МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Мультидисциплинарные исследования хаpaктерны для различного рода крупных целевых исследовательских программ, поскольку они направлены на решение научных проблем различной степени сложности и масштаба, что в основном подразумевает использование методик и привлечение специалистов более чем одной дисциплины. Важен для изучения динамики и специфики меж- и мультидисциплинарных исследований и институциональный фактор. Академический сектор оказывается несомненным лидером в том, что касается междисциплинарных исследований, появления новых отраслей знания и т.д. Ключевыми факторами в этом отношении являются: возможность работать с важными с научной точки зрения, но не имеющими пока пpaктического применения (что расширяет диапазон поиска) фундаментальными или прикладными задачами, академические свободы и ряд иных факторов. В отличие от академического сектора, отраслевые лаборатории в основном сосредоточены на решении прикладных научных задач, предполагающих частое использование мультидисциплинарных подходов. Причем ориентированность на пpaктический результат требует более плотной кооперации специалистов различных дисциплин.
Несмотря на кажущуюся очевидность значения междисциплинарных подходов и поддержки соответствующих исследований, вопрос о поощрении мульти- и междисциплинарности исследований до конца не решен и остаётся актуальным. В целом, широкая поддержка мульти- и междисциплинарных исследований осуществляется в рамках различных исследовательских программ министерств и ведомств за счёт увеличения количества профильных грантов и целевых инициатив, а также крупных программ. Другим значимым направлением поддержки мульти- и междисциплинарных работ, учитывая объективные потребности исследовательских коллективов, стало создание специализированных центров. Поощрение мультидисциплинарности происходит и через образовательную политику государства и вузов. Возрастает и государственная поддержка данных тенденций.
Очевидно также и то, что всё более важным направлением будет становиться образовательная политика - государственная и вузовская. Помимо подготовки специалистов, способных оперировать методами и инструментарием различных дисциплин - основы для самой возможности и успеха меж- и мультидисциплинарных работ - роль образовательной политики заключается в создании новой научной культуры, ломке устаревших стереотипов. Лидером процесса станут, согласно большинству специальных и обобщённых прогнозов, науки о жизни. Прежде всего, это касается биомедицинских исследований, наиболее актуальных для современного общества. Помимо биомедицинских, ожидается продвижение по всему спектру биологических наук - в том числе в генной инженерии, создании новых материалов.
Важно подчеркнуть, что приведенные выше выводы прогностических исследований не являются своего рода абстpaктным конструированием будущего, но пролонгацией существующих трендов, основанной на материалах о ведущихся исследованиях, параметрах меняющегося спроса, рынка и объективных потребностей общества. В целом, можно ожидать дальнейший рост конвергенции знаний и технологий, объёмов и глубины мульти- и междисциплинарных исследований. Это не означает, что они вытеснят классические узкодисциплинарные работы - скорее, можно говорить о том, что роль меж- и мультидисциплинарных исследований повысится относительно специализированных.
Новые прорывы в сфере науки и технологий становятся невозможными без увеличения кооперации научных дисциплин, то же можно сказать и о сложных проблемах общества и индивида в современном мире. И это делает рост значения, интенсивности и глубины взаимодействия и конвергенции между различными отраслями знания, дисциплинами и субдисциплинами безальтернативным, что подтверждается и материалами прогнозов, и ознакомлением с существующими трендами развития мульти- и междисциплинарных исследований.
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 17:10:26
Статья в формате PDF 262 KB...
17 04 2024 3:19:58
Статья в формате PDF 123 KB...
16 04 2024 15:48:48
Статья в формате PDF 101 KB...
15 04 2024 8:25:29
Статья в формате PDF 661 KB...
14 04 2024 17:27:17
13 04 2024 23:27:29
Статья в формате PDF 107 KB...
12 04 2024 15:42:29
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 0:58:30
В статье изложены результаты исследования психофизиологии зрительного восприятия детей 5,5–6,5-летнего возраста с общим нарушением речи III степени. При изучении структуры зрительных вызванных потенциалов у детей с нарушением речи было показано значительное повышение латентных периодов ранних компонентов. Предположительно, у детей с общим нарушением речи происходит только грубая интегративная оценка зрительного стимула: с сетчатки стимулы передаются через магноцеллюлярную систему, а парвоцеллюлярная система остается функционально незрелой. ...
10 04 2024 7:46:55
Статья в формате PDF 115 KB...
09 04 2024 2:49:54
Статья в формате PDF 120 KB...
08 04 2024 9:28:46
Статья в формате PDF 334 KB...
07 04 2024 7:28:26
Статья в формате PDF 293 KB...
06 04 2024 20:48:34
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 3:11:17
Статья в формате PDF 264 KB...
03 04 2024 17:45:15
Статья в формате PDF 130 KB...
02 04 2024 3:29:23
В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...
01 04 2024 16:22:20
Статья в формате PDF 132 KB...
31 03 2024 10:40:19
Статья в формате PDF 121 KB...
30 03 2024 14:44:45
29 03 2024 6:59:47
Статья в формате PDF 250 KB...
28 03 2024 1:23:49
Статья в формате PDF 987 KB...
27 03 2024 12:44:20
Статья в формате PDF 114 KB...
26 03 2024 4:52:24
25 03 2024 19:11:47
Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...
24 03 2024 1:40:40
Статья в формате PDF 133 KB...
23 03 2024 3:47:20
Статья в формате PDF 124 KB...
22 03 2024 20:17:21
Статья в формате PDF 122 KB...
20 03 2024 22:32:16
Статья в формате PDF 269 KB...
19 03 2024 13:34:42
Статья в формате PDF 118 KB...
18 03 2024 20:12:59
Статья в формате PDF 210 KB...
16 03 2024 4:55:10
Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...
15 03 2024 2:38:34
Статья в формате PDF 253 KB...
13 03 2024 17:33:41
Статья в формате PDF 112 KB...
11 03 2024 3:43:54
Статья в формате PDF 316 KB...
10 03 2024 16:42:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::