ГИПОТЕЗА ОБ ОБЪЕМНОЙ БИОРЕГУЛЯЦИИ
Этот способ межнейронального взаимодействия может иметь место и в cтpyктyрax периферической нервной системы, и в ганглиях автономной нервной системы висцеральных органов и, таким образом, играть важную роль в функционировании метасимпатической нервной системы. Возможно, аналогичные механизмы могут обеспечивать взаимодействие и других клеточных сообществ, имеющих необходимую рецепторную обеспеченность, т.е. способность воспринимать объемную передачу информации.
Объемная передача информации в биосистемах - процесс, направленный на организацию действия, на достижение определенного результата действия. Этот результат может быть многокомпонентным и непрямым, но всегда детерминирован потребностями организма. Таким образом, объемная передача информации - это, по сути, составной элемент процессов биорегуляции. В этой связи представляется небезосновательным рассмотреть гипотезу о существовании в природе объемной биорегуляции (термин автора). Гипотеза о существовании регуляции физиологических функций (или патофизиологических реакций) по принципу объемной биорегуляции может быть представлена в настоящее время только в самых общих чертах. Она базируется на гистофизиологическом подходе в существующих представлениях об организации и функционировании органов и тканей, а также на данных о существовании объемного способа передачи информации в живых системах. Основу функциональной геометрии тканей и органов, по-видимому, составляют структурно-функциональные единицы, представляющие собой дискретные модули, образованные соединительнотканными элементами, специализированными клетками, нейронными структурами и возможно другими клеточными и внеклеточными элементами ткани и/или органа, микроциркуляторным модулем, обеспечивающим зональную трофику данного функционального элемента органа, иммунокомпетентными клетками и пулом продуцируемых ими цитокинов, обеспечивающими защиту, а также компартментом интерстициального прострaнcтва, участвующего в кооперации функционирования всех входящих в состав структурно-функциональной единицы клеток. Представляется, что основная направленность объемной биорегуляции - организация согласованной деятельности всех компонентов морфо-функционального модуля либо группы модулей для достижения общего полезного результата. В формировании эффектов объемной биорегуляции содружественно задействованы нервные, гумopaльные, иммунные и паpaкринные механизмы, регулирующие деятельность различных по объему компартментов тканей, органов, организмов и даже их сообществ.
Понятие "объема" в этом смысле может включать от прострaнcтва, окружающего отдельно взятую клетку (или даже участок ее мембраны с рецепторами, способными вступить во взаимодействие с лигандом - переносчиком информации), до прострaнcтва, в котором происходит обмен информацией между целыми организмами или их сообществами (стая птиц, косяки рыб, колонии насекомых и т.д.). Объемная регуляция может осуществляться и в масштабе региона, и в масштабе субрегиональных морфо-функциональных модулей, а также и в масштабе всего организма (терморегуляция, регуляция кислотно-щелочного равновесия и т.д.), т.е. в режиме гомеостатирования важнейших жизненных процессов. Т.о. можно говорить о существовании иерархии уровней объемной регуляции.В качестве передатчиков объемной информации можно рассматривать специфические молекулы, выделяемые в любую среду (биологические жидкости, воздух, воду) и воспринимаемые биологическими объектами, волновые сигналы (звук, свет, электромагнитные колебания и т.д.). Видимо, к сигналам объемной информации относятся все звуки и запахи, которые воспроизводят живые существа. Человеческая речь - эволюционно наиболее молодой вариант объемной информации, самый сложный и емкий, хотя и сегодня в арсенале человека присутствуют звуковые сигналы, не относящиеся к речи, - крики, которые, по сути, отражают эмоции, а не мыслительную деятельность.
Даже если биологически активное вещество циркулирует в общем кровотоке, то его действие потенциально реализуемо только там, где есть рецепторы его воспринимающие. Рецепторная готовность, генетически запрограммированное эффективное взаимодействие биологически активного лиганда с соответствующей клеточной популяцией обеспечивает негенерализованность, локальность регуляторного эффекта в различных тканях и органах, и только там, где этот эффект востребован. Это же обеспечивает и неэквипотенциальность различных функциональных модулей органа или ткани.
Концепция объемной регуляции функционального состояния органов и тканей включает регуляторные пептиды, а также другие биологически активные эндогенные молекулы в качестве ведущих информационных элементов, формирующих информационный модуль структурно-функциональной объемной ячейки биосистемы. Важнейшим фактором конгруэнтности информационного и морфо-функционального модулей является комитированность морфо-функциональных элементов этих модулей и информационных сигналов. Не всегда в роли таких элементов выступают непосредственно эффекторные клетки тканей и органов. Представляется весьма вероятной опосредованность информационного посыла и через другие регуляторные клеточные структуры (например, нейрональные) с последующей организацией ответа в рамках прострaнcтвенно-временной системы молекулярно-клеточных событий, запрограммированных на генетическом уровне. На первый взгляд, объемная регуляция - то же, что и паpaкринная. Но если в качестве сигналов рассматривать не только химические биологически активные вещества, но и более широкий спектр передачи информации (волновой, путем прямых межклеточных контактов и т.д.), то представления об их аутентичности не укладываются в существующие представления об этом.
