ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Основой адекватной системы профориентационно-воспитательного процесса в центрах профессиональной ориентации и самоопределения (ЦПОС) является научный подход по селективно-фасилятивному отбору, пригодности и адаптации к определённым профессиям, задачами которого являются с одной стороны - помочь юному человеку точнее определить своё призвание, а с другой - обеспечить в регионе оптимальное распределение человеческих ресурсов.
В данном исследовании представлена теоретические и пpaктические аспекты профильной компетентности старшеклассников в системе общего образования.
Сформированность профильной компетентности старшеклассника, которая выражается в его личностной готовности:
- испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;
- ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели, использовать внешние и внутренние ресурсы;
- приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;
- противостоять внешним манипулятивным воздействиям;
- стремиться к сохранению здорового образа жизни и укреплению психического и физического здоровья;
- владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
- запрашивать необходимую помощь специалистов.
Под личностной готовностью мы понимаем индивидуально-психологическую направленность на профессиональное самоопределение, на активную и эффективную самореализацию профессиональных умений и способностей, а также личностных качеств учащихся.
Психологическая теория профильной компетентности основана на методологических положениях принципа детерминизма, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Существенное значение при этом будет иметь в будущем разработанность научной гуманистической парадигмы о том, какое место будет занимать профильная компетентность в учебном процессе, профессиональной деятельности.
Научный интерес сконцентрирован на исследовании профильной компетентности, через формирование личностной готовности к будущей профессиональной деятельности, ее структуры, компонентой представленности, критериях и уровнях, а также механизмах перехода, преобразования психических состояний в устойчивые профессионально-важные качества.
Личностная готовность представляет форму надстройки, системную реакцию на соответствующую реальную или прогнозируемую ситуацию, информационное содержание которой интегрируется в психический образ, обеспечивающий такую реакцию. Качество состояния определяется степенью его адекватности объективным условиям и содержанию выполнения деятельности. Личностная готовность включает следующие компоненты: мотивационный; познавательный; эмоциональный; волевой; коммуникативный; рефлексивный; креативный и др.
В перспективе не менее важной остается проблема психодиагностики и психокоррекции основных видов профильной готовности - это интеллектуальной готовности, волевой готовности и эмоциональной готовности, разработка средств и методов специфических компонентов данных видов готовности, что необходимо как для создания теории, так и для пpaктических целей - контроля и коррекции профильной компетентностью, прогнозирования, оценки в решении задач профотбора, профессионального и личностного самоопределения, специальной психологической подготовки, обеспечения эффективности, успешности учебной деятельности и психического здоровья.
Методика исследований: тестовая методика «Профессиональная готовность» по А.П.Чернявской (2001г.).
Получены следующие результаты на 150 испытуемых профильных классов по диагностической методике «Профессиональная готовность». Анализ проводился дифференцировано на мальчиках и дeвoчках. Результаты показали у мальчиков (по всей выборки) наиболее высокий процент по показателю автономности -37 %, тогда как у девочек наиболее высокий - 46 % по показателю эмоциональное отношение. По показателю планирование соответственно низкий процент -5% и 6%. Такой показатель как информированность в обеих группах - 0%.
Следовательно, и мальчики и дeвoчки показали очень низкий показатель по информированности, что говорит о слабых знаниях профессиональной деятельности и соотношение её со своими личностными особенностями. Для девочек хаpaктерно эмоциональное отношение к разным профессиям и профессиональным группам. Высокий показатель эмоционального отношения при достаточном уровне по показателю принятия решения говорит о профессиональной зрелости к выбору будущей профессии, но с обязательной корректировкой умений планировать свою профессиональную жизнь и информированностью по профессиональному выбору. Для юношей с высоким показателем автономности в стремлении реализовать возможность в пpaктических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области при достаточном уровне по показателю принятия решения и эмоциональном отношении говорит также о профессиональной зрелости, но как и у дeвyшек, с обязательной корректировкой умений планировать свою профессиональную жизнь и информированностью по профессиональному выбору.
В заключении следует отметить, что правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его личностному и профессиональному росту. Неправильный выбор профессии связан с мopaльной неудовлетворённостью, потерей активности, с расстройством здоровья, личностной и профессиональной деградацией.
Статья в формате PDF 216 KB...
18 04 2024 3:35:31
В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...
17 04 2024 8:49:34
Статья в формате PDF 793 KB...
16 04 2024 11:36:10
Статья в формате PDF 102 KB...
15 04 2024 1:53:46
Статья в формате PDF 111 KB...
14 04 2024 9:57:55
Статья в формате PDF 103 KB...
12 04 2024 17:22:43
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 23:18:57
Статья в формате PDF 138 KB...
10 04 2024 20:52:51
Статья в формате PDF 565 KB...
09 04 2024 1:16:28
08 04 2024 6:23:48
Статья в формате PDF 654 KB...
06 04 2024 20:35:56
05 04 2024 18:27:59
Статья в формате PDF 390 KB...
04 04 2024 14:44:11
Статья в формате PDF 114 KB...
03 04 2024 3:12:32
Статья в формате PDF 104 KB...
01 04 2024 9:43:46
Статья в формате PDF 257 KB...
30 03 2024 3:58:18
Статья в формате PDF 106 KB...
29 03 2024 19:58:59
Статья в формате PDF 109 KB...
28 03 2024 16:36:19
Статья в формате PDF 110 KB...
27 03 2024 16:26:45
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2024 19:24:39
Статья в формате PDF 109 KB...
24 03 2024 11:15:19
Статья в формате PDF 121 KB...
23 03 2024 2:48:16
Статья в формате PDF 433 KB...
22 03 2024 21:23:23
Статья в формате PDF 127 KB...
21 03 2024 23:23:42
Статья в формате PDF 255 KB...
20 03 2024 4:43:22
Статья в формате PDF 113 KB...
19 03 2024 14:57:39
Статья в формате PDF 109 KB...
18 03 2024 4:18:20
Статья в формате PDF 134 KB...
17 03 2024 6:46:22
Статья в формате PDF 266 KB...
16 03 2024 14:57:16
Статья в формате PDF 123 KB...
15 03 2024 16:56:12
Статья в формате PDF 139 KB...
14 03 2024 18:38:14
Статья в формате PDF 301 KB...
13 03 2024 19:22:29
Предложен новый подход к изучению земного магнетизма. В центре Земли монополь µ, шаровая молния возникает в пучностях стоячих волн монополя. Гравитация – квадрупольное излучение µ. ...
12 03 2024 18:26:24
Статья в формате PDF 112 KB...
10 03 2024 3:21:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::