ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ОБЩЕЙ ХИМИИ
В медицинском вузе курс общей химии выполняет многогранные функции, обеспечивая общехимическую подготовку студентов с медицинской ориентацией. Учитывая фундаментальный хаpaктер этого курса, его значимость для медицинского образования и в то же время традиционную недооценку со стороны преподавателей клинических кафедр, мы разработали и внедрили в учебный процесс интегративно-модульную систему обучения студентов-медиков общей химии.
Учебно-воспитательный процесс изучения общей химии - это организованный процесс взаимодействия обучения и развития личности первокурсника. В его структуру включается учебно-познавательная, коммуникативная, оценочная и внеаудиторная деятельность. Так как общая химия входит в состав профессионально-медицинского образования, то процесс предметного обучения выполняет триединую функцию: вооружение действенными и осознанными знаниями основ общей химии, формирование личности, ее общей культуры и специалиста-врача. Усвоение данного предмета, как социально и личностно значимого, интеллектуальное развитие личности студента зависит от организации учебного процесса, как целенаправленной дидактико-методической системы, в которой все ее компоненты взаимосвязаны и подчинены единой цели. Каждый преподаватель, ведущий данный курс, организуя учебно-познавательный процесс, включается в управление им. Объектом управления выступает студент как субъект деятельности с его мотивами, знаниями, умениями. Поэтому учебный процесс предметного обучения обладает саморегуляцией, т.е. способностью к постоянной коррекции действий на основе внешней и внутренней обратной связи. Задача управления учебным процессом заключается, прежде всего, в активизации деятельности студентов и их усилий по овладению данным предметом, в создании условий для проявления познавательной активности и самостоятельности студентов, формировании их собственного индивидуального стиля учения. По нашему мнению целесообразная организация учебного процесса на занятиях по общей химии возможна лишь с позиций системно-деятельностного подхода. Таким образом, учебный процесс как основное ядро предметного обучения также представляет собой системный объект исследования.
Управление качеством предметного обучения - важный аспект процесса организации обучения и предполагает целенаправленную и комплексную перестройку наиболее существенных компонентов и закономерных связей в его структуре в направлении их оптимизации. Перестройке мы подвергли, прежде всего, такие компоненты системы обучения общей химии как содержание курса и его структуру. Мы структурировали содержание курса в виде укрупненных модулей. Структура учебного материала в рамках каждого из модулей, представляет четкий их инвариант, а также вариативную часть. Сам процесс обучения и хаpaктер управления им, а также оценивание достижений студентов также осуществлялись нами с позиций модульного подхода. В процессе изучения каждого модуля содержания между основными компонентами учебного процесса мы, прежде всего, перестраивали наиболее существенные связи. К таковым мы относим блок информационно-системообразующе-функциональных связей, проявляемых во взаимодействии педагога и студентов. Эти связи отражают единство социально-личностных, дидактико-методических и психологических основ обучения и воспитания студентов. Центральным звеном процесса обучения, его механизмом, а также объектом управления мы выделяем взаимосвязанную и синхронную деятельность педагога и студента, особенно четко проявляемую во время пpaктикумов. Синхронность обеспечивается как в ходе планирования занятий, так и их организации.
Процесс обучения на первом курсе резко отличается по хаpaктеру от системы обучения на последующих курсах. Мы больше внимания уделяем адаптации первокурсников к новым условиям и требованиям обучения по вузовской лекционно-семинарско-пpaктической системе, а также воспитанию личности студентов. На наш взгляд важно сформировать у них умение учиться и, прежде всего, работать с разными источниками информации, понимать смысл текстов в книгах и содержание лекций, самостоятельно организовывать и контролировать свою работу в аудиторное и внеаудиторное время. Большое значение в этом процессе имеют общение между педагогами и студентами, как социального, так и индивидуально-личностного хаpaктера, наблюдение за состоянием учения студентов, учет их продвижения в учебе и достижений по модулям. Кроме общения во время аудиторных занятий, преподаватели кафедры общей химии и студенты встречаются во время еженедельных консультаций, дополнительных занятий, отработок невыполненного пpaктикума.
