ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ
Решение проблемы фундаментализации изучения теоретической механики невозможно без создания единой системы фундаментального образования с общим базовым основанием и внутренней структурой. Комплексное решение этой задачи возможно на основе разработки единых принципов проектирования содержания теоретической механики и дисциплин естественнонаучного цикла.
Проводимые нами исследования по данной проблеме дали следующие результаты.
- Выделены принципы методологического анализа структуры и содержания учебного материала естественнонаучных дисциплин и осуществлена конкретная реализация данных принципов в построении модели логико-дидактической структуры курса теоретической механики. Сформированная модель хаpaктеризуется детальной конкретизацией логической последовательности изложения фундаментальной компоненты научного знания механики. На основе данной модели была реформирована рабочая программа курса теоретической механики.
- Проведена систематизация категориально-понятийного аппарата научной теории механики, в результате чего был построен структурно-логический граф,названный концентр современной картины механических явлений. Под концентром понимается иерархическая уровневая структура понятий, соответствующая логике развития научного знания и приводящая к концентрическомувыражению фундаментального ядра научной теории - ее законам. Внутренняя структура концентра полностью определяется основными компонентами структуры концепции физической картины мира и представляет собой взаимосвязанный комплекс понятийных уровней. Логические связи между уровнями понятий выступают в роли системообразующих связей, обеспечивающих качественную определенность научной теории механики как целостной системы. Комплексное изучение принц ипов организации и функционирования данного концентра в метасистеме современной физики является методологической основой преподавания теоретической механики в техническом вузе.
- Построен взаимосвязанный комплекс логико-понятийных модулей учебного курса теоретической механики. Проведенное модульное конструирование учебнойинформации этой дисциплины имеет принципиальное отличие от традиционного модульного подхода. Оно заключается в том, что структурирование учебных элементовтеоретической механики проводилось на основе графа понятийной структуры механики, и определяющее содержание модулей составили фундаментальные понятия механики. Структурная организация каждого логико-понятийногомодуля определяется структурой концентра, который выполняет функцию связи всех модулей в иерархический ряд,последовательно раскрывающий логико-дидактическуюструктуру курса теоретической механики. В такой переориентации предметно-содержательный принцип построения учебной дисциплины заменяется новым системно-целостным подходом, который постулирует в качестве основной функции не передачу конкретных сведений, а формирование фундаментальных знаний.
- Проведенное на основе понятийного графа исследование логической структуры учебного содержания курсатеоретической механики позволило по-новому подойти кформулировке целей изучения данной дисциплины. Былавыделена комплексная дидактическая цель, представляющая собой диалектическую пирамиду, основание которойобразует ядро научной теории механики - законы Ньютона и закон всемирного тяготения. В вершине пирамиды -фундаментальные принципы физики - законы сохранения.Остов пирамиды сформирован двумя интегрирующимидидактическими целями, приводящими к достижению данной комплексной цели. Предложенный подход к представлению целей изучения теоретической механики позволилнаглядно, в виде образной модели, показать фундаментальную системологическую основу всей механики, роль иместо логико-понятийных модулей в реализации комплексной дидактической цели и непосредственную взаимосвязьтеоретической механики с фундаментальными основамиестествознания.
- Для дидактического наполнения модульной схемыобучения был разработан комплекс дидактических средствобучения, названных дидактическими фреймами. Под дидактическим фреймом понимается особая организационно-методическая форма представления содержания учебногоматериала, отражающая структуру научного знания дисциплины, обеспечивающая оптимальную передачу информационного и методического материала и позволяющаяпpaктически реализовать принцип целостности логико-дидактической структуры предмета.
Разработанный комплекс дидактических фреймов полностью адекватен по своему количеству и наименованиям комплексу логико-понятийных модулей, которые, в свою очередь, являются основным звеном концептуальной системы знаний в каждом фрейме
Статья в формате PDF 275 KB...
19 04 2024 23:48:27
Статья в формате PDF 127 KB...
18 04 2024 12:27:13
Статья в формате PDF 601 KB...
17 04 2024 18:16:24
Статья в формате PDF 268 KB...
16 04 2024 7:40:50
Статья в формате PDF 131 KB...
13 04 2024 23:35:45
Статья в формате PDF 264 KB...
12 04 2024 14:11:14
Статья в формате PDF 110 KB...
11 04 2024 8:51:22
Статья в формате PDF 416 KB...
09 04 2024 21:30:27
Статья в формате PDF 104 KB...
08 04 2024 13:38:13
Статья в формате PDF 113 KB...
07 04 2024 13:20:28
Статья в формате PDF 127 KB...
04 04 2024 10:33:22
Статья в формате PDF 107 KB...
03 04 2024 2:10:48
Статья в формате PDF 257 KB...
01 04 2024 20:52:30
Статья в формате PDF 148 KB...
31 03 2024 10:45:23
Статья в формате PDF 295 KB...
30 03 2024 8:36:47
29 03 2024 2:27:10
Статья в формате PDF 131 KB...
28 03 2024 11:27:40
Статья в формате PDF 180 KB...
27 03 2024 11:21:19
Статья в формате PDF 263 KB...
26 03 2024 6:42:54
Статья в формате PDF 116 KB...
25 03 2024 0:23:27
В статье освещаются морфофункциональные особенности структуры стенки тонкой кишки в зависимости от хаpaктера вскармливания в экспериментальных условиях. Представлены собственные результаты исследования по вопросу о электронно-микроскопическом строении слоев стенки тонкой кишки при смешанном и искусственном вскармливании в эксперименте. ...
24 03 2024 21:53:44
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 15:14:30
Статья в формате PDF 490 KB...
22 03 2024 3:13:20
Статья в формате PDF 112 KB...
21 03 2024 13:41:51
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 18:21:14
Статья в формате PDF 250 KB...
19 03 2024 9:13:35
Статья в формате PDF 108 KB...
18 03 2024 9:10:40
16 03 2024 16:49:36
Статья в формате PDF 125 KB...
15 03 2024 7:24:31
Статья в формате PDF 164 KB...
14 03 2024 4:13:57
Статья в формате PDF 242 KB...
13 03 2024 0:49:13
Статья в формате PDF 107 KB...
12 03 2024 23:31:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::