ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ГОСУДАРСТВА – УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА
В этом контексте сохранение и развитие высокого научного потенциала и научной инфраструктуры приобретают принципиальное значение для обеспечения интеллектуальной безопасности страны, ее научно-технического суверенитета.
В 1999 году, т.е. десять лет назад, из общего объема мирового рынка наукоемкой продукции 39% составляла продукция США, 30% Японии, 16% Германии, 0,3% России. По данным за 2007 год доля России в производстве высокотехнологичной продукции составляет 0,2 - 0,3%, США - 36%, Китай - 17%, Япония - 16%, страны ЕЭС - 18%.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что развитие наукоемких производств в качестве стратегического ресурса не получало действенной государственной поддержки. Создание эффективного механизма инновационной деятельности не стало основой государственной инновационной политики.
Большая часть (75-80%) прироста валового внутреннего продукта (ВВП) приходится на долю знаний, реализованных в технологиях, оборудовании и организации производства.
Основу данного фактора составляет научный потенциал - главный элемент производительных сил общества.
Активное развитие инновационной деятельности в значительной мере зависит от результатов взаимодействия трех компонентов: науки, производства и государства. Поскольку вузовская наука является основой образования, ее отделение от образования в высших учебных заведениях невозможно и недопустимо. В этом смысле правомерно и закономерно установление и развитие активных (и продуктивных) связей между высшей школой и государством.
В связи с этим, замечу, что, во-первых, феномен современного развития общества состоит в том, что в общей структуре капитала доля «человеческого капитала» возрастает по отношение к экономическому; во-вторых, кадровый потенциал в сфере управления государством на всех уровнях детерминирует условия сохранения целостности, безопасности и конкурентоспособности страны; в-третьих, будущее принадлежит тем странам, которые, как утверждает ЮНЕСКО, смогут приобретать и использовать самое сильное оружие будущего - человеческие знания.
Именно поэтому инновационная политика должна содержать два разнополярных вектора взаимодействия: наука высшей школы - государству и государство - высшей школе. Эффективность их взаимодействия зависит от реализации двух фундаментальных принципов инновационной политики, проводимой государством. Первый принцип предполагает активную государственную поддержку вузовской науки с целью развития перспективных исследований в сфере производства наукоемкой продукции. Второй - оказание государственной поддержки разработанным научным проектам и технологиям с целью их внедрения в пpaктику производства.
Образование устойчивых функциональных и экономических связей, а также управленческих отношений в процессе взаимодействия высшей школы и государства, является и основой, и условием эффективного функционирования инновационного механизма.
Недостаточное функционирование вузовского сектора науки (реальные расходы на финансирование научных исследований с учетом инфляции сократились в 15 раз), неинформированность вузовских ученых о приоритетных задачах и направлениях государственной инновационной политики свидетельствуют о функциональной и управленческой разобщенности вузовского научного сообщества и государства как института власти.
Одной из важнейших задач государственной власти является формирование социальноэкономических предпосылок увеличения спроса на результативность инвестиционной научной деятельности вузов. Для этого необходимо создать гибкую и мобильную структуру государственной, прежде всего финансовой, поддержки инновационной сферы вузовской науки, так как именно здесь формируется потенциал молодых исследователей. Однако по величине затрат в расчете на одного исследователя Россия отстает от США почти в 25 раз. От государства требуется выполнение, по меньшей мере, трех условий в рамках проводимой инновационной политики:
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- предоставление налоговых и других преференций ученым и специалистам, занятым в сфере исследований, разработок и производства наукоемкой продукции;
- протекционизм малого бизнеса в инновационной сфере вузовской науки.
Основными компонентами инновационной инфраструктуры являются традиционные, в известном смысле, технопарки и инновационнотехнологические центры, а также службы инжиниринга, стандартизации и сертификации.
Ключевую роль в обеспечении и сопровождении процессов инновационной деятельности играют институты инвестирования, финансирования и страхования. Без участия государства в их создании и развитии, без государственных гарантий не может быть достигнута главная цель взаимодействия высшей школы и государства - эффективное воспроизводство научного потенциала российской высшей школы.
Наиболее перспективной сферой для инвестирования финансового, технологического и интеллектуального капитала, в условиях эффективного взаимодействия высшей школы и государства является, наряду с академическим, вузовское научное сообщество.
Особенно важно сохранять, поддерживать и развивать связи вузовской науки и института государственной власти на предстоящих этапах развития нашей страны:
- постиндустриальное развитие - 2000-2010 гг;
- развитие высоких технологий - 2000 - 2025 гг;
- развитие интеллектуальных технологий - 2000-2050 гг.
