НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Иванов С.А. Статья в формате PDF 103 KB

Многие современные ученые, исследователи, деятели культуры признают, что кризисные явления в самых разных сферах общества в конце XX - начале XXI веков связаны, прежде всего, с падением уровня духовности, нравственности в обществе, с низким приоритетом общечеловеческих ценностей, таких как любовь, добро, справедливость, истина и др. Несмотря на множество проблем, центральной является проблема человека, его качественные хаpaктеристики. Разделяя эти взгляды, мы видим выход из создавшейся ситуации в развитии в процессе образования ноосферного мировоззрения человека, обогащающего его духовно-нравственный мир.

Отметим его основные черты: 1) основанность на ключевых идеях философии русского космизма (всеединства, антропокосмизма, панэтизма, активной эволюции); 2) целостность, интегративность, включающая в себя различные области знания (научное, гуманитарное, религиозное, философское); 3) осознание человеком себя и своего места в окружающем мире, своего предназначения; 4) владение нормами социоприродной (ноосферной) этики, пpaктическое следование им в своих поступках.

Истоки ноосферного мировоззрения находятся в научных и философских трудах В.И. Вернадского. В частности, сама идея о ноосфере как преобразованной коллективным разумом биосфере. Однако, необходимо отметить, что Вернадский не даёт однозначного понимания термина «ноосфера». В настоящее время большинство современных теоретиков (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.) определяют ноосферу как область единства природы и общества, в которой разум и духовно-нравственные приоритеты являются определяющими факторами развития цивилизации. Именно такое определение «ноосферы» как своеобразная программа, цель развития общества позволяет констатировать, что образование, направленное на развитие ноосферного мировоззрения, вбирающего в себя духовно-нравственные ориентиры, может быть названо ноосферным.

Ноосферное мировоззрение как качество личности может являться целью и результатом ноосферного образования, реализуемого в средней школе. Ему, на наш взгляд, должны быть присущи следующие качества:

  • интегративность - сочетает в себе различные области знания: естественнонаучное, гуманитарное, религиозное (главным образом, этические нормы), философское, а также экологические и духовно-нравственные приоритеты;
  • направленность на развитие целостного миропонимания, основанного на идее всеединства. Так растущая личность приходит к осознанию того, что все связано со всем (физическое с психическим, духовное с материальным и т.д.), что немаловажно для воспитания ответственности за свои поступки;
  • основанность на идеях антропокосмизма, панэтизма, активной эволюции, ноосферы русских космистов: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.А. Бердяева, Н.Г. Холодного и др.;
  • приоритет воспитания над обучением, необходимость философского осмысления любых знаний, а также направленность на саморефлексию, самореализацию и осознание своего места в окружающем мире.

Актуальны для педагогики развития ноосферного мировоззрения и другие мысли В.И. Вернадского. Например, важную дидактическую роль имеет высказывание учёного о том, что «рост научного знания в ХХ веке быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения». В плане развития целостного мировоззрения Вернадский подчёркивал, что «философская мысль и религиозное творчество, общественная жизнь и создания искусства теснейшими и неразрывнейшими узами связаны с научным мировоззрением». Он отмечал, что в природе всё взаимосвязано, а само явление жизни и феномен сознания не случайны, их появление закономерно в космическом масштабе.

Все эти мысли выдающегося учёного, философа могут отражаться в ноосферном образовании при изучении дисциплин как естественного, так и гуманитарного цикла.



ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АНКИЛОЗИРУЮЩЕМ СПОНДИЛОАРТРИТЕ В ДИНАМИКЕ ЛЕЧЕНИЯ

ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АНКИЛОЗИРУЮЩЕМ СПОНДИЛОАРТРИТЕ В ДИНАМИКЕ ЛЕЧЕНИЯ Цель: Изучить функцию бронхо-легочного аппарата и клинико-лабораторных показателей в условиях применения противовоспалительных, антиоксидантных и антигипоксантных препаратов. Материалы и методы: Обследовали 62 больных АС до лечения и на фоне медикаментозной терапии. Провели 10 дневную терапию актовегином в суточной дозе 200 мг (5 мл). Определили клинико-лабораторные показатели и параметры ФВД, ПСВ%. Результаты: Выявлены изменения клинико лабораторных показателей, параметров ФВД, ПСВ и улучшение этих показателей на фоне терапии актовегином. Заключение: Лечение антиоксидантными и антигипоксантными препаратами (актовегин) способствует улучшению функциональных проб клиниколабораторных показателей, параметров ФВД, ПСВ, улучшению состояния больных. ...

24 04 2024 11:11:21

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА НЕКУЛЬТИВИРУЕМЫХ ФОРМ ХОЛЕРНЫХ ВИБРИОНОВ

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА НЕКУЛЬТИВИРУЕМЫХ ФОРМ ХОЛЕРНЫХ ВИБРИОНОВ Приведенные материалы исследования позволяют заключить следующее. Изменения в диссимиляции глюкозы происходят еще до утраты клетками способности образовывать колонии на питательных средах. Уменьшение количества и замедление выхода радиоактивного углекислого газа в НФ холерных вибрионов, вероятно, связано с перестройкой метаболизма, проявляющемся в сдвиге его в сторону гликолиза и разрывом цепей цикла Кребса, хаpaктерным для хемолитоавтотрофов. Пребывание в условиях микрокосмов при низкой температуре индуцирует функционирования цикла Кальвина, что вероятно, обеспечивает клетку необходимыми пластическими материалами и способствует выживанию при отсутствии органических питательных веществ. ...

22 04 2024 10:33:58

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ И ЕГО КРИТЕРИИ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ И ЕГО КРИТЕРИИ Статья в формате PDF 114 KB...

17 04 2024 19:18:36

ТЕОРИЯ ДОУ

ТЕОРИЯ ДОУ Статья в формате PDF 424 KB...

05 04 2024 8:48:30

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА Статья в формате PDF 127 KB...

04 04 2024 5:23:44

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ Статья в формате PDF 250 KB...

03 04 2024 1:39:58

THE ROLE OF LEGUMINOUS CULTURES IN HUSBANDRY BIOLOGIZATION

THE ROLE OF LEGUMINOUS CULTURES IN HUSBANDRY BIOLOGIZATION Статья в формате PDF 241 KB...

01 04 2024 21:16:45

АДСОРБЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ ГАЗОВ

АДСОРБЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ ГАЗОВ Статья в формате PDF 254 KB...

24 03 2024 22:45:27

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (СИММЕТРИЯ)

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (СИММЕТРИЯ) Статья в формате PDF 249 KB...

23 03 2024 3:58:42

КРИПТОСИСТЕМЫ И ВИДЫ АТАК

КРИПТОСИСТЕМЫ И ВИДЫ АТАК Статья в формате PDF 327 KB...

20 03 2024 23:57:57

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::