НЕОБХОДИМЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ОЦЕНОК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ
Протекающие процессы в сфере образования, сопровождаются осознанием необходимости ориентации образования, в первую очередь высшего, на глобализирующийся рынок труда, и требует разработки объективных и обоснованных критериев, подходов и нормативов. Решения проблемы качества образования, поднятия авторитета конкретного ВУЗа и его диплома остро стоят сегодня во всем мире.
В то же время, интеграция армянской системы образования в единое европейское образовательное прострaнcтво, вступление Армении в Болонский процесс диктует необходимостью создания национальной системы аттестации и контроля качества образования. Уже сегодня актуальна задача создания в каждом вузе системы аттестации и контроля качества.
Важнейшим фактором, непосредственно влияющим и формирующим качество образования в вузе является уровень профессиональной квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего профиля, готовых к внедрению новых информационных технологий в учебный процесс.
Совместными усилиями преподавателей ЕФ МЭСИ разработана технология некоторых основных критериев отбора оценки профессиональных качеств для преподавателей неязыкового вуза. Мы хорошо понимаем, что данные разработанные критерии нуждаются в дальнейшей разработке и апробации. Но тем не менее мы представляем их на обсуждение, так как данные критерии выявленные по логической функции, выдержали проверку на пpaктике в вузе.
Профессиональная компетентность преподавателя вуза рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, которые являются одной из важнейших хаpaктеристик его деятельности и интегральным качеством личности, которые выступают и как результат, и как важнейшее условие эффективности профессионально-педагогической деятельности. Профессиональную компетентность преподавателя можно рассматривать и оценивать по следующим важным критерием: а) профессиональные знания, которые включают знания предметной области и психолого-педагогические знания; б) уровень коммуникативной культуры; в) стремление к профессиональному росту; г) способность к рефлексии.
Сущность разработки технологии оценки профессионального качества преподавателя должно определяться наличием исходных оснований вузовского требования: затраты времени на подготовку специалиста; кадровое обеспечение; материально-техническое оснащение и методическое сопровождение учебного процесса; образовательные ориентиры и стратегия, цели и содержание профессионального обучения, социальный заказ как на специалиста, так и на профессионального преподавателя; спрос на рынке образовательных услуг; ситуация на рынке труда, от этого зависит уровень подготовленности преподавателя и его требования к студентам; модель преподавателя и специалиста соответствующая мировым стандартам. Учет исходных оснований позволяют разработать систему диагностических методик и спроектировать технологию оценки качества профессиональной подготовки преподавателя. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного рассмотрения специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
Важной особенностью деятельности преподавателя вуза являются знания, умения и навыки, как уже было отмечено нами, представляющие собой основу для познавательной деятельности по приобретению новых знаний, которые выдвигают его на уровень конкурентоспособного. Высокий уровень развития познавательных способностей преподавателя (в нашем случае, непедагогического вуза) - его умение постоянно учиться, правильно и уместно проводить свободные дебаты, мозговой штурм, презентацию, делать правильный отбор информационного материала - помогают ему в процессе педагогической деятельности частично компенсировать отсутствие педагогического образования.
Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза выражается через систему следующих показательных признаков:
- степень соотвтствия к педагогической деятельности в пределах законодательных трбований и принятых мopaльных норм;
- уровень образования (не менее высшего)
- корректность поведения
- объективность оценки знаний студентов
- объективность оценки знаний студентов
- не имеет проблемы с законодательством
- физически готов к преподаванию
- права на работу в данном государстве
- степень технологической готовности (готовность к осуществлению педагогической деятельности наряду с профессиональным владением преподаваемых дисциплин);
- наличие/отсутствие ученой степени
- наличие/отсутствие ученого звания
- длительность трудового научно-педагогического стажа (>5)
- наличие разработки учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий и т. п.
- логическая последовательность излагаемого материала
- изложение темы с учетом имеющих новшеств по проблеме
- умение подбора к лекциям пpaктического материала
- ясность излагаемого материала
- степень инновационной готовности (теоретическая и методологическая готовности к осуществлению инновационно-педагогического процесса, умение решать педагогические и профессиональные задачи в условиях постоянно развивающихся инновационных методов обучения);
- степень инновационной направленности обучения: умение пpaктического использования в педагогической деятельности авторских и заимствованных из опыта коллег инноваций, методов и форм;
- способность к формированию собственных инновационных элементов педагогического процесса, степень освоения инновационных приемов и методов в пpaктической деятельности;
- знание возможностей новых информационных технологий и умение использовать их в процессе обучения
- владение технологиями подготовки и оформления результатов учебно-методической работы
- владение прикладным программным обеспечением
- умение адаптировать и применять программные средства
- способность к освоению и применению новых программных продуктов
- стремление к профессионально-педагогическому самосовершенствованию: степень творческой самореализации в педагогической и профессиональной деятельности.
Реализация системы критериальной оценки, его соответствия к профессионально-педагогическому уровню, удовлетворяющий требованиям современного ВУЗа, продемонстрирована технология определения профессионального качества преподавателя на базе табличного процессора Excel с применением встроенных логических функций (if, and, or).
E1and U1 and U2 and U3
(G1orT1orL1orR1)and
(P1orP2orP3orP4)and
R2and
(D1orD3orD4orD5)and
R3and
(H1orH2orH3orH4orH5)
Соответствие критериальной оценки рассматриваемой кандидатуры к установленным требованиям однозначно определяется формируемым значением логического высказывания (0 - не соответствие, или 1- соответствие).