На нынешнем (первом) этапе постиндустриального развития бюджетное финансирование научных исследований и экспериментальных разработок будет увеличено к 2010 году до 4% расходной части федерального бюджета, что составит более 170 млрд. рублей.
Высшая школа выступает, с одной стороны, эффективным потребителем инвестиций, с другой - адаптирует тематику научных исследований к целям и задачам государственных инвестиционных проектов и программ, реализуемым в целях создания наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Поэтому основой инновационной деятельности, обеспечивающей достаточно высокий уровень фундаментальных и прикладных научных исследований, должна быть высшая школы, обладающая развитой организационной, технологической и информационной базой, а также системой подготовки кадров высшей квалификации. Кроме того, высшее образование как система обладает многими признаками инновационного управления, что создает дополнительные возможности для развития научного потенциала.
Взаимодействие высшей школы и государства должно обеспечить со стороны государственной власти:
- принятие законодательных актов по сохранению и подготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров в вузовском секторе науки, создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей заинтересованность инвесторов, разработчиков и производителей наукоемкой продукции;
- участие представителей вузовской науки в экспертной и прогнозно-аналитической оценке решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях управления;
- со стороны высшей школы: правильный выбор приоритетов и усиление целевой ориентации научных исследований на приоритетных направлениях развития страны;
- активизацию инновационной деятельности и формирование комплекса реализационных мер на основе развития технопарковой системы, бизнесинкубаторов и малых наукоемких производств на базе научных центров.
Таким образом, результаты взаимодействия высшей школы и государства, в первую очередь, усиление всех форм государственной поддержки научной и образовательной деятельности, совершенствование нормативно-правовой базы научной сферы, создание системы прогнозирования развития приоритетных научных направлений, механизма консолидации государственных ресурсов для реализации целевых инновационных проектов и программ и т.п. обязательные условия воспроизводства научного потенциала.
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 22:35:31
Статья в формате PDF 131 KB...
27 03 2024 5:31:14
Статья в формате PDF 119 KB...
26 03 2024 13:34:43
Статья в формате PDF 286 KB...
25 03 2024 2:33:32
Статья в формате PDF 135 KB...
24 03 2024 0:42:37
Статья в формате PDF 283 KB...
23 03 2024 13:39:41
Статья в формате PDF 135 KB...
22 03 2024 12:19:25
Статья в формате PDF 314 KB...
20 03 2024 20:26:32
Статья в формате PDF 245 KB...
19 03 2024 20:35:36
Статья в формате PDF 108 KB...
18 03 2024 13:52:28
Статья в формате PDF 275 KB...
17 03 2024 8:12:54
Статья в формате PDF 100 KB...
16 03 2024 20:29:45
Статья в формате PDF 112 KB...
15 03 2024 15:41:48
Информационное поле живой матери создается природой, природа адаптирует это поле, обучает окружающему мирозданию и формирует, передает, самоорганизующейся живой материи. ...
14 03 2024 12:37:47
Статья в формате PDF 250 KB...
13 03 2024 7:10:42
Статья в формате PDF 319 KB...
12 03 2024 9:34:45
Статья в формате PDF 308 KB...
11 03 2024 13:50:57
Статья в формате PDF 121 KB...
10 03 2024 15:54:41
Статья в формате PDF 124 KB...
09 03 2024 11:41:11
Статья в формате PDF 126 KB...
08 03 2024 4:23:32
Статья в формате PDF 266 KB...
07 03 2024 22:59:17
Статья в формате PDF 207 KB...
06 03 2024 2:29:14
Статья в формате PDF 127 KB...
03 03 2024 14:16:29
Статья в формате PDF 298 KB...
02 03 2024 9:27:47
Статья в формате PDF 110 KB...
29 02 2024 6:11:50
Статья в формате PDF 115 KB...
28 02 2024 9:14:44
Статья в формате PDF 106 KB...
27 02 2024 21:40:32
Статья в формате PDF 116 KB...
26 02 2024 15:22:48
Статья в формате PDF 281 KB...
24 02 2024 21:37:30
Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты происходит по инерции. Только в случае работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...
22 02 2024 22:38:37
Статья в формате PDF 112 KB...
21 02 2024 18:47:53
Статья в формате PDF 119 KB...
20 02 2024 18:25:22
Статья в формате PDF 102 KB...
19 02 2024 0:45:12
Статья в формате PDF 214 KB...
18 02 2024 13:40:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::