ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ЛИЦЕЙ- КОЛЛЕДЖ- ВУЗ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Необходимость взаимосвязи общего и профессионального образования в условиях непрерывного образования в связи с подготовкой учащихся к более сложным условиям производства является сейчас острой проблемой.
В условиях научно-технического прогресса углубляется интеграция между наукой, производством и образовательными учреждениями. Сейчас современному специалисту нужны теоретические, научно- пpaктические знания не только об отдельных операциях, но и о производственном процессе в целом. Все чаще перед специалистом возникают задачи, требующие системного подхода и комплексного применения, различных теоретических и пpaктических знаний. Таковы в частности экономические и экологические проблемы производства, проблемы внедрения новых технологий. Овладение производством и техникой , совершенствование умений и навыков опирается на интеграцию знаний разных предметов, на широкий технический кругозор, на сочетание различных видов деятельности и все в большей мере требует от будущих специалистов целостных мировоззренческих представлений, опирающихся на общечеловеческие ценности. Развертывание ингративных процессов в сфере производства создает предпосылки для развития нового вида профессионального труда, чьим важнейшим выражением вступает полипрофессионализм для утверждения " интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии"[1]. Возникает новый," социально - политехнический" тип профессий, как менеджер, синтезирующий в себе лучшие черты различных профессий , высокий образовательный и культурный уровень специалиста нового типа.
В этих условиях важно обеспечить качественно иной, интегративный уровень взаимопроникновения и взаимообогащения общего, профессионального, средне- специального и высшего образования как целостного процесса профессионального непрерывного образования , преодолеть излишнюю дробность учебно-воспитательного процесса , развернуть согласованное взаимодействие всего педагогического коллектива по перестройке всего содержания учебно - воспитательного процесса в целях его интеграции. Для того, чтобы такие сложные преобразования проводились в образовательном учреждении с должным педагогическим эффектом нужна планомерная исследовательская работа , ориентированная на методологическое , дидактическое и методическое обоснование интегративных процессов.
Как и было всегда в истории педагогики , так и сейчас творчески работающие педагоги не только аккумулируют достижения педагогической пpaктики, но и создают на этой основе новый опыт, являющийся плодом их творческих исканий. В случайном и неосознанном они могут обнаружить и вскрыть закономерное и на его основе предложить эффективный подход к учебно-воспитательной работе , создать свою систему педагогических действий.
Так, в философском энциклопедическом словаре интеграция определяется как" сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов"[2]. Итак, наблюдаемые изменения в содержании учебных предметов или в содержании процесса обучения можно отнести к интегративным процессам , если им присущи следующие признаки:
1. Интеграция состоит как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов.
2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.
3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу.
4. Интегративный процесс имеет собственную структуру.
5. Педагогическая целенаправленность и относительная самостоятельность интегративного процесса.
Интегративный процесс является направленным. Развертывание взаимодействия разнородных элементов процесса обучения на логико-содержательной единой основе приводит к возникновению определенной целостности , выполняющей в учебно - воспитательном процессе относительно- самостоятельные функции . Вместе с тем реализация интегративного процесса дает начало новым взаимодействиям , возможно новым системам с новыми качествами. Изменение педагогических функций интегративного процесса связано главным образом с изменением его логико-содержательной основы . В свою очередь на выбор и обоснование той или иной логико-содержательной основы интеграции влияют педагогические цели( в нашем случае - это цели профессионального становления личности при непрерывном образовании лицей- колледж-вуз). В зависимости от поставленных в педагогическом процессе целей и задач интеграция может представлять собой системное единство определенного круга знаний, способов действия и взаимосвязанных с ними познавательных подходов, учебно-познавательных проблем, средств и методов обучения. Так, например, А.А.Горелов отмечает, что для целостного экологического знания " необходимо не только интеграция...Важно еще, чтобы ее основой были цели, потребности человека в его взаимодействии с природой"[3].