С целью более точной оценки уровня соответствия, нами введены весовые коэффициенты, значения которых лежат в диапазоне целых чисел от 1 до 5. Сумма произведений логических значений показателей профессионального качества на величину соответствующего весового коэффициента позволяет сопоставить эту величину с максимально возможным значением этой же суммы и определяет уровень соответствия рассматриваемой кандидатуры на преподавание конкретной дисциплины.
Рассмотрим таблицу:
А |
|||||
E1 |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
G1 |
|
1 |
4 |
4 |
4 |
T1 |
|
0 |
4 |
0 |
4 |
L1 |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
R1 |
|
0 |
5 |
0 |
5 |
R2 |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
R3 |
|
1 |
5 |
5 |
5 |
В |
|||||
P1 |
|
1 |
4 |
4 |
4 |
P2 |
|
1 |
5 |
5 |
5 |
P4 |
|
1 |
5 |
5 |
5 |
P3 |
|
1 |
5 |
5 |
5 |
С |
|||||
D1 |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
D8 |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
D9 |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
D3 |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
D4 |
|
0 |
5 |
0 |
5 |
D5 |
|
0 |
5 |
0 |
5 |
D |
|||||
U1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
U2 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
U3 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
E |
|||||
H1 |
|
1 |
4 |
4 |
4 |
H2 |
|
1 |
4 |
4 |
4 |
H3 |
|
1 |
4 |
4 |
4 |
H4 |
|
1 |
4 |
4 |
4 |
H5 |
|
1 |
4 |
4 |
4 |
|
|
78,4 |
|
69 |
88 |
Итого: |
|
1 |
|
|
|
Таким образом, данная технология оценки определения профессионального качества преподавателя вуза является исходной стартовой ступенью, позволяющий задать «тон» последующему ходу профессионального развития; измеряет уровень профессиональной компетенции как основополагающего параметра качественной хаpaктеристики конкурентноспособности, определяет необходимые критерии личностно-профессиональных качеств современного преподавателя вуза.
Статья в формате PDF 115 KB...
24 04 2024 10:42:57
Статья в формате PDF 122 KB...
23 04 2024 19:17:47
Статья в формате PDF 121 KB...
22 04 2024 15:16:41
21 04 2024 22:24:15
Представлен четырехмерный мир без фактора времени с предопределенностью событий и явлений в вечности. ...
19 04 2024 9:31:31
В центральных и периферических отделах нервной системы, осуществляющих регуляцию копулятивной функции самцов крыс, широко представлены нервные клетки, обладающие активностью NADPH-диафоразы. В переднем гипоталамусе они представлены нейронами двух типов (с высокой и низкой активностью), в боковых рогах тоpaколюмбального отдела спинного мозга – нейронами с высокой активностью фермента. Высокая активность NADPHдиафоразы выявлена также в вегетативных микроганглиях и нервных волокнах наружных и внутренних пoлoвых органов, а также – гладкомышечных элементах кавернозных тел. Активностью фермента в различной степени помимо вышеуказанных отделов обладают интерстициальные клетки семенников, эпителий концевых отделов и протоков простаты, семенных пузырьков, мочевыводящих путей. Под воздействием нeблагоприятных (острый и хронический стресс, острая и хроническая алкогольная и наркотическая интоксикация) отмечено увеличение числа NADPH-реактивных структур и активности фермента в них. ...
18 04 2024 8:19:48
Статья в формате PDF 155 KB...
17 04 2024 13:23:52
Статья в формате PDF 130 KB...
16 04 2024 20:24:17
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный хаpaктер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
15 04 2024 4:30:27
Статья в формате PDF 132 KB...
14 04 2024 11:45:56
13 04 2024 0:25:45
Статья в формате PDF 304 KB...
12 04 2024 10:51:11
Статья в формате PDF 284 KB...
11 04 2024 7:38:46
Статья в формате PDF 114 KB...
09 04 2024 17:47:27
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 9:11:23
Статья в формате PDF 112 KB...
05 04 2024 7:13:37
Статья в формате PDF 109 KB...
04 04 2024 23:17:51
У детей установлено существование ассоциативной связи тяжёлого течения атопического дерматита и атопической бронхиальной астмы с иммуногенетическими параметрами. ...
03 04 2024 9:49:42
Статья в формате PDF 117 KB...
02 04 2024 12:59:43
01 04 2024 2:25:36
Статья в формате PDF 138 KB...
31 03 2024 6:32:10
Статья в формате PDF 254 KB...
30 03 2024 4:37:36
Статья в формате PDF 122 KB...
28 03 2024 2:27:38
Статья в формате PDF 151 KB...
27 03 2024 11:15:42
Статья в формате PDF 161 KB...
26 03 2024 0:44:46
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2024 10:23:48
Статья в формате PDF 121 KB...
24 03 2024 19:26:34
Статья в формате PDF 277 KB...
23 03 2024 2:42:52
22 03 2024 16:39:22
Статья в формате PDF 141 KB...
21 03 2024 14:54:23
Статья в формате PDF 134 KB...
20 03 2024 18:42:14
Статья в формате PDF 263 KB...
19 03 2024 1:38:52
Статья в формате PDF 112 KB...
18 03 2024 20:56:20
Статья в формате PDF 105 KB...
17 03 2024 20:31:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::