ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОК С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОК С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОК С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Лыкова Е.Ю. Спиричева Д.С. Статья в формате PDF 102 KB В процессе обучения в вузе студенты испытывают психоэмоциональное напряжение. Особенно ярко выраженная реакция наблюдается в период экзаменационной сессии: в это время к интеллектуально-эмоциональной сфере и физиологическим системам студентов предъявляются повышенные требования. Полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения нельзя, но необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам.

В связи с этим представляло интерес изучение особенностей психофизиологических реакций студенток в условиях экзаменационного стресса.

Обследовались 58 дeвyшек 19-23 лет - студентки биологического факультета Саратовского государственного университета. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) определялись показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), вегетативный индекс Кердо (ВИК), адаптационный потенциал (АП). Уровень личностной (ЛТ) и реактивной тревожности (РТ) оценивался по тесту Ч.Д. Спилбергера. Результаты исследования подвергнуты статистической обработке.

При определении психоэмоционального статуса было выявлено три группы студенток с различным уровнем ЛТ: с высокой (1 группа), умеренной (2 группа) и низкой (3 группа). У большей части дeвyшек умеренная (47 %) и низкая (27 %) ЛТ.

По результатам проведенного в день экзамена тестирования психоэмоционального состояния было выявлено, что обследованные дeвyшки не отличаются повышенной РТ, нервозностью и беспокойством, что говорит об их собранности и уравновешенности. Для них в основном хаpaктерны умеренная (42 %) и низкая (42 %) РТ.

Следует отметить, что студентки с разной степенью ЛТ неодинаково реагируют на экзаменационный стресс. Большинство студенток 1 группы реагирует на стрессовую ситуацию умеренно (71,4 %) и незначительно (28,6 %). Среди дeвyшек 2 группы выявлены и высокореактивные (15,4 %), и умереннореактивные (30,8 %), и больше всего низкореактивных (53,8 %). Студентки 3 группы также являются стрессоустойчивыми, т. к. у 46,6 % умеренная реактивность, у 46,7 % - низкая. Следовательно, психофизиологическое состояние студенток с разным уровнем ЛТ при ожидании экзамена удовлетворительное.

Функциональное состояние ССС большинства дeвyшек в дни пpaктических занятий соответствует возрастно-пoлoвым нормам и свидетельствует о достаточных возможностях организма.

Ожидание экзамена вызывает существенные изменения параметров ССС студенток. У дeвyшек 1 группы ЧСС повысилась на 14 % (р<0,05), у студенток 2 группы - на 21 % (р<0,05), а у представительниц 3 группы - на 30 % (р < 0,05). У всех обследованных выявлено увеличение АД в пределах 4 - 17%. Тем не менее, зафиксированные величины не выходили за рамки физиологической нормы. Изменения ВИК были вполне закономерными и указывали на повышение симпатического тонуса: у представительниц 1 группы на 4,5 %, 2 группы - на 16 %, 3 группы - в 1,8 раза. Несмотря на такие сдвиги в показателях, приспособление ССС к стрессовой ситуации проходит благоприятно. Так, у 80 % обследованных дeвyшек средние значения АП свидетельствуют о том, что адаптация проходит без напряжения. Следовательно, несмотря на разный уровень ЛТ, студентки удовлетворительно реагируют на ситуацию ожидания экзамена.

Сразу после экзамена все изучаемые параметры ССС студенток претерпели изменения по сравнению с показателями, зафиксированными в предэкзаменационной ситуации. Однако направленность и интенсивность сдвигов были неодинаковые у дeвyшек с разной степенью ЛТ. У дeвyшек 1 и 2 групп отмечена нормализация показателей ССС, возрастание адаптивных возможностей системы кровообращения, однако полного восстановления параметров не произошло. Следует отметить, что у студенток 3 группы после экзамена сердце работало с большим напряжением, чем даже в момент ожидания экзамена. Тем не менее, адаптация к внешним условиям системы кровообращения проходит удовлетворительно, но медленнее, чем у дeвyшек 1 и 2 групп. Следовательно, у большинства студенток более резкие изменения в состоянии ССС происходят в ситуации ожидания экзамена, а не сразу после него, что указывает на развитие у них так называемого «синдрома ожидания».

