ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

М.Г.Романцов В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. Статья в формате PDF 121 KB Педагогика - наука об обучении и воспитании личности, базируется на знаниях о человеке, которые дают различные науки, искусство, религия и пpaктика. Педагогическая антропология изучает человека развивающегося, и необходима для разработки методических вариантов обучения и воспитания. Опираясь на данные психологии и психоанализ, она является базовой учебной дисциплиной, составляющей «цокольный» этаж в здании педагогики, необходимый для решения методологической проблемы - перехода с уровня на уровень в изучении человека, помогая периодизации онтогенеза, развитию личности, профилактике и девиантного поведения, что непостижимо вне человековедения [8].

Все виды знаний о человеке служат ценным источником для педагогической антропологии. Среди биологических наук на первый план выступает физиология человека, опосредованная социальной средой, поэтому педагогическая антропология синтезирует знания биологии и общественных наук, сопоставляя их с пpaктикой воспитания и образования. Философская антропология крайне ценна для педагогики: изучая развивающуюся личность в социальном плане, обеспечивает всеобъемлющее знание о человеке и мире человека в их единстве; покоится на обширном фундаменте антропологии как науки о роде Homo, опираясь на естественные и гуманитарные области познания [3].

Психология, изучающая процессы сознания, оценивая человека, как развивающееся существо в процессе воспитания, изучает эволюцию психики человека, свойства нервной системы и развитие психических свойств. Человеческое сознание выражается в его рефлексии, сознавая не только окружающую действительность, но и собственное состояние и деятельность. С помощью рефлексии человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность. Деятельность сознания обслуживается системой чувствований, а источником развития и воспитания становится реализация стремлений-мотивов, побуждений, желаний. Чувствование выступает в роли «посредника» между познанием и волей. Эмоциональные, волевые, умственные качества, приобретая индивидуальное своеобразие дают в своем единстве хаpaктер.

Гуманизация науки приобретает методологическое значение в процессе интеграции разных отраслей знаний вокруг комплексного изучения природы и человека. Возрастает интерес ученых к общественной деятельности человека, его здоровью, правовым и нравственным нормам. Совершается поворот в проблеме гуманистической ориентации образования, воспитания, науки, определяется их приоритет. Принцип гуманизации образования ориентирует на создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого для востребованности творческо-интеллектуального потенциала, на пересмотр всех компонентов образовательного процесса в свете человекообразующей функции. Общество, создавая условия для обогащения образования, ставит на первый план развивающую человекообразующую функцию; подобная направленность образования признает в качестве прогрессивных и ведущих целей личностное развитие обучающегося, создавая и формируя личностно-ориентированного специалиста [6,7].

Образование, основанное на новых знаниях, является, по мнению Савельева С.А. (2000), инновационным. Целью его является обеспечения высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента, а также создание студенту условий для овладения навыками научных исследований и выработки соответствующего стиля мышления, а также освоение методологии нововведений в будущей профессиональной сфере. Антропоцентризм и профессионализм являются признаками инновационного образования. Инновационное образование, будучи антропоцентричным, считает учащегося субъектом образовательного процесса, при этом понятие профессионализма становится интегральным, цельным качеством, синтезированное в процессе обучения. Хаpaктерные свойства инновационного образования - антропоцентризм, профессионализм -тесно связаны между собой и входят в парадигму доктрины инновационного образования [8].

Инновационность образования, по мнению В.В.Ващенко (2000), определяется образовательными программами, которые хаpaктеризуются следующими параметрами: пpaктическая ориентация, обеспечивающая не только понимание, но и умение, т.е. реализацию навыков, пpaктического опыта и накопленных знаний; многовариантность, альтернативность, многоаспектность, что предполагает не только свободу выбора, но и глубину понимания проблем. Конечная цель программ должна быть подчинена развитию у обучающих развитого воображения и способности переносить представления и образы из одной сферы деятельности в другую; умения использовать методы творческой ( креативной ) деятельности. Конечным результатом инновационного образования становится выявление и развитие у обучаемого способности видеть то, что многие видят, но при этом осознать увиденное через возможность создания чего-то нового [1].

Теорией обучения и образования является дидактика - наука, исследующая законы, закономерности и принципы обучения, определяющая его содержание, технологии, формы и методы организации образовательного процесса. Дидактика как научная теория есть система, включающая такие элементы, как смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержащие технологии, формы, методы и средства обучения, контроль, осознание и оценку результатов обучения.

