИЦ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ХЛОРАКНЕ Статья в формате PDF 109 KB...

23 03 2024 13:46:55

КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ТРАВМ СЕЛЕЗЕНКИ

КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ТРАВМ СЕЛЕЗЕНКИ Представлены данные литературы, посвященные изучению консервативной тактике при травматических повреждениях селезенки. Показаны показания и противопоказания и необходимые условия для проведения консервативного лечения таких повреждений. ...

17 03 2024 1:13:44

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::