ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация содержания образования и обеспечение его конкурентоспособности, поиск «своего» абитуриента и высокий специфический уровень его подготовки диктует необходимость внедрения новых приоритетных направлений на подготовительной (довузовской) ступени профессионального образования. Данная государственная политика открывает новые возможности взаимодействия средних образовательных учреждений (СОУ) с вузами, способствует совершенствованию и развитию непрерывности и преемственности школьного и вузовского образовательного прострaнcтва. Такой подход осуществляется через факультеты довузовского образования, являющиеся структурными подразделениями университетов и представляющими собой модель целенаправленного отбора и подготовки абитуриентов к будущей профессии.
Факультет довузовского образования Ростовского государственного медицинского университета был создан в 2001 году и объединил в своей структуре подготовительные курсы (ПК) университета и медицинского колледжа (так же являющегося структурой Рост ГМУ) по различным формам обучения и медицинский колледж (на функциональной основе). Целями работы факультета являются: диагностика знаний обучающихся, обновление и коррекция имеющихся знаний, оказание слушателям дифференцированной помощи, социализация и адаптация к вузовской системе обучения, психологическое сопровождение, активная и осознанная профессиональная ориентация. Факультет осуществляет подготовку по следующим формам обучения: очно-заочной (вечерней), очной (воскресной) и заочной. Преподавание ведется в соответствии с программой для поступающих в средние и высшие профессиональные учреждения. В начале года проводится диагностика исходного уровня знаний слушателей, затем текущий модульный предметный контроль и определение итогового уровня знаний. Учебный процесс строится из чтения лекций и проведения индивидуальных консультаций. В качестве методического обеспечения учебного процесса используются методические разработки и контрольные измерительные материалы, изданные профильными кафедрами, прикрепленными к факультету. Основным объективным показателем, позволяющим проанализировать и оценить эффективность обучения на ПК, является количество абитуриентов, прошедших обучение на ФДО, и поступивших в вуз. Процент поступления в вуз составляет 78-82%. Учитывая то, что при зачислении на ПК конкурсный отбор не проводится, данные поступления свидетельствуют, по нашему мнению, о высоком качестве преподавания на подготовительных курсах.
Субъективным показателем эффективности обучения являются данные анализа результатов анкетирования ежегодно проводимого на факультете. Данные представлены в таблице.
Таблица 1. Анализ результатов анкетирования ежегодно проводимого на факультете
№ пп |
Критерий оценки |
Уровень оценки |
||
да |
Не в полной мере |
нет |
||
1. |
Оправдались ли надежды на получение знаний, необходимых для успешной сдачи вступительных экзаменов? |
24% |
74% |
2% |
2. |
Уровень проведения занятий на ПК? |
Высокий 20% |
Средний 80% |
Низкий -------- |
3. |
Помогли ли занятия на ПК повысить успеваемость по месту учебы и способствовали ли они успешной сдаче тестов по ЕГЭ? |
42% |
48% |
10% |
4. |
Если бы у Вас была возможность выбирать форму подготовки к вступительным экзаменам, выбрали бы Вы снова занятия на ПК?
|
92% |
|
8% |
5. |
Считаете ли Вы, что учеба на ПК дала Вам возможность адаптироваться к условиям учебы в нашем Вузе? |
68% |
28% |
11% |
Особое внимание на факультете уделяется ранней и осознанной профессиональной ориентации. Основными аспектами работы по данному направлению являются: организационная работа, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
В рамках профессиональной ориентации факультет активно сотрудничает с учреждениями среднего общеобразовательного и среднего профессионального образования, УПК, клубом « Юный медик» Донской академии наук юных исследователей, проводятся « Дни открытых дверей», « Дни знакомства с колледжем» , экскурсии по университету, посещение клиник, учебных кафедр, музеев кафедр нормальной анатомии и судебной медицины. Сотрудники и студенты университета принимают участие в «Ярмарках рабочих мест», проводимых районными и городскими Центрами занятости Ростовской области и ЮФО.
Формированию у молодежи высоких нравственных и мopaльно-этических качеств способствует воспитательная работа, проводимая деканатом факультета совместно с Советом студенческого самоуправления. Большое воспитательное воздействие оказывают на слушателей встречи с интересными людьми: профессорско-преподавательским составом университета, ветеранами войны и труда.