В связи с интенсивным развитием информационных технологий возникают основания для пересмотра подходов к образованию, поскольку развитие системы ( элементов) дистантного обучения обусловлено рядом его преимуществ и возможностей. Вот некоторые из них: оперативные, информационные, коммуникационные, педагогические, технологические, экономические. К основным чертам дистанционного образования следует отнести продуктивную ориентацию обучения, индивидуализацию обучения, открытость содержания образования и учебного процесса, интеграцию педагогических и телекоммуникационных технологий [2, 5,11].

Педагогическая антропология

О педагогической антропологии впервые заговорил К.Д. Ушинский (1824 - 1870) как о комплексной науке, дающей психологическое обеспечение процессу воспитания и обучения

Курс ориентирован на студентов университета, поскольку по утверждению К.Д. Ушинского «знание обо всей широте человеческой жизни добываемое психологией, философией, педагогикой, религией, искусством - призвано дать фундамент для природосообразного воспитания» [10].

Основная задача предлагаемого курса - расширение диапазона средств обучения и воспитания, основанных на познании законов развития человека, т.к. педагогика познаёт свой объект развивающегося человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного, индивидуального в нём.

Источниками педагогической антропологии служат физиология и психология, но физиология человека опосредована социальной средой в меньшей степени, чем психология, поэтому педагогической антропологии необходимо синтезировать наряду с данными биологии, материалы и результаты общественных наук, сопоставляя их с пpaктикой образования и воспитания.

Таким образом, педагогическая антропология, опираясь на законы развития личности, устанавливаемые различными науками, создаёт знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания и обучения, выступая как один из источников целостного человековедения.

Здоровье человека

В законах РФ о здоровье и образовании созданы предпосылки для формирования учебных программ медико-биологической направленности на разных уровнях основного и дополнительного образования.

Медико-биологическая направленность учебного процесса является инновацией, активно исследуется. Обращение к этой проблеме отечественных учёных обусловлено негативными тенденциями населения в области здоровья, при этом установлен целый комплекс педагогических факторов, оказывающих отрицательное воздействие на показатели здоровья.

Первый - стрессовая тактика существующей педагогики, доминирующая парадигма авторитарной педагогики. Распространённым явлением стало состояние повышенной тревожности, которое выступает часто причиной отклонений в состоянии здоровья.

Второй фактор - несоответствие методик и технологий обучения, возрастным и функциональным возможностям обучающихся. Этот фактор раньше не выделяли, так как педагогический процесс не рассматривался в медико-биологическом аспекте, не подвергались анализу технология, методика обучения с точки зрения влияния на состояние здоровья обучающихся.

Третий педагогический фактор - интенсификация учебного процесса; при сохранении общего количества часов в базисных планах, объём учебной информации значительно увеличился.

Отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентирован на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью.

Медико-биологическая направленность учебно-воспитательного процесса - целенаправленная деятельность по сохранению здоровья участников педагогического процесса, сложный процесс, специально организуемый и управляемый, поскольку охватывает не отдельных специалистов, а весь коллектив, выполняющий разнообразные функции, в условиях разных структурных подразделений; это инновационный процесс, осуществление которого связано с изменением приоритетов, ценностей, отношения к своему здоровью, трудовой деятельности.

Главной целью предлагаемой программы является формирование идеологии здоровья как важнейшей ценности человека, реализуемой в процессе обучения и воспитания студентов. Здоровье необходимо рассматривать как процесс формирования организма и личности, с учетом факторов, определяющих уровень здоровья и качество жизни[4].

Борьба за управление здоровье человека невозможна без перестройки поведения людей, их привычек и установок, изменяя поведение людей по укреплению и сохранению здоровья с учетом интегративной проблемы медико-биологического образования. Целью которой является формирование медицинской культуры и грамотности, а также мотиваций к здоровому образу жизни, здоровье сохраняющим технологиям и изменение ценностных приоритетов педагога.

Нормативной базой интегрированного на медико-биологической основе являются требования Государственного образовательного стандарта; методологической основой курса является концепция здорового образа жизни для повышения профессиональных возможностей специалиста на интегрированной медико-биологической основе, обеспечивая «образование без потерь здоровья и образование для созидания здоровья».

Основой для разработки данной программы является интеграция и унификация содержания образования по интегрированному медико-биологическому направлению для студентов всех гуманитарных специальностей, что позволит будущим специалистам использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности для сохранения и укрепления здоровья, а также формировать валеологический образ и индивидуальный стиль жизни.

Формирование индивидуального образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности на основе медико-биологического обучения и формирования гигиенических навыков, а также знаний факторов риска (вредных привычек - алкоголя, курения, последствий употрeбления наркотических средств, снижения двигательной активности и т. д.).

