ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА (УШОС)
Целью создания УШОС является создание общего евразийского образовательного прострaнcтва, сочетающего лучшие национальные традиции и принятые мировые стандарты. В нем объединяются страны с различными уровнями развития и образовательными потенциалами.
Создание Шанхайской организации сотрудничества предоставило странам участницам возможность по-новому подойти к процессу взаимодействия в области образования. Развитие интеграционных связей в сфере образования в странах ШОС, приобретает в последние годы достаточно динамичный хаpaктер и во многом способствует решению задач модернизации национальных систем образования. Это касается, прежде всего, двусторонних отношений. В отличие от интеграционных проектов в рамках СНГ идеология взаимодействия в системе ШОС лишена множества негативных факторов.
Пpaктический опыт реализации международных образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что международные образовательные программы приводят к значительному улучшению качества высшего образования;
Для высших учебных заведений адаптация собственных учебных планов к стандартам зарубежных вузов является эффективным инструментом обновления действующих образовательных программ и получения их международной аккредитации, а также открывает дополнительные возможности для подготовки студентов по новым программам, основанным в том числе, и на междисциплинарном подходе.
Международные образовательные программы, в целом, способствуют повышению конкурентоспособности российских вузов на рынке образовательных услуг. Адаптированные учебные планы, российских и зарубежных высших учебных заведений, являются важным шагом на пути к выдаче совместных степеней, признаваемых на рынке образовательных услуг. Именно присуждение совместных степеней позволит рассуждать о функционировании действительно совместных международных образовательных программ.
Деятельность университетов в образовательной сфере, сотрудничество вузов в области разработки совместных международных образовательных программ с зарубежными партнерами должно регулироваться соответствующей законодательной базой. В настоящее время деятельность в рамках совместных международных образовательных программ в большинстве европейских стран регулируется не национальным законодательством, а положениями самого университета. Подобное положение дел имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительная сторона: университеты имеют свободу действия при разработке и реализации образовательных программ. Отрицательная сторона: даже в рамках одного государства не существует единого, централизованного механизма разработки и внедрения международных образовательных программ, а также критериев их оценки.
Однако в большинстве государств на данный момент все процедуры присуждения дипломов в рамках международных образовательных программ должны соответствовать тем требованиям, которые применяются и к национальным учебным программам [Touch, C. and Rauhvargers, A. 2002].
Кроме того, в ряде стран существуют законодательные ограничения в отношении языка преподавания (как правило, в качестве единственно возможного языка преподавания выступает государственный язык данной страны), что препятствует реализации совместных программ с другими странами [Touch, C. and Rauhvargers, A. 2002].
В качестве возможных ограничений при реализации совместных образовательных программ можно указать наличие национальных правил, жестко определяющих форму документа (диплома) об окончании образовательной программы, юридически исключающего возможность дополнения его информацией о совместной программе или наименованиями университетов-партнеров.
Проведенный анализ пpaктики в области разработки и реализации международных (в том числе совместных) образовательных программ позволил сформулировать следующие положения:
1. Средства государственной поддержки со стороны государственных структур должны быть направлены, прежде всего, на развитие собственной системы высшего образования, повышение ее конкурентоспособности, в том числе посредством разработки и внедрения совместных образовательных программ.
2. В условиях усиления процессов глобализации и интеграции на международной арене во всех сферах общественной жизни развитие системы высшего образования также необходимо осуществлять в направлении увеличения ее сопоставимости (в области применяемых механизмов, критериев и стандартов) с другими системами высшего образования. Подобная сопоставимость создаст благоприятную базу для развития совместных образовательных программ и обогащения существующих образовательных программ инновационными элементами зарубежных образовательных программ.
3. Посредством разработки совместных образовательных программ Российской Федерации предоставляется возможность для выхода на образовательные рынки стран-участниц ШОС и для популяризации российского высшего образования за рубежом;
Концепция Университета ШОС предусматривает, что Университет должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-члeнах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия, Индия, Иран, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям сотрудничества стран-участниц Организации, в том числе по экологии.
Основными задачами Университета ШОС является введение сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала, обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования. Рабочими языками УШОС в настоящее время являются русский и китайский.
Экологическое направление в образовании является одним из самых востребованных в международном образовательном прострaнcтве.
Российский университет дружбы народов (РУДН) был избран головным (базовым) образовательным учреждением высшего профессионального образования РФ по направлению «Экология», формирующих Международный УШОС, набрав наибольшее количество баллов в открытом конкурсе. Сотрудничество вузов было начато с создания совместных магистерских программ, как наименее формализованных.
В Государственных Образовательных Стандартах последних поколений, по крайней мере, в России, обязательная часть магистерских программ сводится к минимуму (около 20-30%),она становится ответом на необходимость актуализации знаний в современном наукоёмком мире, способна отзываться на запросы общества и быстро изменяться.
В магистерских программах, по согласованию университетов, может быть допущена определённая свобода в дисциплинах, определённая вариабельность обучения в различных ВУЗах.
Экологический факультет РУДН и до создания университета ШОС проводил подготовку аспирантов их зарубежных стран с 1992 г. Были предприняты шаги по созданию совместной программы подготовки магистров по направлению «Экология и природопользование» с ведущими университетами Казахстана и Таджикистана: Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби, Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая, Таджикским национальным университетом [Станис Е.В., Черных Н.А. 2010]. Для магистерских программ подготовки нет необходимости стремиться к 100% совпадению учебных планов и программ. Магистратура рассчитана на достаточно индивидуальный подход к образованию (прежде всего исследователя). При этом научные направления быстро развиваются, изменяются и в каждой стране существует своя специфика экологических проблем и исследований. Но их полное несовпадение также невозможно, поскольку существует определённая логическая образовательная цепочка и при её нарушении невозможно продолжить образование в другом ВУЗе, т.е. будет затруднено выполнение таких задач Университета ШОС, как расширение мобильности, внедрение современных образовательных методик и технологий, усиление научно-академического сотрудничества.
