ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв. > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв.

ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв.

Волобуева М.М. Статья в формате PDF 165 KB Прежде чем приступить к рассмотрению земской интеллигенции, нужно понять, кого можно отнести к данной категории лиц. В энциклопедии «Культурология XX века» дается такая расшифровка данного термина. «Интеллигенция - круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции культур» [1]. Близким к данному определению являются подход В.С. Меметова, специалиста, который много лет изучает историю интеллигенции. Он считает, что интеллигент должен в первую очередь иметь высокий уровень нравственной культуры. «В провинции нравственная культура интеллигента всегда проявлялась в его отношении как к обществу в целом, так и к себе и к другим людям» [2].

Иная точка зрения принадлежит ученым, работавшим в советский период. К ним относятся: А.В.Луначарский, В.И.Ленин, Н.И.Бухарин и А.А.Богданов. В.И.Ленин считал, что важным критерием является уровень образования и хаpaктер труда. Данной точки зрения придерживается и известный историк В.Р. Лейкина-Свирская, которая настаивает на том, что человек, получивший высшее образование имеет полное право именоваться интеллигентом [3].

Проблемами земской медицины занимались такие исследователи как: В.Н.Емельянов, Е.И.Яковенко, С.В.Трахтенберг, В.Р.Лейкина-Свирская, И.Д.Страшун и Н.М.Пирумова.

Рассмотрим деятельность земских врачей и попытаемся определить по каким признакам их можно (или нельзя) отнести к интеллигенции.

Работа врача была крайне трудной. В Тверской губернии в селе Берново врач С.Н. Коржневский обслуживал 200 деревень. Каждый день он принимал не менее 60 больных, а в праздничные дни до 100 человек. Рабочий день длился не менее 12 часов, не считая экстренных вызовов и приготовления лекарств. В 90х гг. XIX века размер участка увеличился и радиус был в пределах 10 верст, а население, которое должен был обслужить составляло 6000-7000 человек. Быт врачей был скромным, жили в большинстве случаев, там где принимали больных. Врач в Бугурусланском уезде Казанской губернии «жил и работал в избе 5-6 сажень, с 3 окнами с русской печью. Кроме скамеек были шкафчик для лекарств, 2 деревянных стола и стулья, нары для спанья и лохань для умывания. За одним столом записывали больных, за другим шла аптечная работа» [4]. В таких сложных условиях работали земские врачи, но не смотря на все тяготы главной целью их работы было служение крестьянству. Помимо этого они стремились просвещать народ, пытались облегчить тяжелое материальное положение, и лечить физические недуги.

Самоотверженность и преданность народу проявлялась во время свирепствовавшей в 90х гг. XIX века эпидемий холеры и тифа. По данным статистиков около 60% земских врачей умерло от сыпного тифа, но это их не останавливало, они продолжали бороться за жизни крестьян. А.П.Чехов вспоминал: «Интеллигенция работает шибко, ни щадя ни живота, ни денег, я вижу ее каждый день и умиляюсь... В Нижнем врачи и вообще культурные люди делали чудеса» [5]. После спада эпидемии земские врачи выдвинули идею, по которой предлагали провести меры по профилактике эпидемий. Так в 90е гг. XIX века земства одобрили создание эпидемических штатов (они начали свою работу в Петербургском, Московском, Курском, Владимирском и других земствах). Было решено делать прививки местному населению, чтобы избежать крупных эпидемий. Стоит отметить, что крестьяне мало доверяли врачам и поэтому частые уговоры в старообрядческих районах заканчивались неудачей. Примером может служить местечко Новая Ладога, где врач З.Г.Франкель столкнулся с такой проблемой: несмотря на отказ населения от оспенных прививок врач систематически обходил все дома, разъяснял и показывал на себе как делаются прививки. Его усилия не прошли даром. Местные жители прониклись к нему доверием и прививки были сделаны всем желающим [6]. Врачей беспокоили условия жизни и труда крестьян и рабочих. Судорабочие жили среди лошадей, ночевали в грязных надворных постройках, без пocтeльных принадлежностей и довольствовались низким жизненным уровнем. Изучая быт рабочих и крестьян, они пытались представить результаты своих исследований на земских собраниях, чтобы повлиять на улучшение их жизни.