В. А. Ганзен, А. М. Миклин, В. А. Подольский дают хаpaктеристики 3 уровням интеграции:
1.нецелое ( несвязное);
2.целое ( связное);
3.оптимально связное, единое целое.
Масштаб интегративного процесса: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.
Формы интегративного процесса: предметно- образная, понятийная, мировоззренческая, деятельностная, концептуальная.
Структурные хаpaктеристики интегративного процесса: узел. последовательность, затраты времени.
Процедурные хаpaктеристики интегративного процесса: способ интеграции, приемы интегративного процесса, средства интегративного процесса, организационные формы интегративного процесса.
Организационные хаpaктеристики определяют общие условия профессиональной подготовки и осуществления интегративного процесса: подготовка программ интегративного процесса, координация и кооперация педагогов при организации интегративного процесса; обеспечение необходимых учебно-материальных условий интегративного процесса.
Реализация в учебно-воспитательной работе запланированного процесса интеграции предполагает:
- постановку задач перед участниками педагогического процесса;
- мотивацию постановки задач путем разъяснения блочно- модульной технологии профессионального становления личности будущих специалистов в непрерывном образовании лицей- колледж- вуз;
- рациональное распределение задач и функций между всеми участниками педагогического процесса;
- четкое инструктирование всех участников педагогического процесса о средствах и методах выполнения поставленных задач;
- оперативное регулирование и корректирование деятельности всех его участников.
Давая обобщенное определение интеграции современной науки. Н.Р.Ставская выделяет общую " социально- классовую, гносеологическую и логико-методологическую основу процесса взаимопроникновения структурных элементов различных отраслей знания"[4].
Основа интеграции может определяться общими идеями, средствами, приемами исследования окружающей действительности, сближением различных культур, общностью структур различных видов деятельности, общностью признаков и свойств различных объектов и т.д.
В педагогике оправдано, на наш взгляд, говорить о логико-содержательной основе интегративного процесса, то есть о такой основе, которая существенным образом определяет его логику и содержание. "В определенном смысле логико-содержательная основа- это программа, ориентирующая в главных чертах на то, что должно воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе и в каком соответствии с теми реальными процессами, которые объективно детерминируют создание той или иной дидактической целостности"[5].
В основе поведения учащихся лежит объединяющий мотив тенденция актуализации, стремление развить все свои способности как личности. Тенденция актуализации ведет личность в направлении автономии и самодостаточности. При этом процесс профессионального роста объективно задан, он управляет личностью, ведет ее к профессиональной самореализации. Цель самоактуализации - процесс развития полноценно функционирующей личности , который должен быть управляемым , осознаваемым, рефлектируемым." Он включает постановку целей. Определение опыта как внутренней системы координат, интеграцию психологического и соматического. Управлять этим процессом можно лишь на основе концепции самости, которая является главным элементом индивидуального опыта"[6].
Стремление к гармонизации человек- личность- индивид в образовательном процессе в конкретных действиях каждого преподавателя позволяет разрешит наиболее актуальные проблемы общества не только в теоретическом аспекте, но и в пpaктическом применительно к пpaктике взращивания профессионала. " Гуманизм и экологическая культура должны стать составляющими каждого конкретного образовательного процесса "[7]. Профессиональная социализация личности будущих специалистов потребкооперации в условиях непрерывного образования лицей- колледж- вуз происходит по блочно- модульной технологии, состоящей из интеграции технологий, использования ресурсов внеаудиторной работы, паспорта интегративного процесса и модели профессионально- адаптированного сопровождения личности. Так, в учебно-воспитательном процессе развивается процесс интеграции и в результате выпускники Краснодарского кооперативного института востребованы в регионе и в организациях потребительской кооперации Краснодарского края.
Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право», 6-9 декабря 2004г., Рим (Италия)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Е.А.Шаповалова.НТР и становление новой системы профессионализации материального производства//Развитие человеческой деятельности в условиях научно- технической революции.-Л.: ЛГУ,1984,С.112.
