ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Структура творческой деятельности конкурентоспособного специалиста (креативный процесс) представляет собой сложное, многоуровневое, системное образование, в центре которого находится креативность как общая универсальная способность к профессиональной творческой деятельности (творческой компетентности). Основным компонентом креативности является соответствующий уровень интеллектуальной активности, основанной на творчестве как свойстве личности и на владении технологией творчества.
Измененная парадигма непрерывного образования предопределяет выход на передний план задачи создания креативной среды для формирования творческой компетентности специалиста, включающей наличие креативности мышления, которая, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дает специалисту возможность прогрессивного преобразования действительности, и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и трудовом коллективе. Показатель творческой компетентности специалиста - его важнейшее личностное качество, определяющее готовность выявлять и анализировать актуальные проблемы в научной и производственной сферах, находить способы и средства для творческого их решения.
В созданной креативной среде будет протекать непосредственно процесс жизнедеятельности обучающегося, и у педагога появляется возможность влиять на процесс формирования и развития творческости как свойства личности через изменение социального восприятия творческой деятельности и нацеленности процесса обучения и воспитания на творческий продукт.
Перспективным направлением развития креативности в процессе профессионального образования на современном этапе является олимпиадное движение студентов, рассматриваемое как самостоятельная форма обучения, дающая возможность индивидуального подхода к построению образовательного процесса и интенсивного развития творческих качеств личности обучающегося. В основе системы олимпиадного движения лежит внутренняя потребность и обучающихся, и преподавателей в творческом совершенствовании. Образовательный процесс организуется в рамках учебно-информационной профессионально ориентированной олимпиадной среды, основными элементами которой являются олимпиадные микрогруппы, олимпиадные задачи и предметные олимпиады.
Олимпиадное движение студентов необходимо рассматривать как систему подготовки элитных специалистов для современного наукоемкого производства на основе усвоения ими предусмотренного образовательным стандартом фундаментальных предметных знаний, знакомства со способами и средствами осуществления учебной деятельности, обеспечивающими переход от усвоения знаний абстpaктного хаpaктера к конкретному многообразию форм их пpaктического проявления, через формирование качеств личности, отражающих наиболее существенные личностные черты, касающиеся творческой самостоятельности: познавательной активности, профессиональной направленности, ответственности, трудолюбия, любви к национальной культуре.
Содержание обучения в рамках созданной креативной среды формируется с учетом соблюдения следующих условий:
- Креативный хаpaктер познавательной деятельности обеспечивается выбором в качестве основной структурной единицы содержания обучения профессионально-ориентированной проблемной ситуации, степень трудности и детализации которой определяется, с одной стороны, решаемыми педагогическими задачами, с другой, уровнем знаний, умений и навыков обучающихся на данном этапе подготовки.
- Проектирование образовательного процесса проводится в соответствии с принципом мотивационной готовности обучающихся, обеспечивающим не только профессиональную и общественную, но и личностную значимость содержания обучения.
- Образовательный процесс по разрешению учебной проблемной ситуации построен на основе интеграции личностно-ориентированного обучения - обучения в сотрудничестве и обучения в соревновании в условиях творческой олимпиадной микрогруппы, атмосфера которой позволяет выявить индивидуальные особенности обучающегося как субъекта познавательной и предметной деятельности, представляет каждому обучающемуся возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, социальном поведении. Организация учебного процесса в данной креативной среде предусматривает как управление творческой деятельностью обучающихся в рамках олимпиадной микрогруппы, так и системной самостоятельной работой.
- Используемые в обучении проблемные ситуации, наиболее адекватно отражающие все многообразие процессов в объектах окружающей среды, должны иметь неопределенность в условии, предполагающую многовариантность решения, что способствует актуализации готовности к деятельности в условиях неопределенности конкурентной среды.
- Учебно-познавательная деятельность обучающихся в креативной среде по разрешению проблемных ситуаций оценивается не только на основании конечного результата, но, в основном, на основе анализа эффективности путей его достижения и проявленному уровню интеллектуальной активности.
На основе анализа роли системы олимпиадного движения в психологии креативности личности специалиста и учитывая, что у каждого человека есть определенный диапазон возможного проявления творческих способностей, можно утверждать, что участие в олимпиадном движении позволяет существенно приблизиться к верхней границе этого диапазона и тем самым повысить «коэффициент полезного действия творческих способностей» обучающегося. В тоже время олимпиадное движение позволяет существенно расширить диапазон имеющихся творческих способностей. Это может быть достигнуто только в особой среде, с особым микроклиматом, который позволяет снять с мышления студента оковы алгоритмизированной деятельности, позволит ему почувствовать радость и удовлетворение от познавательной и творческой деятельности.
