ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИОЛОГИИ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Среди предпосылок идеи таких пособий было также и то, что умение грамотно пользоваться современными информационными технологиями резко повышает рейтинг современного специалиста. Особо следует отметить, что важнейшей задачей, которая решалась при помощи использования мультимедийных технологий, является повышение уровня теоретической подготовленности выпускников ВУЗов. Главное условие этого - повышение активности самостоятельной работы студента. Первоначально решение этой задачи привело нас к разработке мультимедийного сопровождения курса лекций по физиологии, а позднее - к обобщению опыта и созданию данного пособия.
В процессе создания учебного пособия нового типа мы полагали, что оно должно сделать максимально доступным для студента обязательный минимум знаний, необходимый для формирования специалиста. Текст данного пособия более доступен для понимания среднего студента по сравнению с имеющимися учебниками. В то же время он содержит и определенные новые научные сведения, необходимые для ВУЗов физической культуры.
Учебно-методическое пособие «Общая физиология» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, а так же для магистрантов и аспирантов по специальности 03.00.13 - физиология. В нем изложена основополагающая информация по курсу «Общая физиология». Построение текстовой части достаточно традиционно. Каждую тему завершают вопросы для самоконтроля, как обязательный компонент. Принципиальной особенностью пособия является то, что каждый экземпляр снабжается CD - диском. На нем представлены презентации, выполненные в среде Power Point 2003, по всем темам, входящим в пособие. В этих презентациях широко представлены текстовые слайды с наиболее существенными теоретическими положениями, слайды со схемами, рисунками, видеоматериалами и анимациями. Использование такого рода дополнительного материала помогает лучшему освоению курса физиологии, что и подтвердилось его использованием в течение 3 лет на кафедре физиологии ВГАФК. При комплектации мультимедийного сопровождения нами были использованы в основном ресурсы Internet в связи с тем, что собственная база для создания иллюстраций такого уровня крайне ограничена.
Нужно подчеркнуть, что, несмотря на определенную специфику подготовки спортивных специалистов, данное пособие может быть успешно использовано и для ВУЗов других профилей. Несомненно, что такого рода пособие должно явиться первым шагом по пути создания полноценного учебника, в котором наряду с иллюстрациями в тексте, будут присутствовать компьютерные презентации.
Создание и выпуск для широкого пользования пособия по физиологии с мультимедийным сопровождением привел к возникновению новых задач, реализуемых в учебном процессе.
Все более насущной стала необходимость постоянной работы лектора по переработке своих лекций и их мультимедийного сопровождения, а также по качеству чтения лекций. При наличии учебников и учебных пособий такого рода, как представляемое в настоящей статье, работа лектора уже не может быть сведена к простому озвучиванию определенного текста - требуется постоянное совершенствование качества лекции. Тем не менее, следует помнить, что неформализуемые знания (к которым относится и физиология) могут быть переданы только в результате личного общения, а основную роль в передаче таких знаний играет традиционный урок и личность преподавателя. Построение учебного процесса должно учитывать, что при работе с ПК, с поисковыми системами происходит потеря контекста, знания становятся точечными, исчезают формы интуитивной прозорливости, формируется "клиповое" создание. Увеличение скорости доступа к интересующему факту может означать существенно большую потерю, чем мы это себе представляем. Следующей "жертвой" ИКТ является память учащегося. Творческий потенциал совершенно определенно зависит от наличия достаточного контента в нашем мозгу (А.А.Богуславский, И.Ю. Щеглова, 2007). Вследствие этого мы особое значение придавали разработке вопросов для самостоятельной работы студентов - только плотная работа с учебным пособием позволит студентам запомнить основные положения физиологии.
В процессе создания и при внедрении мультимедийного пособия в учебный процесс несколько меняется роль преподавателя в группе. Он должен совершенствовать систему контроля за самостоятельной работой студентов, в особенности с учебным пособием и теми вопросами для самоконтроля, которые в этом пособии имеются. В то же время важной задачей является фиксирование тех сложностей, которые возникают у студентов, а также возможных погрешностей или недочетов, которые могут быть выявлены лишь при непосредственном пpaктическом использовании пособия. Без этого невозможно совершенствование данного пособие и повышение эффективности его использования.
