КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Аврамов А.В. Аврамова Е.В. Статья в формате PDF 252 KB

Культурология является достаточно молодой наукой, период ее обособления в системе наук приходится на вторую половину XX века. Вместе с тем, накопленный материал, как предшествующими науками, изучающими феномен культуры, так и самой культурологией, представляет огромный пласт, затрагивающий пpaктически все стороны социального и субъективного бытия. Все это предопределило создание соответствующей структуры культурологического знания. При развернутом анализе структуры культурологии как науки, выявляется достаточно большая группа теоретических разделов в изучении определенных аспектов существования культуры, как феномена социальной организации. В области теоретического осмысления одну из ключевых ролей занимает раздел, посвященный проблеме изменения культуры и общества. Важность этого раздела для культурологии определяется самим хаpaктером существования культуры, человека и общества. Признавая основной хаpaктеристикой бытия собственно развитие, как сам способ существования, становится очевидным значимость проблемы изучения динамики, как культуры и общества, так и их соэволюции, представленной в социокультурной динамике. Другим свидетельством значимости для культурологии проблемы изучения социодинамики культуры может стать тот факт, что пpaктически в каждой теории культуры проблема изменения культуры становится одной из самых главных для определения своей теоретической базы. Все это предопределило и структурную дифференциацию теоретического раздела культурологии.

Сама наука в современном обществе приобрела статус общезначимой, так как исходя из анализа государственного образовательного стандарта, культурология входит в состав федерального компонента по циклу общих гуманитарных и социально‒экономических дисциплин для изучения студентами пpaктически по всем специальностям подготовки в высшей школе. При этом, большое внимание уделяется трем основным направлениям или разделам - это теория культуры, история культуры и прикладная культурология. Анализ всех основных разделов, не только в такой дидактической единице, как теории культуры, но и в двух других, показывает, что без освоения теоретических знаний социодинамики культуры, невозможно изучить и другие разделы. Особое место в системе культурологического знания социодинамика культуры занимает по нескольким причинам:

‒ Теория социодинамики культуры позволяет более предметно раскрыть специфику и формы существования не только культуры и социума, но и их взаимное влияние, и зависимость друг от друга;

‒ Теория культуры без опоры на социодинамику не получает должного уровня объективации своей научности и прагматической значимости;

‒ Рассмотрение истории становления теорий социальной и культурной динамики раскрывает не просто развитие научной мысли, но и отражает те процессы, которые предопределяли развитие научного дискурса;

‒ В теориях социодинамики культуры присутствуют не только теоретические, абстpaктные построения, но и большой фактический материал, свидетельствующий о обоснованности той или иной теории, ее критериев и атрибутов;

‒ Именно социодинамика культуры в контексте культурологического знания обеспечивает должный уровень междисциплинарности, что является определяющим фактором, предъявляемым к современным наукам, а, значит, и дисциплинам обучения студентов в высшей школе.

В свете предъявляемых требований к современному специалисту, обладающему достаточным уровнем базовых знаний, прежде всего, общегуманитарного цикла, способствующих формированию не только мировоззрения субъекта, но и развивающих толерантное отношение к субъектам и объектам других культур, именно социодинамика культуры лучше других дисциплин удовлетворяет данные требования. Более того, учитывая специфику современного мира с потоком огромной информации, проходящий через сознание субъекта, развитием требований к специалисту и гражданину, при незначительных часах академической и самостоятельной работы по изучению всего объема необходимых знаний и навыков, социодинамика культуры пpaктически единственная дисциплина, способная сформировать в сознании субъекта единую картину мира, удержать от распада то многообразие фрагментов знаний, которые получены от других областей знаний, во всяком случае тех, что касаются социогуманитарного цикла.

При анализе современной учебной литературы выявилась проблема отсутствия учебного пособия по дисциплине «Культурология» для высших учебных заведений, где предметное поле такого раздела культурологии, как социодинамика культуры было бы представлено именно с позиции междисциплинарности и историцизма. При этом, учитывается специфика не только самой структуры культурологического знания, где социодинамика культуры представлена в разделе теории культуры, но и пpaктика анализа современных тенденций развития культуры, интерпретированная с позиции социодинамической теории культуры.

Для удобства, прежде всего, самостоятельной работы студента, учебное пособие имеет следующую структуру: каждая глава начинается перечнем вопросов для рассмотрения; после каждого параграфа приводится список вопросов для самопроверки, а также рекомендуемая литература. В заключительном разделе пособия выделены два параграфа: персоналии - краткие биографические справки ученых и деятелей культуры, фамилии или труды которых представлены в учебном пособии и глоссарий, где в алфавитном порядке приведены наиболее употрeбляемые понятия и даны им определения.

Данное пособие может быть использовано как преподавателями для подготовки к пpaктической работе, так и студентами при самоподготовке. При этом, теоретическая часть пособия позволяет использовать материал не только в курсе культурология, но и как дополнительный материал для подготовки к дисциплинам социальных наук.

Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 11‒13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 15.05.2010.



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Статья в формате PDF 100 KB...

18 04 2024 17:23:54

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем. ...

11 04 2024 21:42:29

ГИБКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ КОАГУЛЯЦИИ ВОДЫ

ГИБКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ КОАГУЛЯЦИИ ВОДЫ Статья в формате PDF 104 KB...

10 04 2024 21:23:41

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА Статья в формате PDF 161 KB...

04 04 2024 19:18:42

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Статья в формате PDF 182 KB...

03 04 2024 3:36:34

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА. СООБЩЕНИЕ 2. О РОЛИ НАРУШЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПЛАЦЕНТОЙ ИММУНОСУПРЕССИР

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА.  СООБЩЕНИЕ 2. О РОЛИ НАРУШЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПЛАЦЕНТОЙ ИММУНОСУПРЕССИР В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гeнитaлий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...

02 04 2024 21:12:44

Иммунологические аспекты у детей с долихосигмой

Иммунологические аспекты у детей с долихосигмой Статья в формате PDF 103 KB...

25 03 2024 3:29:55

О НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТТЕХНОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

О НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТТЕХНОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ Получены сведения о начальных стадиях развития. Согласно профильно-генетической классификации почв техногенных ландшафтов [5] морфологически выделены элювиоземы инициальные, эмбриоземы инициальные и органо-аккумулятивные. Экспериментально показано, что выделение этих типов почв вследствие низкой скорости почвообразования пока возможно только по почвенно-биологическими показателями. Установлено, что микробное сообщество молодых почв на отвалах Мирнинского ГОК имеет хаpaктерные черты для начальной стадии почвообразования: более высокую в сравнение зональной почвой численность; низкую активность утилизации целлюлозы; низкую инвентарную. Последнее свидетельствует о низкой скорости формирования органо-минерального комплекса почвы. Выявлено, возможности дифференциации типов молодых техногенных ландшафтов по способу субстратов поддерживать начальный рост тест растений. ...

22 03 2024 3:21:57

Термофизические основы радиометрических измерений температуры

Термофизические основы радиометрических измерений температуры Предлагается метод измерения температуры, с целью уменьшения погрешности измерений и увеличения точности бесконтактного измерения. Существенной особенностью предлагаемого метода является возможность использования двухступенчатого подхода с предварительной или дополнительной регистрацией состояния системы и теплового излучения для уточнения измерения температуры. ...

21 03 2024 21:18:14

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::