В конце XIX века врачи столкнулись с проблемой угнетенного содержания душевнобольных. Врач В.И.Яковенко высказал свое мнение, что психиатрические больницы, которые имеются, являются местами заключения. Он предложил использовать как метод лечения-труд. Для тяжелых хроников строились богадельни. Кто мог и хотел жили в колонии семьями занимались огородничеством, ухаживали за пчелами, работали на ферме. Вводится принцип нестеснения: устраняются решетки на окнах и излишние заборы [7].

Врачи старались оказывать не только медицинскую, но и материальную помощь населению, так в период с 1899 по 1909г. при Пироговском обществе работал «Врачебно-продовольственный комитет», который оказывал помощь голодающему населению.

Примером нравственности может служить создание в Ярославле лечебницы приюта. Первым заговорил о необходимости его создания уездный врач А.И.Торопов. Эта инициатива была продиктована высокой детской cмepтностью.

Но не смотря на выше перечисленное самопожертвование и преданность народу были врачи обеспокоенные лишь своим благосостоянием и собственными интересами.

Так же как и остальные, они имели высшее образование. В земствах частой была пpaктика, по которой большее количество населения обслуживал фельдшер, а врач, только иногда появлялся на своем участке (в экстренных случаях). Именно так поступал Ф.М.С. ,он никогда не ставил свою подпись на фельдшерских приемных карточках и не гнушался брать деньги за лекарства с больных, Он с удовольствием принимал все подарки от больных. Сам не спешил на работу и никогда бы не бросил свою трапезу ради больного [8].

Самым злостным и не выполняющим свои обязанности был М.И.Б., врач ленился сделать несколько шагов из своей квартиры в здание больницы и амбулатории. Он сидел дома и никуда не ездил [9].

Неужели мы можем таких врачей назвать интеллигентами лишь из-за того, что они получили высшее образование, а тех, кто работал по 12 часов, изучал быт крестьян и рабочих, боролся с эпидемиями этого не достоин?

Проанализировав приведенные нами факты, мы приходим к выводу, что главное в деятельности земских врачей - это нравственность. Именно она является важнейшей чертой, присущей интеллигенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Культурология.XX век. Энциклопедия. Т.1.-СПб: Университетская книга; ООО «Алетейл»,1998.- С.412.
  2. Данилов А.А., Меметов В.С. Интеллигенция провинции в истории и культуре России.- Иваново, 1997.- С.23.
  3. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. - М.,1971. - С.17.
  4. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. - М.,1984. - С.24
  5. Страшун И.Д. Полвека земской медицины (1864-1914) / Очерки истории русской общественной медицины. - М., 1965. - С.114.
  6. Френкель З.Г. В новой Ладоге / Очерки истории русской общественной медицины. - М.,1965. - С.264.
  7. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. - М.,1984. - С.106
  8. Яковенко Е.И. Земские участковые врачи/Очерки истории русской общественной медицины. - М.,1965. - С.284.
  9. Там же.- С.286.


Динамика лейкоцитоза при белковой диете у грызунов

Динамика лейкоцитоза при белковой диете у грызунов Статья в формате PDF 114 KB...

16 04 2024 21:52:54

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

11 04 2024 11:37:22

ИСТОКИ ФРАКТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ИСТОКИ ФРАКТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Статья в формате PDF 245 KB...

04 04 2024 13:37:35

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД Статья в формате PDF 114 KB...

02 04 2024 13:46:53

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 302 KB...

31 03 2024 5:17:15

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ Статья в формате PDF 119 KB...

27 03 2024 19:56:31

РОЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ СТАРЕНИЯ

РОЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ СТАРЕНИЯ Статья в формате PDF 331 KB...

23 03 2024 0:55:46

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 127 KB...

19 03 2024 21:26:30

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ Статья в формате PDF 119 KB...

16 03 2024 3:31:35

ВАМПИРОМАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВАМПИРОМАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Статья в формате PDF 301 KB...

13 03 2024 22:27:55

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::