Критерием прогрессивного развития страны может быть только один главный критерий - здоровье нации, поэтому освоение, совокупности научно-обоснованных знаний по формированию и укреплению здоровья - необходимое направление для познания жизнедеятельности человека

Физическое воспитание и культура- составная часть здорового образа жизни

Нет никаких сомнений в том, что спорт обладает огромным гуманистическим потенциалом. В спорте как в важном элементе современной культуры заключены огромные возможности для позитивного воздействия не только на здоровье, физическое совершенство, но и на духовный мир, на культуру человека - на его мироощущение, эмоции, мopaльные принципы, эстетические вкусы и т.д., а также на взаимоотношения людей. Спорт способен существенно облегчить установление контактов между различными нациями и народами. Он обладает, по сути дела, огромными коммуникативными возможностями.

Всестороннее развитие личности базируется на умственном, нравственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. Все стороны (части) воспитания взаимосвязаны, поэтому педагогический процесс создаёт предпосылки для реализации их гармонического единства. В каждой из составных сторон (частей) воспитания мы имеем дело с процессами обучения, которые направлены на гармоническое развитие личности во всех её сферах: интеллектуальной, поведенческой, чувственной и др. Это позволяет систематизировать задачи по направлениям, специфичным для каждой из сторон воспитания:

  • овладения необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений и мировоззрения;
  • формирование умений, навыков, привычек, черт хаpaктера;
  • формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность;
  • обеспечение качественного проявления интеллектуальных, двигательных, мopaльных, эмоционально волевых трудовых, эстетических свойств личности. Физическое воспитание, являющееся обязательным для учащейся молодежи должно выступать в качестве адекватного средства укрепления физического и психического (интеллектуального) здоровья.

Физическая культура является эффективным средством повышения работоспособности и производительности труда, как за счет развития психически и физически важных качеств, так и благодаря повышению устойчивости к нeблагоприятным состояниям, возникающим у человека в процессе его учебной и трудовой деятельности. Роль физических упражнений в повышении физической работоспособности изучена достаточно подробно, значительно хуже изучено влияние физических упражнений на умственную деятельность. В.М.Бехтеревым было показано, что мышечная деятельность благотворно воздействует на психическую деятельность. В последующем было выявлено, что направленность и степень изменения психических процессов под влиянием физических нагрузок зависит от хаpaктера физических упражнений, их объема и интенсивности, физической подготовленности людей, места физических упражнений в распорядке дня [7]. Физическая культура должна сыграть роль интегратора учебных дисциплин, помогающих формировать представление о здоровом образе жизни. Здесь преподаватель физкультуры должен быть основным пропагандистом здорового образа жизни, обучать молодежь основному средству здорового образа жизни- физическим упражнениям. Главным на занятиях по физической культуре должно быть не овладение техникой спортивных упражнений, не выполнение спортивных нормативов, а показ реальной пользы от использования физических упражнений как средства активизации интеллектуальной деятельности, восстановления физической работоспособности, улучшения осанки и развитие профессионально важных качеств. Уроки физической культуры, не теряя своей самостоятельности, должны превратиться в валеологический пpaктикум, где обучающиеся получали бы знания и формировали навыки и умения для осуществления здорового образа жизни путем использования физических упражнений при проведении и досуга, и организации своего труда. Таким образом, очевидно, что необходима перестройка системы физического воспитания обучающейся молодежи, выполнение физических упражнений должно доставлять удовольствие, а получаемые при этом результаты удовлетворение.

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

  • понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;
  • знание научно-биологических и пpaктических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое  самосовершенствование  и  самовоспитание,  потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой пpaктических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; 
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Физическая культура не является массовым средством ведения здорового образа жизни, а здоровье не рассматривается как главная ценность для государства и отдельной личности. Физическое воспитание не соответствует потребностям и интересам обучающихся. Очевидно, что необходима перестройка системы физического воспитания, отвечающего эмоциональным запросам молодежи, чтобы выполнение физических упражнений доставляло удовольствие, а результаты - удовлетворение.

Таким образом, будут сформированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни.

Литература

  1. Ващенко В.В. Инновационность и инновационное образование // Alma mater.-2000.-№6.-С.23-25.
  2. Гoлyб Б.А. Основы общей дидактики.М.-1999.-95с..
  3. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты.-М.-1999.-208с.
  4. Казначеев В.П., Петленко В.П. Этюды интегральной медицины и валеологии.-Спб.-1997.-116с.
  5. Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования //Вопросы психологии.-1998.-№1.-С.20-31.
  6. Михалевская Г.И.Основы профессиональной педагогической грамотности.-Спб.-2001.-С.122-208.
  7. Никифоров Г. С. Психология здоровья.-Спб.-2000.-495с.
  8. Савельев А.А. Инновационное образование и научные школы // Alma mater.-2000.-№5.-С.15-18.
  9. Слободнюк Е.К. Ценностные ориентации личности в контексте современной высшей школы // Человечество на пороге ХХ1 века: Материалы межвузовской конференции.-Магнитогорск.-1999.-С.54-56.
  10. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения.-М.-1953.-342с.
  11. Хуторский А.В. Дистанционное обучение // Современная дидактика.-Спб.-2001.- С.442-480.


ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Статья в формате PDF 280 KB...

18 04 2024 5:20:56

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках переpaбатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...

13 04 2024 10:33:40

ЛЕЧЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНЫМИ КЛЕТКАМИ НЕ ПАНАЦЕЯ

ЛЕЧЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНЫМИ КЛЕТКАМИ НЕ ПАНАЦЕЯ Статья в формате PDF 125 KB...

12 04 2024 11:26:20

ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКЦИИ ЦИТОКИНОВ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКЦИИ ЦИТОКИНОВ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ По мере прогрессирования ВИЧ-инфекции наблюдается дисбаланс в выработке цитокинов, хаpaктеризующийся переключением Тh-1 ответа на Тh-2. Это, в свою очередь, приводит к прогрессированию иммуносупрессии и развитию оппортунистических инфекций. Определено, что IFN-γ, IL-2, IL-4, IL-10 и TGFβ могут обладать разнонаправленным действием в зависимости от локальных условий. Оценка иммунологических параметров может определять прогноз развития заболевания и коpрегировать интенсивность противовирусной терапии. ...

05 04 2024 19:41:31

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Химия, биология, география и астрономия являются естественными науками, а обучение химии, биологии, географии и астрономии, безусловно, является искусством. И от того, насколько педагоги владеют этим искусством, зависит то, насколько наше общество вооружено знаниями. Обучение естественным наукам - это не просто передача определенного объема знаний, но и развитие жажды серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. А для того, чтобы эта жажда появилась, необходимо, чтобы сам напиток знаний был не только полезным и поучительным, но и обязательно «вкусным», содержал какие-то «наркотические компоненты», вызывающие устойчивое привыкание к получению все новых знаний. Талантливым детям необходимы талантливые учебники и талантливые образовательные системы. Нельзя сокращать количество часов преподавания естественнонаучных дисциплин, которые способствуют лучшему усвоению гуманитарных предметов, воспитывают логику, необходимую для обучения точным дисциплинам, способствуют воспитанию гуманизма. Приводится перечень проблем, которые необходимо решать при построении образовательной системы становления естественнонаучного мировоззрения у одаренных детей. ...

04 04 2024 3:20:27

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ Статья в формате PDF 156 KB...

02 04 2024 16:18:20

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ Статья в формате PDF 98 KB...

31 03 2024 19:39:26

ЭКОЗАЩИТА ПОЧВ

ЭКОЗАЩИТА ПОЧВ Статья в формате PDF 105 KB...

28 03 2024 12:55:59

ВАРИАНТНАЯ СТЕНОКАРДИЯ

ВАРИАНТНАЯ СТЕНОКАРДИЯ Статья в формате PDF 138 KB...

25 03 2024 1:30:28

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ) В статье дана комплексная хаpaктеристика природных условий территории природного парка «Нумто»: приводятся сведения по геоморфологии, климату, гидрографии, растительному покрову, фауне уникального участка водно-болотных угодий на стыке подзон северной и средней тайги Западной Сибири. ...

17 03 2024 2:47:26

МОНИТОРИНГ АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТИ ЭНТЕРОБАКТЕРИЙ, ПРОВОДИМЫЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БИОТЕРРОРИЗМУ

МОНИТОРИНГ АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТИ ЭНТЕРОБАКТЕРИЙ, ПРОВОДИМЫЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БИОТЕРРОРИЗМУ Система противодействия биотерроризму не может быть эффективной без постоянного мониторинга за свойствами циркулирующих в данном регионе возбудителей инфекционных болезней. В рамках реализации программы по противодействию биотерроризму в Ростове-на-Дону проводится мониторинг за выделяемыми штаммами энтеробактерий с учетом оценки антибиотикорезистентности. Для обработки результатов использована компьютерная программа WHONET 5.4. Определены фенотипы резистентности энтеробактерий (2005-2006 гг.) Хаpaктеристика профилей устойчивости позволила установить появление и хаpaктер полиантибиотикорезистентности у шигелл и сальмонелл. Компьютерный анализ может быть использован в системе эпидемиологического надзора за распространением и динамикой антибиотикорезистентности штаммов, циркулирующих в популяции населения. ...

14 03 2024 17:27:10

НООСФЕРА СЕГОДНЯ: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ

НООСФЕРА СЕГОДНЯ: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ Статья в формате PDF 134 KB...

12 03 2024 5:20:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::