ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЛАФЕНА НА СОДЕРЖАНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ И ИХ ТОКСИЧНОСТЬ В МОДЕЛЬНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
В настоящее время в качестве основного загрязнителя гидросферы выступают нефтепродукты, попадающие в водную среду в результате добычи нефти, ее трaнcпортировки, переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. Поэтому разработка методов, способствующих очищению компонентов водных экосистем от нефти и нефтепродуктов, является актуальной задачей.
Целью исследования было изучение влияния биологически активного вещества мелафена на изменение содержания нефтепродуктов в донных отложениях в модельном эксперименте с контролем остаточной токсичности на инфузориях Paramecium caudatum и пресноводных рачках Daphnia magna.
Мелафен - биологически активное соединение, синтезированное в ИОФХ им. А.Е. Арбузова, которое успешно применяется в сельском хозяйстве для повышения продуктивности, а также в природоохранных целях для стимуляции процессов очищения сточных вод и нефтезагрязненных почв.
В ходе эксперимента в предварительно замазученные пробы донных отложений вносили мелафен в концентрации 10-4 и 10-8 % для стимуляции процессов деструкции углеводородов нефти. Результаты исследования показали, что в пробах донных отложений, содержащих мелафен содержание нефтепродуктов было меньше, чем в пробах без добавления мелафена. При этом статистически было подтверждено, что различия в содержании нефтепродуктов в донных отложениях без внесения мелафена и с внесением мелафена в разной концентрации носит не случайных хаpaктер. Кроме того, в донных отложениях с внесением мелафена в концентрации 10-4 % содержание остаточных нефтепродуктов было наименьшим по сравнению с другими вариантами опыта.
Оценка уровня токсичности с использованием инфузорий Paramecium caudatum проводили по критерию выживаемости и интенсивности деления. Выживаемость во всех вариантах опыта составила 100 %. Интенсивность деления парамеций во всех вариантах опыта увеличивалась по мере уменьшения содержания нефтепродуктов в донных отложениях, максимальные показатели были отмечены в варианте с внесением мелафена в концентрации 10-4 % и превысила контрольные значения более, чем в 2 раза. Результаты сравнения выборок непараметрическим методом парного критерия Вилкоксона по показателю интенсивности деления инфузорий в разных вариантах опыта свидетельствуют о достоверном отличии данных при обработке донных отложений мелафеном: в концентрации 10-8 % от контроля и от варианта с мелафеном в концентрации 10-4 %.
При проведении хронического эксперимента с использованием Daphnia magna в контактном тесте выживаемость дафний во всех вариантах опыта начинала увеличиваться при концентрации нефтепродуктов в донных отложениях в интервале 8,8-10,7 г/кг и ниже, что выражается уравнением y = 16x - 2,66 (R2 = 0,87) для варианта без мелафена, y = 18x + 2,0 (R2 = 0,87) для варианта с мелафеном 10-4 % и y = 14x + 12,66 (R2 = 0,67) для варианта с мелафеном 10-8 %. Результаты сравнения выборок непараметрическим методом парного критерия Вилкоксона дафниевого теста по выживаемости и плодовитости показали наличие достоверного различия результатов опытов с внесением мелафена в концентрации 10-4 % от других вариантов эксперимента.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Внесение мелафена в концентрации 1∙10-4 % в донные отложения, загрязненные нефтью, приводит к снижению их остаточного содержания по сравнению с другими вариантами опыта.
2. Дисперсионный анализ результатов токсикологического эксперимента в разных вариантах опыта по критерию интенсивности деления с использованием инфузорий и по выживаемости и плодовитости в дафниевом тесте показал наличие достоверных отличий данных в варианте с внесением мелафена в концентрации 1∙10-4 % от контроля и от варианта с мелафеном в концентрации 1∙10-8 %.
3. На основе проведенного исследования можно рекомендовать использование мелафена в концентрации 1∙10-4 % для стимуляции процессов самоочищения в условиях загрязнения донных отложений нефтепродуктами и уменьшения их токсического воздействия на гидробионтов.
Статья в формате PDF 109 KB...
18 04 2024 16:17:45
Статья в формате PDF 113 KB...