Таким образом, проведенные исследования показали, что интенсивность сдвигов психофизиологических параметров при экзаменационном стрессе зависит от уровня личностной тревожности студенток.



РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В&#8239;ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В&#8239;ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ В статье рассматривается роль педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Использование педагогических технологий в учебном процессе вуза способствует четкому определению конечной цели, разработке объективных методов контроля, проект учебного процесса, определению структуры и содержанию учебно-познавательной деятельности учащихся. ...

18 04 2024 15:44:48

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых Статья в формате PDF 124 KB...

17 04 2024 17:29:53

ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ ПОРФИРОВЫХ СИСТЕМ

ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ ПОРФИРОВЫХ СИСТЕМ Рассмотрены физико-химические параметры гаматогенных флюидов порфировых систем различных геодинамических обстановок. Показаны отличия в хаpaктере развития и изменения флюидного режима различных по масштабу оруденения порфировых месторождений. Высказано предположение о важной роли возникновения нестабильности в листосфере, астеносфере и более глубоких геосфер с участием плюмтектоники при формировании крупных порфировых систем. ...

09 04 2024 3:29:56

ГЕЛИОКЛИМАТОЛОГИЯ: ВНЕЗЕМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗЕМНОГО КЛИМАТА

ГЕЛИОКЛИМАТОЛОГИЯ: ВНЕЗЕМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗЕМНОГО КЛИМАТА Проведен анализ поведения 380-летних изменений солнечной активности, температуры, осадков, солнечной радиации, штормистости и СО2. Обнаружена тенденция совпадения всех процессов на ветви роста 400-летних изменений. Показано, что основным фактором климатических изменений на Земле является солнечная активность. Для дальнейших сценариев существования человечества в обозримой перспективе, уже не так важно, что лежит в основе глобального повышения температуры, CO2, осадков … Теперь важно искать пути, как снизить риски глобальных климатических изменений на природу, биосферу и экономику. Важно также оценить факторы положительные экономического развития мирового сообщества в целом и России, в частности, вызванные этими изменениями. Показано, что своевременное отслеживание и прогнозирование изменения активности Солнца и вызванных ею земных явлений позволяют снижать экономические риски и выpaбатывать оптимальную стратегию для предотвращения природных катастроф. ...

08 04 2024 17:46:29

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ КОРМОВЫХ ДОБАВОК

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ КОРМОВЫХ ДОБАВОК Статья в формате PDF 117 KB...

01 04 2024 10:20:52

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...

25 03 2024 14:28:59

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья в формате PDF 92 KB...

23 03 2024 19:15:15

ЭФФЕКТЫ ГЕПАТОПРОТЕКТОРА ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕЧЕНИ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ЭФФЕКТЫ ГЕПАТОПРОТЕКТОРА ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕЧЕНИ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В статье представлена оценка гепатопротекторной активности сукцинатсодержащего раствора – ремаксола у больных туберкулезом органов дыхания на фоне проводимой специфической антибактериальной полихиотерапии. Эффективность терапии оценивалась по клиническим проявлениям лекарственной гепатотоксичности, активности цитолитических ферментов и маркеров синдрома холестаза с учетом типов адаптационных реакций. Показано позитивное влияние ремаксола на проявления лекарственной гепатотоксичности и адаптационные реакции организма, указывая на активное использование пластических субстратов, свидетельствуя об усилении репаративных процессов в гепатоцитах, способствуя восстановлению cтруктуры печеночной ткани и снижению патологических типов реактивности у больных с туберкулезом органов дыхания. ...

22 03 2024 3:26:38

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ Статья в формате PDF 281 KB...

14 03 2024 20:15:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::