В процессе повышения активности самостоятельной работы одной из форм может стать создание отдельными студентами новых презентаций с оригинальными схемами, новыми рисунками и анимациями, которые могут применяться в учебном процессе и при разработке новых изданий кафедральных пособий как по физиологии, так и для спецкурсов.
Одним из дальнейших направлений совершенствования учебных пособий с использованием мультимедийного сопровождения видится в создании электронных хрестоматий. Нами уже подготовлено и апробируется такого рода пособие для одного из физиологических спецкурсов.
Использование нашего пособия в учебном процессе показало, что большая часть студентов, несмотря на наличие у них данного пособия, стала более продуктивно работать на лекции, повысилось качество их записей. Результаты опросов показали, что для многих студентов облегчилась подготовка к занятиям, зачетам и экзаменам.
Статья в формате PDF 371 KB...
27 03 2024 7:40:11
Статья в формате PDF 175 KB...
26 03 2024 23:44:16
Статья в формате PDF 115 KB...
25 03 2024 20:31:58
Статья в формате PDF 122 KB...
24 03 2024 7:13:45
Статья в формате PDF 120 KB...
23 03 2024 7:35:31
Статья в формате PDF 270 KB...
21 03 2024 9:45:32
Статья в формате PDF 257 KB...
20 03 2024 20:24:30
Статья в формате PDF 112 KB...
19 03 2024 14:50:53
Статья в формате PDF 737 KB...
18 03 2024 18:46:53
Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...
16 03 2024 14:50:27
Статья в формате PDF 112 KB...
15 03 2024 20:28:24
Статья в формате PDF 306 KB...
14 03 2024 10:32:56
Статья в формате PDF 249 KB...
13 03 2024 16:13:59
Статья в формате PDF 114 KB...
11 03 2024 20:45:20
Статья в формате PDF 126 KB...
10 03 2024 7:54:56
Статья в формате PDF 113 KB...
09 03 2024 3:48:17
Статья в формате PDF 253 KB...
08 03 2024 23:11:18
Статья в формате PDF 302 KB...
07 03 2024 1:31:24
Статья в формате PDF 103 KB...
06 03 2024 23:13:43
Исторический аспект развития студенческого самоуправления в дореволюционный, советский и переходный периоды России показали, что будущее страны на современном этапе определяется тем, каким образом будут осуществлены воспитание и подготовка квалифицированной рабочей силы, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Одним из важных стимулов повышения гражданской, патриотической и социальной активности будущих специалистов являются восстановление, наличие и дальнейшее развитие и совершенствование таких демократических институтов в студенческой среде как соуправление и самоуправление. ...
05 03 2024 2:29:46
Статья в формате PDF 110 KB...
04 03 2024 19:38:14
Статья в формате PDF 103 KB...
03 03 2024 5:15:34
Статья в формате PDF 144 KB...
02 03 2024 13:39:15
01 03 2024 12:54:31
Статья в формате PDF 139 KB...
29 02 2024 7:55:42
Статья в формате PDF 121 KB...
28 02 2024 12:11:54
Статья в формате PDF 104 KB...
27 02 2024 10:45:58
26 02 2024 14:59:21
Статья в формате PDF 120 KB...
25 02 2024 4:18:49
Предложена стохастическая многолистная теория гравитации без сингулярностей и «черных дыр». Отмечена связь интервала в гиперкомплексном прострaнcтве с системной термодинамикой. Представлен класс пост’октетных физических теорий. Масса является флогистоном. ...
24 02 2024 13:14:55
Статья в формате PDF 111 KB...
23 02 2024 2:33:56
Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...
21 02 2024 1:16:50
Статья в формате PDF 112 KB...
20 02 2024 21:23:11
В статье авторами рассмотрены региональные особенности демографической и семейной политики. ...
19 02 2024 10:51:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::