Особенностью работы ФДО является психолого-педагогическое сопровождение, способствующее формированию особенностей естественно-научного мышления, повышению мотивации к обучению, психологической адаптации слушателей подготовительных курсов к вузовской системе обучения. Одним из элементов психолого-педагогического сопровождения является двухэтапное анкетирование каждого набора слушателей, которое позволяет определить ценностные ориентации абитуриентов в связи с выбранной профессией. Анализ анкетирования, проведенного в 2001-2002 и 2002-2003 учебных годах помог составить социально-психологический портрет «идеального врача ХХ1 века» в представлении двухсот слушателей ФДО. Главными качествами врача слушатели считают: «доброе отношение к людям» (60% в 2001-2002г., 53% в 2002-2003 г.), «бескорыстие и искренность» (38% в 2001-2002г., -30% в 2002-2003г.), «сочувствие и сострадание»- (18% в 2001-2002г. , 37% в2002-2003г.). В профессии врача респондентов привлекает гуманная цель- «сохранение здоровья нации»- (50% в 2001-2002г., 60% в 2002-2003г) и лишь 4% ответивших ставят на первое место «материальную выгоду».
Традиционным стало участие обучающихся на ФДО в научной жизни университета. Слушатели выступают на Итоговых научно-пpaктических конференциях студентов и молодых ученых с докладами, высоко оцениваемыми жюри.
Авторам представляется, что такая разноплановая и многокомпонентная система обучения, реализуемая в рамках ФДО, полностью соответствует требованиям политики модернизации образования и является первой ступенью к профессиональному образованию.
Работа представлена на V научную конференцию «Успехи современного естествознания», 27-29 сентября 2004 г., РФ ОК «Дагомыс», г. Сочи
Статья в формате PDF 128 KB...
18 04 2024 21:52:14
Предлагается феноменологическое описание фазовых переходов в полигональных квазикристаллах, учитывающее собственную симметрию линейных фазонных и фононных деформаций. Определено представление группы этой симметрии, рассчитан базис инвариантов, построен типичный термодинамический потенциал и проведена симметрийная классификация решений уравнений состояния. ...
17 04 2024 15:30:53
Статья в формате PDF 130 KB...
16 04 2024 23:38:18
15 04 2024 11:36:33
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 7:24:48
Статья в формате PDF 111 KB...
13 04 2024 15:42:40
Статья в формате PDF 110 KB...
11 04 2024 9:48:11
09 04 2024 3:53:33
Статья в формате PDF 300 KB...
08 04 2024 0:27:22
Статья в формате PDF 116 KB...
07 04 2024 7:28:41
Статья в формате PDF 274 KB...
06 04 2024 23:41:45
Статья в формате PDF 243 KB...
05 04 2024 13:52:37
Статья в формате PDF 165 KB...
04 04 2024 1:44:35
Статья в формате PDF 795 KB...
02 04 2024 15:57:14
Статья в формате PDF 124 KB...
01 04 2024 1:26:20
Статья в формате PDF 115 KB...
31 03 2024 9:27:57
Статья в формате PDF 124 KB...
30 03 2024 7:30:21
Статья в формате PDF 100 KB...
29 03 2024 19:42:39
Статья в формате PDF 1463 KB...
28 03 2024 11:51:59
Статья в формате PDF 253 KB...
27 03 2024 16:31:45
Статья в формате PDF 107 KB...
26 03 2024 20:44:52
Приведены данные по петрологии и потенциальной рудоносности умеренно-щелочных гранитоидов Нагорного Сангилена, которые по сумме признаков отнесены к анорогенному типу. Показано ведущее значение в генерации этих фельзических интрузивных образований флюидного режима, в котором доминирующую роль играли концентрации плавиковой кислоты. ...
25 03 2024 23:17:50
Статья в формате PDF 315 KB...
24 03 2024 23:17:47
Статья в формате PDF 401 KB...
23 03 2024 12:38:36
Представлены результаты исследований влияния открытых разработок месторождений золота на почвенный покров Якокит – Селигдарского междуречья Южной Якутии. Изучены разновозрастные дражные отвалы и почвы естественных лесных биогеоценозов. Главная особенность дражных полигонов – отсутствие или незначительное количество мелкоземного субстрата на отвалах. Мелкоземный субстрат отвалов беден элементами питания. Регенерация почвенного покрова на техногенных ландшафтах затруднена и часто не происходит. ...
22 03 2024 10:12:10
Статья в формате PDF 108 KB...
21 03 2024 21:50:25
Статья в формате PDF 135 KB...
20 03 2024 23:40:35
Статья в формате PDF 137 KB...
19 03 2024 11:22:22
Статья в формате PDF 123 KB...
18 03 2024 20:21:15
Статья в формате PDF 126 KB...
17 03 2024 3:54:40
Статья в формате PDF 133 KB...
16 03 2024 16:37:38
Статья в формате PDF 320 KB...
15 03 2024 23:49:21
Статья в формате PDF 565 KB...
14 03 2024 22:27:51
Статья в формате PDF 107 KB...
13 03 2024 17:27:27
Статья в формате PDF 159 KB...
12 03 2024 6:21:24
Статья в формате PDF 146 KB...
11 03 2024 10:23:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::