АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НАРОДОВ МИРА

Городецкая С.В. Статья в формате PDF 112 KB

В орнаментальном искусстве народов мира широко используются образы, отражающие духовный мир человека, его мировоззрение, общечеловеческие понятия об устройстве мира, родном доме, домашнем очаге, о символах силы и красоты своего народа и т.д. Архетипические образы сложились с момента появления Homo sapience (человека разумного) и устойчиво продолжают использоваться в орнаментальном искусстве. История возникновения архетипических образов уходит глубоко к эпохам палеолита и неолита. До нас дошли изображения в виде схематических рисунков - человеческих фигур, птиц, зверей и частей их фигуры, а так же абстрактные очертания - кресты, розетки, волнистые и ломаные линии, спирали, лабиринты и многое другое. Значение этих изображений оказалось давно забытым, но они продолжали по традиции применяться в народном орнаментальном искусстве вплоть до 19 века.

Сам термин «архетипы» появился благодаря известному швейцарскому психологу, психиатру, психоаналитику и культурологу Карлу Густаву Юнгу. Изучая психологические процессы подсознания человека, в основном исследуя сны и сновидения, Юнг приходит к выводу, что структура коллективного бессознательного включает в себя образы, предельной степени общности (архетипы). Они являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и служат организующими элементами всех психических процессов. «Как растение порождает соцветия, так психика порождает символы. Любой сон подтверждает это». (К.Г.Юнг «Человек и его символы»). В орнаментальном искусстве народов мира архетипами обозначают универсальные художественные образы, характерные для искусства различных цивилизаций.

В орнаментальном искусстве народов мира на протяжении тысячелетий сложилась устойчивая система архетипических образов, понятная для людей разных национальностей и религиозных воззрений, живущих практически в любой точке земного шара. Значение архетипических образов огромно. Наделенная символическим смыслом, а иногда и магическим значением, она играла огромную роль в жизни древних людей, которые верили в могущество и силу этих изображений. Именно поэтому в орнаментальном искусстве архетипы играют в первую очередь роль оберегов, надежной защиты от всего негативного в окружающем мире.

Многие исследователи смогли раскрыть смысл архетипических образов, но многие образы древнейших цивилизаций еще хранят свои тайны.

Можно назвать несколько замечательных исследователей древней символики - Б.Рыбаков, С.Иванов, А.И.Никифоров, А.А.Бобринский, Г.С.Маслова, М.С.Некрасова, Т.Я.Шпикалова и многие другие.

Одним из интереснейших ученых, оставивший нам свой двадцатилетний труд изучения символики образов в мифологии, был Ариэль Голан. Автор проводит фундаментальное исследование основных архетипических образов, дает сравнительный анализ семантики образов на протяжении развития культуры народов мира.

Доктор философских наук В.Н.Демин отстаивает и развивает концепцию Полярной прародины человечества - Гипербореи, где центральное место занимают архетипические образы и их связь с традициями и обрядами народов Севера.

Попытаемся рассмотреть некоторые варианты основных архетипических образов, наиболее часто встречающиеся в орнаментальном искусстве народов мира. Все они теснейшим образом связаны между собой и представляют целостную картину единства Человека и Вселенной.

Представление о Вселенной, ее непосредственной связи с Космосом раскрывается нам через такие архетипические образы, как:

Космическое яйцо. Звездное небо окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца, поэтому оно олицетворяет источник жизни и Вселенной.

Трехчастное устройство Мира неотделимо от образа Древа Жизни. Древо Жизни (или Космическое древо) как центральный стержень держит три части света: небесную твердь, землю и подземный мир. Именно Древо Жизни имеет значение прошлого, настоящего и будущего, а также символизирует развитие всего человечества. В мировой художественной культуре Древо Жизни представлено широко и разнообразно, т.к. это любые элементы растительного орнамента (цветок, бутон, дерево, ветка и т.д.).

Солнечная система, Небо, Космос (небо является одним из синонимов Космоса) - это мир, в котором центральное место занимает Солнце как источник тепла, света, жизни. С образом Солнца связаны солярные знаки: круг (или космическое колесо, т.к. звездное небо вращается подобно колесу. Круг является символом женского божества неба), крест (считается общемировым символом «горящего» Солнца), свастика (энергетический источник Солнца, а также восход и закат Солнца) и др. Солнечная колесница (или Солнечная ладья) переносит Солнечное божество из одного мира в другой, совершая вечные круговороты в Макро- и Микрокосмосе. Этимологически это вращение закрепилось в понятии «коловорот» или «солнцеворот».

Средняя часть Вселенной - это Земля. Среди геометрических знаков Земли важно выделить треугольник, квадрат, ромб (символ мужского божества земли), они имели магическое значение для людей древних цивилизаций. Земля, жизнь на ней связана с образами Дома, домашнего Очага, земледелием, трудовой деятельностью, обрядами и традициями. Поэтому архетипические образы здесь в первую очередь связаны с Человеком, окружающий мир которого полон миром животных и птиц, мифологических существ и т.д. Земля, дающая жизнь и развитие всего живого на ней, ассоциировалась с архетипическим образом Матери-Земли (который тесно связан с образом Богородицы). Поклонение Великой богине уходит также своими корнями в доисторические времена, в ту пору, когда женщина была и прародительницей и вершительницей судеб рода. «Все рождает земля, и все берет она опять» - считали эллинские мыслители.

В древней мифологии разных народов змей - устойчивый образ представителя земли, земной толщи, в недрах которой находится воображаемый подземный мир - преисподняя. Змей считался владыкой огня и хранителем кладов. Бог преисподней не только наводил страх на человека, но истолковывался как покровитель учения, знания, ремесел и наук.

Зооморфный орнамент включает в себя как реальные образы (птица, конь, олень, бык и др.), так и мифологические, пришедшие к нам из легенд и мифов народов мира (птицы Сирин, кентавр, единорог, дракон, русалии, грифон и др.). Обожествление птиц и животных, обращение их в культ неизбежно означало и наделение их космическими функциями. Так, например, во многих странах бык олицетворял Лунное Божество. Аналогичную смысловую нагрузку несет египетский образ-символ Небесной коровы.

Из глубин веков дошли до наших дней архетипические образы и орнаментальные мотивы в виде украшений декоративно-прикладного искусства, декора жилища и внутреннего убранства дома и т.п. Так, русская северная изба, народный костюм, расписная прялка отражают миропонимание человека, его веру и надежды на продолжение рода.

Изучение архетипических образов в орнаментальном искусстве народов мира имеет огромное значение. Культурное наследие прошлого, знания, накопленные сотнями предшествующих поколений, - будят воображение, снова и снова открывают перед нами тайны зашифрованных образов мировых цивилизаций и дают нам духовную силу.






В ОПЕК думают о Красногорске

19 октября в Красногорске многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Красногорске, в проезде Тмирева. Леонид Дододжонович Рейман, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Вячеслав Закосаренко , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.