ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО КОНКУРСА «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ» > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО КОНКУРСА «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО КОНКУРСА «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ»

Шестернева Н.Н. Статья в формате PDF 236 KB

С 2005 года Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет проводит совместные педагогические исследования в области диагностики и поощрения развития исследовательского потенциала учащихся в учреждениях дополнительного и профессионального образования. С 2009 года проект получил поддержку Министерства образования и науки РФ и приобрел статус госбюджетной темы №3.1.2/6023. В 2009-2010 годах к активной работе над проектом были привлечены студенты и молодые ученые Санкт-Петербурга, благодаря чему удалось сформировать особое «рабочее поле» проекта, объединив усилия ученых разных поколений. Это позволило, помимо решения основных научных задач, поставленных перед проектом, уделить внимание развитию дискуссии между абитуриентами, студентами, школьниками и педагогами об оптимальных параметрах образовательного процесса в школе и вузе. Решая задачи «постановки проблемы» на первом году работы, по результатам анкетирования и интервью педагогов удалось выявить наиболее важные аспекты проблемы формирования научного потенциала учащихся. Если сформулировать кратко, то были сделаны следующие выводы:

- В настоящее время отсутствуют единые методики по развитию исследовательского потенциала учащихся в дошкольном и школьном образовании. В современной системе образования нет единой выстроенной технологии по формированию аналитических навыков, что подтверждает актуальность данного исследования.

- Общеобразовательные школы признают важность исследовательских навыков, но не имеют возможности их формировать из-за жестких требований ЕГЭ, учреждения дополнительного образования имеют больше возможностей по формированию исследовательских навыков, но не имеют методических инструментов; существующее высшее образование не обеспечивает освоение выпускниками необходимых в исследовательских компетенций (постановка целей, самоорганизация и употрeбление полученных знаний в деятельности и в контексте ситуации)

- Одним из важнейших следствий вышеуказанных проблем является дезориентированность учащихся в современном образовательном процессе, некоторая инфантильность и - как результат - безразличие и немотивированность учащихся.

Однако анкетирование проводилось среди ограниченного круга лиц и никак не включало в себя мнение учащихся, «потребителей» образовательного продукта. Поэтому в 2010 году была поставлена задача расширения круга участников обсуждения проекта. Для этого в течение 2010 года авторским коллективом проекта были организованы мероприятия, позволяющие максимально широко популяризировать тему исследования и привлечь к ее реализации максимально более широкий круг заинтересованных лиц.

Основой организованных дискуссий стал молодежный всероссийский конкурс «Высшее образование сегодня: взгляд молодых», в котором приняли участие свыше 100 работ, посвященных проблемам образовательного процесса в школе и вузе. Конкурсные работы выполнялись в трех номинациях, соответствующих возрасту и образовательному уровню участников: «Будущее - это мы» номинация для школьников от 10 до 16 лет, «Научите нас - мы хотим знать» номинация для студентов в возрасте от 17 до 23 лет и номинация «Первый шаг» для тех, кто делает первые шаги в профессии (до 28 лет). Для упрощения процесса регистрации и подачи работ, а также для принципиального расширения аудитории конкурса был создан электронный ресурс www.young-mind.ru, с помощью которого информация о материалах всего проекта и в частности о молодежном конкурсе стала доступной для широкого круга лиц в России и за ее пределами.

В конкурсных работах, которые представляли собой сочинение/доклад/статью о проблемах школьного и профессионального образования небольшого объема (3-7 страниц печатного текста) участники должны были рассказать о проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе обучения, о своих надеждах, связанных с получением профессионального образования, о тех преобразованиях, которые они хотели бы реализовать в своих учебных заведениях. Показательно, что самой активной группой участников стали школьники (более 75 % всех конкурсных работ), выпускники (20 % работ) и студенты (5 %) оказались менее заинтересованными в проблематике дискуссии. Более 75 % всех работ были посвящены обсуждению организационных и «технологических» аспектов образовательного процесса (продолжительности учебной недели, количеству домашних заданий, количеству предметов, наличию электронных средств типа мультимедиа и проч.). Из этой группы выделяется около 15 % работ, в которых описывались перспективные преобразования («чтобы в школе можно было бегать», «здание школы должно быть многоэтажным и с большими окнами» и «в коридорах должны быть автоматы по продаже булочек и шоколада») школьного или институтского здания. Можно сделать вывод о том, что образовательное учреждение воспринимается многими учащимися как неотъемлемая часть жизненного прострaнcтва, образовательная функция скорее вторична. Только 18 % работ так или иначе обсуждали проблемы образовательного процесса или параметры для формирования нового обучающего прострaнcтва. Хотя изначально, в задании Конкурса была сформулирована просьба описать учебное заведение своей мечты, рассказать о том, какое образование хотелось бы получить и чем оно должно отличаться от уже получаемого.

