ОПЕРАТИВНАЯ ТИФЛОГРАФИКА – НОВЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Исследования многих поколений ученых показали, насколько недостаточность зрения ограничивает возможности человека правильно воспринимать и познавать окружающую действительность. Людям с глубокими нарушениями зрения трудно определить форму, величину, прострaнcтвенное расположение предметов. Слабовидящие, рассматривая предметы, нередко выделяют второстепенные, а не основные его признаки, что неизбежно ведет к неточной картине мира.
Люди с визуальными ограничениями обычно пользуются в процессе познания и обучения не столько личным опытом, сколько опытом других людей. Подобный опыт передается, как правило, при помощи слова, действия, различных условностей, отражающих реальную действительность. К числу последних относятся модели, рисунки, чертежи, схемы и другие средства, помогающие им познавать прострaнcтвенные и временные связи, причины и зависимости между предметами. В ряде случаев, наряду с контрастностью ярких, насыщенных, чистых цветов, рассчитанных на использование остаточного зрения, коррекционные педагоги в своей пpaктике применяют возможности рельефной графики. При этом рельеф рассматривается как способ пластического моделирования на поверхности для изображения трехразмерных объектов.
Распределение рельефа между высоким и низким в значительной мере зависит от соотношения высоты и поверхностного размера рельефа. По степени редукции различается рельеф высокий - горельеф и рельеф низкий - барельеф. Пособия, использующие горельеф и барельеф получили достаточно широкое распространение для информирования незрячих и слабовидящих пользователей, но разнообразие этих пособий значительно ограничивается тематикой и тиражами централизованного их производства.
Тифлографическое изображение при высоте ниже 2-3 мм уже отображает объект с помощью комбинирования рельефных поверхностей и рельефных линий. В комплексе с аудиализацией и специальной визуализацией тифлографика выступает как дополнительное средство преодоления информационного дефицита человека с ограничениями зрения. По мнению многих отечественных и зарубежных тифлологов, широкое использование подобных рельефно-графических пособий становится в настоящее время одним из важных факторов компенсации зрительного опыта. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем глубже и вернее осуществляется познание объектов окружающего мира.
Как известно, процесс осязательного чтения осуществляется с помощью содружественных движений пальцев рук, которые являются главными органами дифференцированного тактильного восприятия. Данный способ основан на оживлении системных связей в коре головного мозга и выступает физиологической основой формирования представлений графических образов. В процессе узнавания и различения рельефных изображений исключительное значение приобретает личный опыт, накопленный в процессе обучения. На основе опыта производятся поиски сходных и различительных примет и признаков в том или ином рельефном изображении, производится сличение, сравнение, объединение отдельных частей рельефного изображения в единое целое.
Для лиц с глубокими нарушениями зрения хаpaктерен эффект неспецифического узнавания. Поэтому у них обязательно надо формировать опopные представления, а также давать масштабные соотношения или какой-нибудь эталон для возникновения правильных прострaнcтвенных представлений. По этой причине, в равной степени как при использовании трехмерных макетов так и при рельефно-графическом отображении объекта, в качестве эталона часто используются антропометрические мерки (рост человека, длина руки, длина шага и т.п.).
В сложных чертежах и схемах, где имеется много различных пересекающихся линий и различных рельефных обозначений лучше воспринимается сплошной линейный контур, в отличие от точечного или линейно-пунктирного.
По мнению ряда специалистов фигуры, размером с тактильную часть пальца распознаются за 1-3 секунды. Фигуры, по своим размерам превышающие тактильную часть пальца, осваиваются незрячим или слабовидящим человеком с несколько большими трудностями, поскольку требуется сложное перемещение пальцев по контуру изображения.
Огромное значение имеют размер и форма механического раздражителя. Когда рельефно-точечные обозначения включены в границы рельефно-графического поля, то разрешающая величина входящих в них точек должна позволить ладонной поверхностью кончика пальца одновременно (путем качания) схватывать сразу целую букву как прострaнcтвенную группировку.
Читатели, знающие шрифт Брайля наиболее эффективно воспринимают рельефные точки, имеющие конусно-сферическую форму. Такие точки производят давление на очень малый участок кожи; наибольшая деформация кожи получается именно в том самом месте, где прикладывается раздражитель, вследствие чего ощущения получаются наиболее отчетливые. Если рельефная точка имеет формы сплющенных цилиндра или полусферы, то давление производится на сравнительно большой участок кожи и поэтому возникает расплывчатое впечатление. Аналогично этому неясное тактильное ощущение получается от восприятия рельефных линий или границ рельефных поверхностей, которые в своей ортогональной проекции имеют сглаженный профиль. По этой причине, усиление выразительности тактильного восприятия изображаемого объекта рекомендуется решать через высоту и устойчивость линий. Одновременно для лучшего восприятия этих рисунков на основе остаточного зрения сохраняется значение контрастных цветов, рельефных линий и поверхностей. Цветные рельефные иллюстрации стимулируют использование читателем, остаточного зрения, подкрепляют положительные эмоции и делают работу с наглядным материалом более продуктивной.
Наряду с общепринятыми подходами постоянно ведется поиск новых технологических решений оперативного донесения информации незрячим и слабовидящим людям с учетом их аномалий зрительного анализатора. Традиционные методы до последнего времени требовали больших усилий и часто не позволяли получать много копий.
