МЕТАФОРИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ В УРАЛЬСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТАФОРИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ В УРАЛЬСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

МЕТАФОРИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ В УРАЛЬСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Нагорная В.А. Статья в формате PDF 113 KB

Развитие человека и человеческого общества в целом - это сознание себя, своего существования в масштабах мироздания, включение во все более тонкие и сложные процессы в нем происходящие. Изучение структуры сознания помогает нам полнее и продуктивнее использовать свои возможности. Для любого созидательного процесса необходимо иметь две важнейшие составляющие:

  • проект - образ создаваемого объекта;
  • знание о деталях поэтапной последовательности его создания, построения.

Правополушарное образное мышление доминировало в человеческом обществе на ранних этапах развития - все первобытные процессы познания мира основываются на образном восприятии и возведены в целостную систему в фольклоре каждого народа. Понятийное и образное мышление стали основами двух взаимозаменяющих способов познания, которые различаются качеством информационных единиц. В современном коллективном сознании эти два типа мышления работают в двух различных областях:

  • наука занимается изучением свойств и законов материального мира;
  • искусство, изучает духовный мир человека.

Если в науке процесс связан с постоянным пересмотром системы знаний - переводом в новое качество, то в искусстве более логично говорить об эволюции - усложнение цельности и истончение ее связей с окружающим.

Хаpaктерная особенность искусства состоит в том, что новая художественная информация не требует штампов и не отменяет предыдущую. В образной и понятийной системах знаний различны и типы связей. Линейная логика науки объединяет понятия в логические цепочки.

Образный тип - художественный тип мышления предполагает общение на уровне целостных системы и подсистемы. Макрокосма и микрокосма. Общение по принципу «целое-целое» устраняет критические противоречия и возможность смысловых подмен.

Образ, сам являясь цельной единицей смысла, содержащий все уровни информации соотносит большую и меньшую цельности - систему и подсистему и тем самым вводит в действие универсальные - общие для той и другой стороны законы бытия, т.е. вытесняет хаос из непознанных пока еще областей.

Образ для фольклорного, мифологического мышления был основным инструментом познания и обустройства мира. Незнакомое уподоблялось уже известному, небесное - земному, и наоборот. Если в большом мире все устроено так же как в малом, небо - становиться кровом, земля - матерью, солнце - очагом, звезды - млечной дорогой.

Фундамент художественного, образного типа миропонимания и его основополагающие связи заложены в полной мере в народном творчестве - фольклоре. Для соединения в целое разнородных понятий и описания происходящих качественных переходов в языке существует великолепный инструментарий - набор тропов. Структура тропов - модель переосмысления, разворачивание смысла цельности в большем объеме. Древнейшими моделями переосмысления в языке и мышлении являются сравнения, устойчивые эпитеты и речевые параллелизмы. Позже из них возникли метаморфизмы. Учитывая возможность бесконечного количества комбинаций предметов и явлений в мироздании можно смело сказать, что метафорическое творчество неисчерпаемо.

Сравнение - образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому для выявления в объекте более важных свойств. Топот копыт исходил на раскаты грома, или упала она, как подрезанная литовкой травника.

Более сложная модель цельности - метафора, она переносит уже не им, а значение или свойства одного предмета на другой по принципу сходства или по контрасту. Разновидности метафоры являются:

  • олицетворение - перенесение человеческих черт на окружающие предметы и явления («Едва заря выбросила робкий лепесток шиповника на край земли», «Черные леса встрепенулись, дикую хмарь с себя сбросили»);
  • антитеза - резкое противопоставление образов и понятий («не мир, но меч»);
  • катахреза - слишком привычная («ножка стола», «идет дождь») или слишком непривычная («стрелой, пущенной тугой тетивой лука летело время»).

Метафора может охватывать несколько фраз, речевых периодов или все произведение, тогда она называется развернутой. Многообразны фольклорные кладовые Урала. Но немного найдется мест на земле, где бы они проявлялись в таком большом количестве. Синяя горница Урала ждет сегодня кропотливой и упopной работы краеведов, следопытов и филологов. Если архитектурные памятники можно спасти, подкрашивая и реставрируя, то легенду, раскрывающую подлинность названия можно безвозвратно потерять или получить в искаженном виде, стертую годами жизни.