Один из путей преодоления несоответствий в программах магистратуры - это выстраивание собственной образовательной программы УШОС с включением дисциплин по выбору, которые присутствуют в образовательной программе вузов-партнёров. Это было сделано на 2-й неделе образования стран ШОС в Москве. Были отобраны шесть дисциплин, которые являются обязательными в магистерских программах в области экологии для всех университетов, входящих в УШОС. Остальные дисциплины могут не совпадать. Была достигнута договорённость о том, что для получения диплома (сертификата УШОС), студент должен пройти обучение в вузе - партнёре не менее 1 семестра. Диплом (сертификат) УШОС является дополнительным к основному диплому.
В сентябре 2010 г. в Новосибирске проводилась 3-я неделя образования стран ШОС. На нем рассматривались предложения по использованию дистанционного образовательного процесса и ещё одного языка обучения - английского. Там также, были рассмотрены первые опыты по апробации инновационного подхода в экологическом образовании. На сегодняшний день осуществляется первый образовательный опыт.
Подготовлен первый набор студентов из Кыргызского аграрного университета имени К.И. Скрябина (Кыргызстан), Ошского технологического университета имени академика М.М. Адышева (Кыргызстан) и Казахского национального университета имени Аль-Фараби (Казахстан), которые начинают обучаться в Российском университете дружбы народов и Сибирском федеральном университете с текущего года.
На сегодняшний день РУДН веет координационную и методическую работу по реализации согласованных программ обучения в различных вузах-партнёрах УШОС.
Список литературы
- Touch, C. and Rauhvargers, A. (2002) «Survey on Master Degrees and Joint Degrees in Europe», European University Association, pp.46 (available at http://www.eua.be/eua/en/publications.jspx)
- Станис Е.В., Черных Н.А. (2010) Опыт РУДН по созданию совместных образовательных программ с зарубежными университетами в области экологии /Ecology & safety Internationl Reserch Publications (available at http://www.eJournalNet.com)
В исследовании изучались и оценивались адаптивные реакции периферического звена кровообращения у дeвyшек 18-22 лет при локальных изометрических нагрузках нарастающей величины. Хаpaктерно, что с ростом прессорных воздействий на сосуды работающих мышц объемная скорость кровотока оставалась более высокой, чем в покое. В целом качество приспособительных реакций кровообращения было ниже у дeвyшек 18 лет при низких объемах выполняемой работы. ...
28 03 2024 8:46:48
Статья в формате PDF 317 KB...
25 03 2024 1:20:56
Статья в формате PDF 170 KB...
23 03 2024 4:25:21
Статья в формате PDF 108 KB...
20 03 2024 16:49:52
Статья в формате PDF 113 KB...
18 03 2024 21:30:48
Статья в формате PDF 110 KB...
17 03 2024 6:27:40
Статья в формате PDF 118 KB...
16 03 2024 19:35:13
Статья в формате PDF 132 KB...
15 03 2024 9:41:17
Статья в формате PDF 113 KB...
14 03 2024 20:41:31
Статья в формате PDF 101 KB...
13 03 2024 7:21:46
Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов. ...
12 03 2024 1:50:23
Статья в формате PDF 137 KB...
11 03 2024 7:44:28
Статья в формате PDF 196 KB...
09 03 2024 22:17:23
Статья в формате PDF 120 KB...
08 03 2024 2:59:30
Статья в формате PDF 299 KB...
07 03 2024 18:34:42
Статья в формате PDF 141 KB...
06 03 2024 16:37:22
Статья в формате PDF 147 KB...
04 03 2024 19:39:44
В работе рассматривается процесс утилизации ртутьсодержащих соединений с использованием в качестве активного соединения кремния, что экономически более выгодно, чем использование порошкообразного титана. Рассматривается возможность миграции ртути в условиях возрастающей техногенной деятельности человечества. ...
01 03 2024 2:19:38
Статья в формате PDF 103 KB...
28 02 2024 13:43:48
Статья в формате PDF 130 KB...
27 02 2024 10:32:54
Статья в формате PDF 119 KB...
26 02 2024 7:15:46
Статья в формате PDF 289 KB...
25 02 2024 15:16:44
Статья в формате PDF 123 KB...
24 02 2024 2:34:35
Статья в формате PDF 124 KB...
23 02 2024 20:38:22
Анализ данных литературы свидетельствует о том, что инициирующими патогенетическими факторами развития гестоза являются недостаточность инвазии трофобласта в стенку матки и неполноценность плацентации, то есть ограничение ее поверхностной плацентарной площадкой. Последнее обусловлено генетически детерминированными факторами, в частности, аномалиями структуры интегринов, приводящими к нарушению инвазии трофобласта в децидуальную оболочку матки, в том числе в маточно-плацентарные артерии. При этом в сосудах плаценты и субплацентарной зоны сохраняются мышечные элементы, реагирующие развитием спазма и ишемии на действие вазопрессорных нервных и гумopaльных влияний. ...
21 02 2024 17:29:39
Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...
20 02 2024 0:57:51
Статья в формате PDF 119 KB...
19 02 2024 10:53:21
Статья в формате PDF 130 KB...
18 02 2024 3:50:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::