Ряд мировых производителей адаптивного и вспомогательного оборудования сегодня предлагают новые виды аппаратов, с помощью которых можно получать рельефно-графические материалы. В настоящее время в России ведутся работы по освоению подобного класса технических средств при решении задач воспитания и преемственного образования людей с глубокими нарушениями зрения.
В этой связи успешными можно признать результаты при использовании оборудования Р.I.A.F. Австралийской фирмы, освоение которого происходило в тесном сотрудничестве специалистов Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих и кафедры коррекционной педагогики факультета педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета.
Задача выпуска нового поколения комплексных изданий, включающих цветные рельефно-графические пособия, объединила усилия представителей ряда педагогических дисциплин с художниками-дизайнерами, разработчиками компьютерной графики, редакторами документов в альтернативных форматах, операторами устройств специальной полиграфии.
В процессе этого сотрудничества был получен уникальный опыт создания и тиражирования рельефно-графических пособий для решения конкретных педагогических и социокультурных задач, связанных с различными возрастными группами.
Тифлопедагоги специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения указали на большой спектр тематических дидактических пособий, ждущих перенесения в формат рельефной графики. Очевидно, что в рамках среднего и высшего образования еще острее ощущается проблема доступа к графической информации во всех областях обучения. При этом педагоги средней и высшей школы отмечают, что овладение графической грамотой, хорошее понимание схем, чертежей, рисунков становится условием успешного изучения многих современных учебных предметов и дисциплин. Рельефно-графические издания призваны способствовать преодолению затруднений незрячих и слабовидящих в понимании окружающей их искусственной среды и улучшению пpaктических навыков взаимодействия с ней.
По этой причине обучение людей с глубокими нарушениями зрения специальной графике имеет важное компенсаторное, коррекционное, образовательное и воспитательное значение. Оно способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций, развитию компенсации слепоты, преодоления вторичных отклонений в психике незрячего человека, нормализации его развития.
Статья в формате PDF 114 KB...
28 03 2024 11:57:28
Статья в формате PDF 106 KB...
27 03 2024 10:15:10
Статья в формате PDF 143 KB...
26 03 2024 9:35:41
25 03 2024 13:46:21
Статья в формате PDF 103 KB...
23 03 2024 4:47:27
Статья в формате PDF 688 KB...
22 03 2024 23:36:33
Статья в формате PDF 136 KB...
21 03 2024 10:24:16
Статья в формате PDF 119 KB...
20 03 2024 14:40:17
Статья в формате PDF 149 KB...
19 03 2024 17:33:28
18 03 2024 12:20:36
Статья в формате PDF 115 KB...
17 03 2024 18:29:39
Статья в формате PDF 112 KB...
16 03 2024 14:15:53
Статья в формате PDF 123 KB...
14 03 2024 9:28:58
Статья в формате PDF 142 KB...
13 03 2024 23:14:49
Статья в формате PDF 119 KB...
12 03 2024 19:11:54
Статья в формате PDF 106 KB...
11 03 2024 17:55:31
10 03 2024 20:10:51
Статья в формате PDF 108 KB...
08 03 2024 19:29:41
Статья в формате PDF 264 KB...
05 03 2024 11:40:51
Статья в формате PDF 112 KB...
04 03 2024 6:12:49
Статья в формате PDF 276 KB...
02 03 2024 18:26:23
Статья в формате PDF 108 KB...
01 03 2024 11:17:28
Статья в формате PDF 245 KB...
29 02 2024 19:29:51
Статья в формате PDF 112 KB...
28 02 2024 15:57:23
Статья в формате PDF 120 KB...
27 02 2024 16:18:32
Статья в формате PDF 128 KB...
26 02 2024 10:18:36
Обследовано 65 больных шизофренией, направленных в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Установлено, что только 16% из них госпитализируются по Постановлению суда (что составляет 0,46% от всех поступивших больных в течение года), остальные 84% дают согласие на госпитализацию в первые дни пребывания в стационаре. У большинства больных указанного контингента наблюдается выраженная социально-трудовая дезадаптация и низкая комплаентность. Приводятся рекомендации по стратегии и тактике лечения в условиях стационара и внебольничного звена психиатрической помощи, требования к преемственности и особенности диспансерного наблюдения. ...
25 02 2024 3:51:51
Статья в формате PDF 348 KB...
23 02 2024 2:52:50
На основании многолетних наблюдений за комплексом внешних условий и состоянием популяций мелких млекопитающих количественно оценено распределение влияний внутрипопуляционных и внешних факторов на динамику их численности и структуры. Показано, что основное влияние на демографические процессы полевок на протяжении всего сезона размножения оказывают плотностно-зависимые механизмы регуляции (эндогенные факторы). Экзогенные (хищники, кормовые и погодные) факторы выступают в качестве воздействий, ограничивающих рост населения популяции, и наиболее эффективны в переходные осеннее-зимний и зимне-весенний периоды. ...
22 02 2024 22:55:53
Статья в формате PDF 401 KB...
21 02 2024 16:33:59
Статья в формате PDF 111 KB...
20 02 2024 9:52:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::