Отдельно хотелось бы упомянуть о 4 % работах, которые были написаны в номинации «Будущее - это мы», то есть школьниками, но были посвящены обсуждению современной науки как явления и как вида деятельности. Эти конкурсные работы не могут быть прочитаны без эмоций, в них встречаются противоречащие друг другу яркие высказывания и мнения типа: «каждый день по телевизору показывают как из-за ученых погибает очень много людей в мире» или «кроме тостера и кофеварки в принципе ничего больше полезного ученые не придумали ...ученые - это такие бородатые люди в белых халатах». Подобные мнения, высказанные 12-13-летними подростками демонстрируют их полную дезориентацию в современном наукоемком мире. Молодые люди не представляют ни что такое современная наука, ни какое место она занимает в ежедневной жизни каждого человека. Хотя они сознательно выбрали именно этот paкурс для своей конкурсной работы, что все же позволяет говорить об их интересе к заявленной теме.

Таким образом, благодаря качественному расширению аудитории, в рамках работы над проектом «Формирование научно-исследовательского потенциала учащихся в образовательных учреждениях разного уровня» авторскому коллективу удалось заглянуть «по другую сторону» образовательного процесса и сделать ряд выводов о роли образования в жизни молодых людей. Несомненно, аудитория Конкурса заинтересована в обсуждении проблем высшего образования, но из-за отсутствия пpaктики таких дискуссий не всегда готова обсуждать действительно проблемные факторы, подменяя их рассуждением на бытовые темы и вопросы организационного хаpaктера. Проведение таких открытых дискуссионных мероприятий дает пищу не только для ученых и педагогов, но и для самих участников - заставляя их защищать свои мнения, высказывать свою точку зрения и формулировать собственную гражданскую позицию.



Без уравнений нет математики

Без уравнений нет математики Статья в формате PDF 310 KB...

13 04 2024 13:20:54

ПЯТИЗВЕННЫЙ РЕДУКТОР ПОВОРОТНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПЯТИЗВЕННЫЙ РЕДУКТОР ПОВОРОТНОГО ДВИЖЕНИЯ Статья в формате PDF 303 KB...

07 04 2024 16:43:51

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках переpaбатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...

05 04 2024 22:10:29

НИКУЛИН АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

НИКУЛИН АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Статья в формате PDF 90 KB...

04 04 2024 18:13:37

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА Статья в формате PDF 126 KB...

02 04 2024 16:26:45

ТИРЕОТРОПНО-ТИРЕОИДНАЯ СИСТЕМА НОВОРОЖДЕННЫХ

ТИРЕОТРОПНО-ТИРЕОИДНАЯ СИСТЕМА НОВОРОЖДЕННЫХ Статья в формате PDF 100 KB...

29 03 2024 19:43:51

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА Статья в формате PDF 571 KB...

26 03 2024 2:55:30

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике В возрастные периоды от 6 до 9 мес. инвазированные смешанной инвазией фасциолеза и дикроцелиоза бычки симментальской породы пастбищного содержания отставали в приросте массы тела на 9,7 %, в возрасте от 12 до 15 мес. на 12,9 % и в возрасте от 15 до 18 мес. на 15,5 %, что отрицательно влияет на убойные и технологические качества животных. ...

25 03 2024 15:25:22

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА Статья в формате PDF 101 KB...

20 03 2024 4:30:36

Периферическая иннервация при сахарном диабете

Периферическая иннервация при сахарном диабете Статья в формате PDF 112 KB...

19 03 2024 23:49:45

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГИДРОГРАФО – ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКИХ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГИДРОГРАФО – ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКИХ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ В статье обсуждаются последние достижения технологий гидрографических и геодезических съемок, таких как дифференциальная система GPS/ГЛОНАСС субметровой точности определения положения на поверхности моря, интегрированная DGPS с гидроакустической системой HPR для определения положения под водой, многолучевые эхолоты, гидролокаторы бокового обзора; морские датчики движения, специально разработанные для высокоточного измерения перемещений в море для пользователей, требующих высокой точности измерений дифферента, крена и перемещений по высоте. Аэролазерная батиметрия имеет значительный потенциал для замены эхолота при измерении глубин. Отмечено, что ROV (буксируемые подводные аппараты) и AUV (автономные подводные аппараты) становятся технически и экономически более выгодной платформой для съемки в специальных применениях и в будущем станут широко использующейся техникой. ...

18 03 2024 1:39:58

АНДРЕЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА

АНДРЕЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА Статья в формате PDF 84 KB...

16 03 2024 1:36:45

КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БАНКЕ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БАНКЕ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Статья в формате PDF 72 KB...

11 03 2024 14:36:20

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::