ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разpaбатывается схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. При таком подходе образовательная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человеком, образовательная среда несет те духовнонравственные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид.
Подлинными источниками и движущей силой развития субъектности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение индивида к культуре, через преобразование своих поступков и деяний, мира, других людей и себя, идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественноисторический опыт, и индивидуальностью, преобразующий мир, может быть передано формулой: Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают [1; 2].
При субъектном системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в прострaнcтво межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут тpaктоваться как носители личности ее участников; «идеальная представительность» индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Формирующиеся в ходе развития способности и регуляторные психологические функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся субъектные качества.
Личность, как отмечал В.Э.Ильенков, возникает только тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект осуществлять деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - тем социокультурным прострaнcтвом, в лоно которого он проникается к человеческой жизни, к человеческой деятельности [2]. «Именно всестороннее, гармоничное (а не уpoдливо однобокое) развитие каждого человека отмечает далее автор, и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, своё место в ней, своё дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [2. С.358]. При этом особо заметим, что психика человека, его личностные или субъектные качества и особенности закреплены в продуктах материальной и духовной культуры общества (социокультурного прострaнcтва), которые при определенных условиях усвоения становятся собственной психической деятельностью субъекта.
В одном из экспериментальных исследований Л.М.Попова [5], изучавшего механизмы саморазвития личности в аспекте интеллектуальнодеятельностного развития студентов в процессе профессионального становления, было установлено, что таким механизмом является последовательное прохождение четырех «зон ближайшего личностного и профессионального развития», с «взаимопереходами» внешнеи внутреннеплановых действий.
А.Н.Леонтьев, занимаясь изучением особенностей психического развития школьников, подростков и юношей, отмечал, что в младшем школьном возрасте ведущим мотивом является мотивация учебной деятельности, от динамики которой зависит усвоение детьми новых знаний и умений [4]. Хаpaктер меняющихся отношений подростков и старшеклассников (15-17 лет) к обучению отечественный психолог связывал со степенью развития их познавательных интересов, с изменением их направленности, глубины, общего уровня. Говоря об организации воспитательной работы со студентами, он сформулировал ряд положений, касавшихся механизмов развития субъектности личности. В частности, исследователь отмечал, что: человек личностью не рождается; качественные изменения личности наблюдаются как у подростков, так и за пределами школьного возраста - в период психической зрелости человека; переломные моменты в психическом развитии личности человека связаны, прежде всего, с существенными перестройками его мотивационносмысловой сферы, в которой накапливаются внутренние противоречия. Именно эти положения конкретизируют общее понимание процессов развития субъектности.
А.Н.Леонтьев отмечал, что удовлетворение предметно-вещественных потребностей и мотивов человека ведет к тому, что они низводятся лишь до уровня условий его жизни. «Поэтому личность, - писал А.Н.Леонтьев, - не может развиваться в рамках потрeбления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [3. С.226].
Таким образом, исходя из теоретического анализа научной литературы, можно считать, что источником развития субъектности личности студентов является деятельностное образовательное прострaнcтво вуза. Механизмами и условиями развития - внутренние противоречия; смещение потребностей личности на созидание; процесс интериоризации; психологические орудиямедиаторы, в качестве которых выступают взрослый человек, знак, символ, смысл, слово и др.;внутреннее единство человека и образовательного прострaнcтва; совместная деятельность и общение; включенность индивида в прострaнcтво межиндивидуальных связей, в котором взаимоотношения в группах людей тpaктуются как носители личности ее участников; социально обусловленная направленность быть личностью; последовательное прохождение зон ближайшего личностного развития с взаимопереходами внешнеи внутреннеплановых действий; развивающая деятельность, адекватно организованная понятию субъектности; самотворение человека своей личности; деятельностные и личностные (эмоциональные, интеллектуальные, волевые) способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. - С.462
- Ильенков, Э.В. Что такое личность? / Э.В.Ильенков // С чего начинается личность. Под общей ред. Р.И.Косолапова. - 2-е изд. - М: Политздат, 1983. - С. 319-358.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - С.304
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.583
- Попов, Л.М. Психологический механизм и зоны развития субъекта / Л.М.Попов // Субъектный подход в инновационной подготовке педагога-психолога. Под ред. Ф.Г.Мухаметзяновой. - Казань: ЮЛАКС, 2006. - С. 21-33.