Передача сигнала с нервного волокна на любую другую клетку посредством возбуждающего потенциала во многом соответствует принципу аналоговой передачи информации. Передача сигнала от биологической "базовой станции" посредством пептидной либо иной биорегуляторной посылки в окружающую среду для находящихся в пределах зоны приема сигналов абонентов, т.е. клеток, обладающих рецепторным аппаратом, может быть сопоставлена с принципом цифровой передачи информации стандарта CDMA, основанной на технологии кодового разделения каналов. В этой системе все телефонные разговоры как бы "перемешаны" в общем широкополосном диапазоне, из которого каждый телефонный радиопринимающий аппарат выделяет предназначенную ему часть информации благодаря присвоенному уникальному коду. В такой системе каждая пара собеседников разговаривает на одном ей понятном языке. Множество собеседников, находящихся в одной ячейке используют одну и ту же воздушную среду для передачи друг другу информации через радиоволны. Так и в организме специфичность молекулярной структуры биологически активных веществ обеспечивает уникальность кода, "особый язык" общения клеток, посредством лиганд-рецепторного взаимодействия. Одновременно в одном и том же объеме условной ячейки организма поисходит передача информации посредством множества разнообразных и уникальных по природе сигналов соответственно, а результативность информационного посыла обеспечивается способностью клеток воспринимать этот сигнал, что в итоге и обеспечивает эффекты объемной биорегуляции.
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
27 03 2024 18:23:48
Статья в формате PDF 223 KB...
26 03 2024 20:41:59
Статья в формате PDF 110 KB...
24 03 2024 8:35:59
Артериальная гипертония является одним из главных факторов риска атеросклероза и ишемической болезни сердца (ИБС). Путем сплошного скрининга двух сельских районов проведен анализ распределения показателей артериального давления (АД) в популяции. Исследован хаpaктер питания как фактор риска развития атеросклероза. Был проведен поиск генетических маркеров указанных заболеваний. Показано, что факторами пониженного риска ИБС является носительство аллелей гена АроВ30 и АроВ34, а носительство аллеля е4 АроЕ, аллеля Д и генотипа ДД - факторы повышенного риска данной патологии. ...
23 03 2024 17:42:18
Статья в формате PDF 173 KB...
22 03 2024 21:45:10
Статья в формате PDF 104 KB...
21 03 2024 7:19:53
Статья в формате PDF 131 KB...
20 03 2024 1:51:30
Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается СОВА-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...
19 03 2024 10:31:40
Статья в формате PDF 181 KB...
18 03 2024 16:33:39
Статья в формате PDF 118 KB...
17 03 2024 17:35:59
Статья в формате PDF 123 KB...
16 03 2024 1:41:41
В статье представлен анализ современных данных о морфологических особенностях слизистой оболочки и магистральных сосудов полости носа, отражена их специфика и значение в аспектах кранио-фациальных травм и обусловленных ими носовых кровотечений. Приводятся последние научные данные о значении нарушений в системе гемостаза и регуляторных механизмов гемомикроциркуляции в патогенезе рецидивов травматических носовых кровотечений. ...
15 03 2024 4:20:10
Статья в формате PDF 115 KB...
13 03 2024 0:51:46
Статья в формате PDF 288 KB...
11 03 2024 10:37:56
10 03 2024 20:46:18
Статья в формате PDF 275 KB...
09 03 2024 2:19:21
Статья в формате PDF 141 KB...
08 03 2024 19:54:43
Статья в формате PDF 116 KB...
07 03 2024 21:28:31
Статья в формате PDF 105 KB...
06 03 2024 19:37:32
05 03 2024 6:24:19
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...
04 03 2024 0:51:57
Статья в формате PDF 104 KB...
02 03 2024 20:11:37
Статья в формате PDF 320 KB...
01 03 2024 14:45:27
29 02 2024 17:48:22
Статья в формате PDF 270 KB...
28 02 2024 6:35:37
Статья в формате PDF 255 KB...
27 02 2024 6:48:17
Статья в формате PDF 110 KB...
26 02 2024 17:25:45
Статья в формате PDF 332 KB...
25 02 2024 22:12:54
Статья в формате PDF 112 KB...
24 02 2024 21:38:28
Статья в формате PDF 509 KB...
23 02 2024 6:39:58
Статья в формате PDF 138 KB...
21 02 2024 23:34:51
Статья в формате PDF 110 KB...
20 02 2024 5:43:51
Статья в формате PDF 289 KB...
19 02 2024 15:35:35
Статья в формате PDF 207 KB...
18 02 2024 9:35:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::