Олимпиадное движение позволяет проводить мониторинг творческого саморазвития личности студента и уровня интеллектуальной активности на основе постоянной вовлеченности в творческую деятельность, причем доминирующим фактором такой деятельности становится внутренне мотивированное стремление к познанию, а предоставляемая информационными технологиями возможность постоянного дискуссионного процесса лишь усиливает внутреннюю мотивацию. Информатизация олимпиадного движения создает условия для использования олимпиадных задач как основы для методики по диагностированию креативности.
Олимпиадное движение активно используется в учебном процессе в Тамбовском государственном техническом университете и позволяет повысить качество профессиональной подготовки специалистов. Участие в олимпиадном движении дает возможность студентам сформировать такие необходимые качества конкурентоспособного специалиста, как творческий хаpaктер мышления, способность к анализу и синтезу информационных потоков, умение оптимально использовать имеющиеся ресурсы, психологическую готовность к коллективной деятельности в стрессовых условиях, умение адаптироваться в производственном коллективе.
В настоящее время в университете организован Центр студенческого олимпиадного движения, который занимается вопросами координации олимпиадного движения с целью повышения качества обучения посредством предоставления обучающимся более широких возможностей для творческого саморазвития, повышения уровня конкурентоспособности.
Изменяющиеся условия жизни приводят к изменению поведения и психологии наиболее уязвимых групп населения, к которым относятся пожилые и старые люди. Наиболее значимыми считаются адаптивные защитные реакции, такие как озабоченность, тревожность, депрессия. Работа поддержана и финансируется Министерством образования и науки. ...
19 04 2024 0:14:31
Статья в формате PDF 111 KB...
15 04 2024 2:41:27
Статья в формате PDF 102 KB...
14 04 2024 3:47:53
Статья в формате PDF 302 KB...
13 04 2024 11:58:28
Изучен биохимический статус свиней крупной белой породы Западной Сибири. Установлено влияние возраста на активность аминотрaнcфераз, которая уменьшается в процессе онтогенеза. Полученные данные могут являться основой для постоянного мониторинга селекционируемых популяций. ...
12 04 2024 11:25:22
11 04 2024 14:47:57
Статья в формате PDF 296 KB...
10 04 2024 4:17:16
Статья в формате PDF 115 KB...
09 04 2024 9:54:47
Статья в формате PDF 124 KB...
08 04 2024 23:16:48
Статья в формате PDF 106 KB...
07 04 2024 8:34:24
Статья в формате PDF 100 KB...
06 04 2024 13:56:45
Статья в формате PDF 105 KB...
05 04 2024 14:31:19
Статья в формате PDF 274 KB...
04 04 2024 5:53:23
Статья в формате PDF 120 KB...
03 04 2024 6:58:22
В статье Жаворонковой И.А. и Некрасова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» танец рассматривается не только как социокультурное, но и как социально-психологическое и психофизиологическое явление, как форма невер¬бальной коммуникации и самовыражения. Это приводит к возникновению нового психиатрического направления - танцевальной психотерапии, где танец используется как способ лечения. В статье анализируются основные этапы этого направления. ...
02 04 2024 5:48:53
Статья в формате PDF 108 KB...
01 04 2024 7:55:54
Статья в формате PDF 138 KB...
31 03 2024 5:54:45
Статья в формате PDF 207 KB...
30 03 2024 5:54:33
29 03 2024 17:49:25
Статья в формате PDF 114 KB...
28 03 2024 12:50:29
Статья в формате PDF 100 KB...
26 03 2024 5:15:32
Статья в формате PDF 121 KB...
25 03 2024 0:49:18
Статья в формате PDF 103 KB...
23 03 2024 23:55:49
Статья в формате PDF 133 KB...
22 03 2024 21:41:56
Статья в формате PDF 110 KB...
21 03 2024 1:52:18
Статья в формате PDF 104 KB...
20 03 2024 14:35:46
Статья в формате PDF 119 KB...
19 03 2024 10:10:24
Статья в формате PDF 110 KB...
18 03 2024 13:45:45
16 03 2024 3:38:57
15 03 2024 20:55:57
В статье изложены результаты исследования психофизиологии зрительного восприятия детей 5,5–6,5-летнего возраста с общим нарушением речи III степени. При изучении структуры зрительных вызванных потенциалов у детей с нарушением речи было показано значительное повышение латентных периодов ранних компонентов. Предположительно, у детей с общим нарушением речи происходит только грубая интегративная оценка зрительного стимула: с сетчатки стимулы передаются через магноцеллюлярную систему, а парвоцеллюлярная система остается функционально незрелой. ...
14 03 2024 14:27:33
13 03 2024 6:21:59
Статья в формате PDF 319 KB...
12 03 2024 12:18:52
Статья в формате PDF 109 KB...
11 03 2024 2:34:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::