17 04 2024 2:58:41
Химия, биология, география и астрономия являются естественными науками, а обучение химии, биологии, географии и астрономии, безусловно, является искусством. И от того, насколько педагоги владеют этим искусством, зависит то, насколько наше общество вооружено знаниями. Обучение естественным наукам - это не просто передача определенного объема знаний, но и развитие жажды серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. А для того, чтобы эта жажда появилась, необходимо, чтобы сам напиток знаний был не только полезным и поучительным, но и обязательно «вкусным», содержал какие-то «наркотические компоненты», вызывающие устойчивое привыкание к получению все новых знаний. Талантливым детям необходимы талантливые учебники и талантливые образовательные системы. Нельзя сокращать количество часов преподавания естественнонаучных дисциплин, которые способствуют лучшему усвоению гуманитарных предметов, воспитывают логику, необходимую для обучения точным дисциплинам, способствуют воспитанию гуманизма. Приводится перечень проблем, которые необходимо решать при построении образовательной системы становления естественнонаучного мировоззрения у одаренных детей. ...
16 04 2024 21:52:54
Статья в формате PDF 241 KB...
15 04 2024 11:52:30
Статья в формате PDF 113 KB...
14 04 2024 10:48:45
13 04 2024 5:11:43
Статья в формате PDF 265 KB...
11 04 2024 11:32:20
Статья в формате PDF 151 KB...
09 04 2024 5:16:27
08 04 2024 5:37:27
Боль является одним из самых распространенных симптомов, встречающихся в медицинской пpaктике. Было изучено влияние фототерапии на интенсивность боли при невропатиях тройничного нерва травматического происхождения. Для лечения использовались фотонные матрицы Коробова «Барва -флекс/КИК» в сочетании с магнитной матрицей «Барва-флекс/МАГ». Ежедневно интенсивность боли оценивалась по визуальной аналоговой шкале боли. Фототерапия оказывает положительное влияние в виде сокращения интенсивности и длительности болевого синдрома. ...
07 04 2024 12:32:30
Статья в формате PDF 252 KB...
06 04 2024 3:59:18
Статья в формате PDF 792 KB...
05 04 2024 15:59:28
Статья в формате PDF 140 KB...
04 04 2024 5:10:52
Статья в формате PDF 141 KB...
03 04 2024 11:50:37
Статья в формате PDF 121 KB...
02 04 2024 7:12:30
Статья в формате PDF 225 KB...
01 04 2024 1:21:42
Статья в формате PDF 109 KB...
31 03 2024 10:40:42
В условиях техногенного загрязнения города Кемерово у березы повислой (Betula pendula Roth), и сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.) уменьшается прирост годичных побегов в длину, снижается радиальный прирост. Ухудшаются морфометрические показатели хвои у сосны обыкновенной, что выражается в снижении сухого веса, продолжительности жизни хвои, наличием на ней визуальных признаков повреждений, и, как следствие, наблюдается снижение радиального годичного прироста в большей степени по сравнению с березой повислой. Это указывает на меньшую устойчивость хвойных к воздействию поллютантов по сравнению с лиственными деревьями на уровне целостного организма. Установлено, что максимальные изменения признаков хаpaктерны для деревьев Заводского, Кировского и Рудничного районов города, что позволяет заключить о их значительном загрязнении. Выявлена сильная степень отрицательной корреляции между радиальным годичным приростом деревьев и уровнями загрязнения районов, что позволяет заключить о возможности использования этого показателя для индикации загрязнения атмосферного воздуха городской среды. ...
30 03 2024 4:13:14
Статья в формате PDF 102 KB...
29 03 2024 14:49:33
26 03 2024 8:13:26
Статья в формате PDF 131 KB...
25 03 2024 2:15:52
Статья в формате PDF 249 KB...
24 03 2024 15:50:33
Статья в формате PDF 273 KB...
23 03 2024 11:22:22
Статья в формате PDF 243 KB...
22 03 2024 15:35:49
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
20 03 2024 18:13:21
Статья в формате PDF 630 KB...
18 03 2024 22:50:49
17 03 2024 5:14:29
Статья в формате PDF 242 KB...
16 03 2024 13:27:39
Статья в формате PDF 106 KB...
15 03 2024 20:41:34
Статья в формате PDF 309 KB...
14 03 2024 17:33:58
Статья в формате PDF 129 KB...
13 03 2024 8:29:26
Статья в формате PDF 126 KB...
12 03 2024 14:56:13
В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека. ...
11 03 2024 14:55:40
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::