- Философский энциклопедический словарь Сов. Энциклопедия,1983,С.210.
- А.А.Горелов.Экология- наука- моделирование( философский очерк)/Отв. Ред. А.Т.Шаталов.- М.Наука,1985,С.203.
- Р.Н.Ставская Философские вопросы развития современной науки.-М.Высш.шк.,1974,С.53.
- Ю.С.Тюнников.Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ.М.,1988,С.10.
- Ю.И.Салов,Ю.С.Тюнников.Психолого- педагогическая антропология.М.Владос,2003.,С.143.
- М.Т.Громкова.Психология и педагогика профессиональной деятельности.М.ЮНИТИ.2003.С.306.
Статья в формате PDF 154 KB...
18 04 2024 4:46:50
Статья в формате PDF 207 KB...
17 04 2024 8:28:11
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая хаpaктеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...
16 04 2024 22:46:51
Статья в формате PDF 300 KB...
15 04 2024 15:19:37
Статья в формате PDF 178 KB...
14 04 2024 17:19:55
Статья в формате PDF 232 KB...
13 04 2024 13:16:34
Статья в формате PDF 124 KB...
11 04 2024 11:12:13
В статье отражен анализ работы котельного агрегата ТП-13/В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...
10 04 2024 20:13:57
Статья в формате PDF 122 KB...
09 04 2024 10:41:45
Статья в формате PDF 285 KB...
08 04 2024 18:54:53
Статья в формате PDF 136 KB...
07 04 2024 18:30:20
Статья в формате PDF 110 KB...
06 04 2024 2:53:39
Статья в формате PDF 120 KB...
05 04 2024 1:22:22
Статья в формате PDF 113 KB...
03 04 2024 1:43:22
Показана возможность использования электрохимически активированной воды (в виде анолита и католита) для повышения урожайности зерновых и овощных (картофеля) культур и улучшения фитосанитарной ситуации с помощью модуля активации оросительной воды. Наиболее энтомоцидным действием в отношении пшеничного трипса обладал анолит с окислительно-восстановительным потенциалом +600 и +900 мВ. Католит с ОВП – 700 мВ способствовал увеличению всхожести до 96%. Хороший результат в борьбе против колорадского жука давала предпосевная обработка клубней картофеля вначале анолитом, а потом католитом. Заселенность кустов колорадским жуком и проволочником снизилась на 37–83%. Наиболее эффективно в плане оптимизации фитосанитарного состояния посевов сочетание предпосевной обработки семян с последующим опрыскиванием стeблестоя католитом или анолитом. ...
01 04 2024 21:54:13
Статья в формате PDF 312 KB...
31 03 2024 0:10:58
Статья в формате PDF 450 KB...
30 03 2024 23:23:44
Статья в формате PDF 114 KB...
29 03 2024 1:47:37
Статья в формате PDF 254 KB...
28 03 2024 17:31:45
Статья в формате PDF 138 KB...
27 03 2024 4:28:40
Статья в формате PDF 327 KB...
26 03 2024 12:31:27
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2024 22:41:54
Статья в формате PDF 119 KB...
24 03 2024 20:21:11
Статья в формате PDF 110 KB...
23 03 2024 16:49:42
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 9:35:24
Статья в формате PDF 129 KB...
21 03 2024 4:24:47
Статья в формате PDF 137 KB...
20 03 2024 4:22:39
Статья в формате PDF 136 KB...
19 03 2024 18:23:36
Статья в формате PDF 114 KB...
18 03 2024 0:42:10
Статья в формате PDF 309 KB...
17 03 2024 21:38:52
Статья в формате PDF 119 KB...
16 03 2024 16:28:26
Статья в формате PDF 116 KB...
15 03 2024 13:24:23
14 03 2024 8:16:21
Статья в формате PDF 306 KB...
13 03 2024 17:11:28
Статья в формате PDF 278 KB...
12 03 2024 14:46:25
Статья в формате PDF 122 KB...
11 03 2024 23:11:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::