Сказки, легенды, предания придают нашему старинному краю неповторимую прелесть, самобытное лицо. Интересной работой в области систематизации поэтических образов в восприятии поэтов XX века является словарь южно-уральского писателя В.Б. Феркеля «От абажура до яшмы» Хорошим дополнением к данной работе мог бы стать словарь тропов из южно-уральских сказок и легенд, передающих богатый «самоцветами» горнозаводского фольклора язык. В сказах уральцы узнают о происхождении названий родных мест, о легендах, связанных с реками, озерами, горами нашего края, о мастеровых людях и о нечаянных кладах, которые таят в себе уральские земли.

Творчество не единичное движение - и в этом его сила. То, что им затронуто, тот кто его слышит, видит, ощущает, знает - все получают пищу. Вот почему воспринимая чье-то творчество, слово, идею мы насыщаемся, обретаем вдохновение для собственной творческой деятельности. Даже один творческий акт способен дать пищу целому континенту, пищу на всех уровнях: физическом, духовном, душевном, эмоциональном и материальном. Дикая, инстинктивная природа легенд и мифов изливает бесконечные возможности, действует как родовой канал наполняет энергией, утоляет жажду, насыщает голод - дает тягу к глубокой жизни.



Право и долг в самосознании русского народа

Право и долг в самосознании русского народа Статья в формате PDF 113 KB...

22 04 2024 0:33:29

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО Статья в формате PDF 129 KB...

20 04 2024 18:53:13

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Статья в формате PDF 130 KB...

15 04 2024 17:16:36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской пpaктике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...

14 04 2024 22:59:13

ПОНИМАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ПОНИМАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ Понимание в статье рассматривается как условие реализации потенциала, который заложен в каждом ребенке. При этом одаренность выступает с точки зрения восприимчивости, инициативы, достижений. Реализация потенциала происходит в процессе обучения, где понимание рассматривается как познавательная процеДypa и с точки зрения общения. ...

09 04 2024 0:10:24

Краснощекова Галина Алексеевна

Краснощекова Галина Алексеевна Статья в формате PDF 177 KB...

01 04 2024 15:40:42

Энергосберегающие технологии. Взгляд в будущее

Энергосберегающие технологии. Взгляд в будущее Статья в формате PDF 360 KB...

29 03 2024 22:28:34

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 157 KB...

23 03 2024 21:14:24

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ?

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ? Статья в формате PDF 172 KB...

22 03 2024 23:43:54

ПОСТКАТЭЛЕКТРОТОНИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗБУДИМОСТИ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН

ПОСТКАТЭЛЕКТРОТОНИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗБУДИМОСТИ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН После деполяризации возбудимой мембраны изолированных нервных волокон и целого нерва постоянным током подпороговой силы регистрируется постэлектротоническая деполяризация, представляющая собой медленное восстановление поляризации к исходному уровню. Постэлектротоническая деполяризация у одиночных перехватов Ранвье и изолированного нерва обнаруживается не только в исходном состоянии, но и при полном блокировании натриевых каналов. Амплитуда и длительность постэлектротонической деполяризации целого нерва при подпороговой деполяризации увеличиваются пропорционально длительности приложенной деполяризации: после пропускания катодического тока продолжительностью 1 мс составили 0.093±0.004 мВ и 7.123±0.576 мс, после деполяризации длительностью 5 мс – 0.189±0.005 мВ и 23.212±1.186 мс, а после деполяризации длительностью 10 мс 0.220±0.011 мВ и 68.721±3.389 мс соответственно. При пропускании через нерв серии катэлектротонических потенциалов происходит суммация постэлектротонической деполяризации. На основании того, что постэлектротоническая деполяризация обнаруживается не только в исходном состоянии, но и при полном блокировании натриевых каналов, в качестве наиболее вероятного фактора, обусловливающего генерацию постэлектротонической деполяризации, рассматривается выход ионов калия. ...

21 03 2024 22:39:25

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::