ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КРУПНЫХ РЕК
По одному «срезу» времени [4, с. 127, табл. 6.1] дается приближенная оценка пределов водных ресурсов крупных рек, причем ресурсы понимаются как научно оправданная доля изъятия пресной воды от среднегодового стока.
Ранжирование параметров. Шаг группировки по рангам зависит от точности измерений гидрологических параметров рек. Шаг ранжирования по данным из первоисточника равен 5 км для длины, 5 км2 для площади и 0,1 км3 для средне
годового стока речной воды. В этом случае одинаковый ранг получают одинаковые значения показателей (табл.1). Авторы учебника [4] строки таблицы расставили по убыванию значений площади водосбора.
Отношение каждого параметра к самому себе дает rL, rS и rQ. Вектор типа «лучше→хуже» у трех гидрологических параметров совпадает: с уменьшением значений параметров L, S и Q происходит ухудшение гидрологических свойств реки из-за изъятия водных ресурсов. Тогда ранги трех параметров суммируются в сумму рангов Σr, по которой расставляются рейтинговые места для каждой крупной реки.
Эту методику можно применить к любым рекам, в том числе и к притокам. При этом количество учитываемых параметров не ограничивается.
Ранговые модели. В монарных отношениях каждый параметр системы крупных рек Земли принимается за независимую переменную. Тогда, в зависимости от своего ранга, получаются следующие закономерности:
длины крупных рек мира (рис. 1)
площади водосборного бассейна крупных рек Земли (рис. 2)
Таблица 1. Параметры крупнейших рек Земли
Крупная река мира |
Длина крупной реки |
Площадь бассейна реки |
Среднегодовой сток воды |
Сумма рангов Σr |
|||
L, км |
ранг rL |
S, т. км2 |
ранг rS |
Q, км3/ год |
ранг rQ |
||
Амaзoнка |
6280 |
1 |
6915 |
0 |
6930 |
0 |
1(01) |
Конго (Заир) |
4370 |
6 |
3820 |
1 |
1414 |
1 |
8(02) |
Миссисипи |
5985 |
2 |
3220 |
2 |
580 |
7 |
11(03) |
Ла-Плата |
4700 |
4 |
3100 |
3 |
725 |
5 |
12(04) |
Обь |
3650 |
9 |
2990 |
4 |
395 |
10 |
23(08) |
Нил |
6670 |
0 |
2870 |
5 |
73.1 |
17 |
22(07) |
Енисей |
3490 |
10 |
2580 |
6 |
610 |
6 |
22(07) |
Лена |
4400 |
5 |
2490 |
7 |
532 |
8 |
20(06) |
Нигер |
4160 |
8 |
2090 |
8 |
270 |
13 |
29(10) |
Амур |
2820 |
14 |
1855 |
9 |
355 |
11 |
34(11) |
Янцзы |
5520 |
3 |
1800 |
10 |
995 |
3 |
16(05) |
Макензи |
4240 |
7 |
1800 |
10 |
350 |
12 |
29(10) |
Ганг |
3000 |
13 |
1730 |
11 |
1230 |
2 |
26(09) |
Волга |
3350 |
11 |
1360 |
12 |
239 |
14 |
37(14) |
Замбези |
2660 |
16 |
1330 |
13 |
106 |
15 |
44(15) |
Св. Лаврентия |
3060 |
12 |
1290 |
14 |
439 |
9 |
35(12) |
Нельсон |
2600 |
17 |
1070 |
15 |
86 |
16 |
48(16) |
Оранжевая |
1860 |
18 |
1020 |
16 |
15.3 |
18 |
52(17) |
Ориноко |
2740 |
15 |
1000 |
17 |
914 |
4 |
36(13) |
Примечание: в скобках указаны места по рейтингу
Рис. 1. Ранговое распределение длины крупных рек Земли
Рис. 2. Ранговое распределение площади водосбора крупных рек
Конструкции уравнений (1) и (2) одинаковы, причем ранговое распределение значений длины становится упрощенным случаем от формулы (2).
Коэффициент корреляцииравен 0,9997 (показан вверху рис. 1), а максимальная относительная погрешность достигает 5,09 %. При этом кризисная вторая составляющая формулы (1) показывает резкое усиление антропогенного влияния с повышением ранга реки, начиная от реки Оранжевая из табл. 1.
По формуле (2) площади бассейнов рек кризисное влияние происходит плавне из-за установления вдоль водотоков водоохранных зон и водозащитных полос.
Модель рангового распределения среднегодового стока речной воды по сравнению с формулой (2) дополняется волновыми составляющими (рис. 3):
Рис. 3. Ранговое распределение среднегодового стока крупных рек
Первое волновое кризисное возмущение в виде третьей составляющей формулы (3) имеет переменную амплитудночастотную хаpaктеристику (АЧХ): A половина амплитуды колебательного возмущения стока у множества крупных рек Земли как некой условной популяции, км3/год; p -половина периода колебательного возмущения среднегодового стока у множества крупных рек в зависимости от природных и антропогенных катастроф.
Параметр Q стока речной воды столь информативен, что оказалось возможным получить еще пять волн возмущения среди 19 крупных рек Земли.