Статья в формате PDF 260 KB...
24 04 2024 4:18:40
Рассматриваются проблемы поступления минеральных веществ в организм человека, суточное потрeбление и хаpaктерные симптомы дефицита химических элементов. Подчеркивается особая роль йода и селена в питании человека. Отмечается, что ряд дикорастущих растений может быть использован в качестве источников микро- и макроэлементов. ...
23 04 2024 15:56:22
Рассмотрен вопрос получения модифицированного высокотемпературным воздействием в присутствии гидропероксида пинана олигомерного продукта из отходов производства СК. Исследован процесс получения водноолигомерноантиоксидантной дисперсии на его основе. Проведена оценка влияния добавки данной дисперсии на процесс выделения каучука из латекса. ...
22 04 2024 5:24:51
Статья в формате PDF 391 KB...
21 04 2024 8:46:16
Статья в формате PDF 109 KB...
20 04 2024 18:44:35
В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности. ...
19 04 2024 15:52:13
Статья в формате PDF 217 KB...
18 04 2024 22:49:53
17 04 2024 4:52:28
Статья в формате PDF 273 KB...
16 04 2024 1:52:53
В опытах на беспородных белых крысах с экспериментальной ишемией миокарда в динамике наблюдений отмечено снижение уровня АТФ и креатинфосфата в гомогенатах миокарда на фоне подавления активности сукцинатдегидрогеназы, лактатдегидрогеназы, аспартатаминотрaнcферазы. Достигнуты положительные метаболические эффекты при введении ишемизированным животным неотона – донатора макроэргических связей и оказывающего активирующий эффект на ферменты гликолиза и цикла трикарбоновых кислот в динамике патологии. ...
15 04 2024 12:15:48
Статья в формате PDF 149 KB...
14 04 2024 5:35:10
Статья в формате PDF 249 KB...
13 04 2024 22:42:59
Статья в формате PDF 101 KB...
12 04 2024 21:54:53
11 04 2024 0:11:12
Статья в формате PDF 288 KB...
10 04 2024 15:33:19
Статья в формате PDF 626 KB...
09 04 2024 16:23:29
08 04 2024 19:57:56
Статья в формате PDF 120 KB...
07 04 2024 6:22:27
Статья в формате PDF 112 KB...
06 04 2024 20:32:14
Статья в формате PDF 131 KB...
05 04 2024 20:44:57
Статья в формате PDF 101 KB...
04 04 2024 13:28:51
Статья в формате PDF 123 KB...
01 04 2024 3:52:28
Статья в формате PDF 256 KB...
31 03 2024 22:57:11
Статья в формате PDF 103 KB...
30 03 2024 21:42:25
Статья в формате PDF 133 KB...
29 03 2024 18:39:18
Статья в формате PDF 152 KB...
28 03 2024 4:13:18
Статья в формате PDF 284 KB...
26 03 2024 17:57:56
Статья в формате PDF 590 KB...
25 03 2024 11:52:13
Статья в формате PDF 133 KB...
24 03 2024 23:16:23
22 03 2024 7:56:14
Статья в формате PDF 505 KB...
20 03 2024 19:35:44
Статья в формате PDF 121 KB...
19 03 2024 1:35:53
Статья в формате PDF 115 KB...
18 03 2024 5:18:11
Статья в формате PDF 200 KB...
17 03 2024 3:45:24
Статья в формате PDF 301 KB...
16 03 2024 6:18:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::