Организационные формы обучения студентов являются средством развития опыта их учебно-познавательной деятельности в вузе и профессионально-творческой деятельности как будущих специалистов. В нашей методической системе взаимосвязаны аудиторные и внеаудиторные формы организации учебного процесса, в том числе УИРС и НИРС. В курсе общей химии мы использовали две основные формы организации обучения: лекции (36 часов) и вариативные пpaктические занятия (пpaктикумы) - 92 часа, в рамках которых проводятся комбинированные семинарско-пpaктические занятия. Соотношение лекций и пpaктических занятий составляет соответственно: 29,2% : 70,8%, т.е. 1 : 2,4, что совпадает с международными показателями и отличает вузовское обучение от школьного. Особое место в учебном процессе занимают лекции, их всего 18 за весь учебный год, поэтому к каждой лекции мы относимся как к событию, стремимся к воспитанию такого же отношения к лекциям и у студентов. Большинство лекций носит проблемный хаpaктер. Для опережающего восприятия лекционного курса и его основных вопросов, а также для организации систематической самостоятельной работы студентов с учебниками по общей химии, на видном месте на доске объявлений вывешивается план лекций, цели и задачи изучения данного курса, задания и список литературы для самостоятельной работы по каждому модулю, а также требования к его усвоению, с четким указанием того, что должен знать и уметь студент после изучения каждого модуля и курса в целом.
Для того чтобы у студентов создалось целостное, системное представление о совокупности знаний о веществах, их химических и физико-химических, химико-биологических процессах, необходимых для медицинского образования, одна из особенностей нашей методики обучения - в постоянном раскрытии роли химического образования в медицинской пpaктике.
При организации учебного процесса мы опирались на эвристико-алгоритмическую модель обучения общей химии. При этом мы использовали следующие принципы: четкого целеполагания; тщательного отбора учебного материала для каждой лекции или занятия с учетом научности, минимальности и адаптивности; опережающего обучения (лекции «опережают» пpaктические занятия, а на последних перекидываем «мостик» к следующему занятию; профессиональной направленности; выработки сознательного отношения студентов к процессу обучения общей химии; преемственности; опоры на уже известные понятия, законы, закономерности, факты, на установление их внутрипредметных и межпредметных связей; создания оптимальных условий для обучения - благоприятной мopaльно-психологической атмосферы на лекциях и пpaктических занятиях.
Статья в формате PDF 100 KB...
27 03 2024 2:56:39
Статья в формате PDF 111 KB...
26 03 2024 20:14:45
Статья в формате PDF 263 KB...
25 03 2024 1:57:27
Статья в формате PDF 257 KB...
24 03 2024 19:33:10
Статья в формате PDF 119 KB...
23 03 2024 7:11:16
Статья в формате PDF 108 KB...
22 03 2024 16:14:23
Статья в формате PDF 123 KB...
21 03 2024 6:33:22
Статья в формате PDF 245 KB...
20 03 2024 3:27:50
Статья в формате PDF 329 KB...
19 03 2024 11:31:46
18 03 2024 22:38:30
При изучении влияния озона на частоту аберраций хромосом у семян пшеницы различных сортов, хранившихся в условиях озона разные сроки, была выявлена зависимость его цитогенетического воздействия от времени экспозиции. ...
15 03 2024 11:13:37
Статья в формате PDF 114 KB...
12 03 2024 22:44:52
В статье даются разъяснения к применению зависимости коэффициента интенсивности нагрева (kи.н) металла от тока электрода с целью обеспечения оптимальных электрических и технологических показателей работы электропечных агрегатов для случаев экранированного и неэкранированного горения дуг. Представлено соспоставление скорости нагрева металла и kи.н для двух указанных случаев. ...
11 03 2024 22:17:46
Статья в формате PDF 100 KB...
10 03 2024 9:20:36
Статья в формате PDF 348 KB...
09 03 2024 6:53:58
Статья в формате PDF 359 KB...
08 03 2024 15:52:45
Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...
06 03 2024 1:16:56
Статья в формате PDF 118 KB...
05 03 2024 22:16:55
Статья в формате PDF 249 KB...
04 03 2024 15:35:56
Статья в формате PDF 106 KB...
03 03 2024 18:16:12
Статья в формате PDF 110 KB...
02 03 2024 2:34:23
Статья в формате PDF 134 KB...
29 02 2024 3:39:48
Статья в формате PDF 126 KB...
28 02 2024 5:33:23
Статья в формате PDF 300 KB...
27 02 2024 9:16:40
Статья в формате PDF 131 KB...
26 02 2024 4:20:48
Статья в формате PDF 113 KB...
25 02 2024 1:58:10
Статья в формате PDF 131 KB...
24 02 2024 10:38:38
Статья в формате PDF 228 KB...
23 02 2024 7:48:37
Статья в формате PDF 118 KB...
22 02 2024 11:57:45
Изучены показатели иммунной системы у 36 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом в период обострения заболевания. Контрольную группу составили 36 здоровых женщин. Выявлен дисбаланс клеточного иммунитета при одновременном снижении функциональной активности гумopaльного звена иммунитета. ...
18 02 2024 14:30:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::