Вторая волна возмущения является вейвлет-сигналом [3] и группирует ранги 9-17 по формуле (рис. 4)
Рис. 4. Ранговое распределение среднегодового стока крупных рек по четвертой составляющей модели
По формуле (4) и рис. 4 река Амур имеет нейтральную позицию среди рангов 9-17, реки Макензи, Нигер, Волга и Нил получили положительную оценку, а реки Св. Лаврентия, Обь, Замбези и Нельсон отрицательную.
В начале ранжированного ряда крупных рек образовалась группка (рис. 5) по формуле сигнала какой-то общности между ними
Здесь частота колебания постоянная, но амплитуда возмущения значений у среднегодового стока воды значима для многих средних и малых рек планеты, поэтому формула (5) достоверна и для рек Конго, Ганг и Янцзы.
Рис. 5. Ранговое распределение среднегодового стока крупных рек по пятой составляющей модели
Следующая волна возмущения значений стока относится к рангам 7-17, объединяя их в одну группу (рис. 6) по статистической закономерности вида
Рис. 6. Ранговое распределение среднегодового стока крупных рек по шестой составляющей модели
Остатки после формулы (6) оказались достаточно высокими, поэтому получилась следующий четкий сигнал (рис. 7) по формуле вейвлет-функции
Рис. 7. Ранговое распределение среднегодового стока крупных рек по седьмой составляющей модели
В конце ранжированного ряда крупных рек Земли видно правильное расположение точек. Поэтому восьмая составляющая (рис. 8) получает вид
Остатки после модели (8) , показанные на рис. 9, сравнимы со среднегодовыми стоками малых рек. При этом общая статистическая модель получает вид суммы уравнений
Модель (9) имеет высокую адекватность и только водной точке получает максимальную относительную погрешность 0,17 % для реки Оранжевая.
Максимальная абсолютная погрешность -0.4394 км3/год наблюдается для реки Амур (ранг 11 по стоку), что в 15,3 / 0,4394 = 34,82 раза меньше по сравнению с рекой Оранжевая.
Из полученной статистической модели (9) рангового распределения среднегодового стока речной воды видно, что для дальнейшего анализа и установления пределов потрeбления пресноводных ресурсов необходимо составить список по всем крупным, средним и малым главным рекам Земли, то есть по рекам, впадающим в крупные озера, моря и океаны.
Рис. 8. Ранговое распределение среднегодового стока крупных рек по восьмой составляющей модели
Рис. 9. Остатки после вычислений по модели (9) от факта по табл. 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мазуркин, П.М. Закономерности устойчивого развития: Научное изд. / П.М. Мазуркин. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. 302с.
- Мазуркин, П.М. Геоэкология: Закономерности современного естествознания: Научное изд. / П.М. Мазуркин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 336 с.
- Мазуркин, П.М. Статистическая гидрология: Учебное пос. / П.М. Мазуркин, В.И. Зверев, А.И. Толстухин. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. - 274 с.
- Михайлов, В.Н. Общая гидрология: Учебник / В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский. - М.: Высшая школа, 1991. - 368 с.
Статья опубликована при поддержке гранта 3.2.3/4603 МОН РФ
Статья в формате PDF 115 KB...
23 04 2024 13:32:17
Статья в формате PDF 112 KB...
22 04 2024 0:35:32
Статья в формате PDF 125 KB...
21 04 2024 23:30:18
Статья в формате PDF 117 KB...
19 04 2024 23:21:28
Статья в формате PDF 258 KB...
17 04 2024 18:19:15
Статья в формате PDF 128 KB...
15 04 2024 19:50:46
Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана. ...
14 04 2024 14:48:20
Статья в формате PDF 132 KB...
13 04 2024 19:58:43
Статья в формате PDF 107 KB...
12 04 2024 17:19:42
Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки. ...
11 04 2024 20:50:48
Статья в формате PDF 135 KB...
10 04 2024 3:51:32
Статья в формате PDF 100 KB...
08 04 2024 14:17:23
Статья в формате PDF 138 KB...
07 04 2024 11:23:32
Статья в формате PDF 305 KB...
06 04 2024 5:10:31
Статья в формате PDF 112 KB...
05 04 2024 0:35:20
04 04 2024 19:58:41
Статья в формате PDF 221 KB...
03 04 2024 11:35:22
Статья в формате PDF 243 KB...
01 04 2024 8:46:47
Статья в формате PDF 284 KB...
31 03 2024 10:39:10
Статья в формате PDF 119 KB...
30 03 2024 9:11:24
Статья в формате PDF 120 KB...
29 03 2024 7:29:34
28 03 2024 3:47:22
Статья в формате PDF 114 KB...
27 03 2024 10:13:20
Статья в формате PDF 700 KB...
26 03 2024 10:14:31
24 03 2024 21:18:52
Статья в формате PDF 185 KB...
23 03 2024 22:35:26
Статья в формате PDF 123 KB...
22 03 2024 6:51:32
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
21 03 2024 0:16:57
Статья в формате PDF 289 KB...
20 03 2024 5:18:50
Статья в формате PDF 456 KB...
18 03 2024 17:40:47
Статья в формате PDF 331 KB...
17 03 2024 10:29:47
Статья в формате PDF 101 KB...
16 03 2024 23:26:28
Статья в формате PDF 263 KB...
15 03 2024 14:16:10
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::