ПРИЕМЫ АКТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
В последнее время активно обсуждаются вопросы организации личностно ориентированного обучения студентов ГОУ всех уровней. Однако во всех этих методических и методологических дебатах обходится очень сложный и важный вопрос: каким же образом сделать обучение действительно личностно ориентированным?
В данном сообщении мы предлагаем один из вариантов активации педагогической деятельности на основе апробированной на многочисленных контингентах методики психологического типирования личности, разработанной американским профессором Дэвидом Кейрси (США, Калифорния).
Д. Кейрси определил 16 основных (или «чистых») психологических типов личности, табл. 1.
Помимо этого, им были выделены так называемые «типы темпераментов», которые автор методики связал с профессиональной деятельностью индивида (табл. 2).
Данный подход расширяет наши представления о темпераментахот Гиппократа до Павлова, которые фигурируют в классической медицинской и физиологической литературе (табл. 3).
По классификации Д. Кейрси к каждой из прежних классических хаpaктеристик темпераментов можно отнести, по крайней мере, четыре разновидности этого темперамента. Это, повторяем, хаpaктеристики «чистых» психологических типов, то есть тех, у которых черты личности при психодиагностике проступают очень четко. Если же принять во внимание, что психологических типов личности со смешанными хаpaктеристиками более 2500, то приведенный список можно расширить значительно.
Мы установили, что темперамент по Д. Кейрси действительно четко определяет профессиональную направленность личности. Так, SP-личности оказались по своей природе «управленцами», любящими руководить как можно большим составом подчиненных, SJ и NF-личности обладали выраженной эмпатией, и, в противовес SP-личностям, тяготели к работе с пациентом «один на один». NT-личности - прирожденные научные сотрудники, оказалось, что им сподручнее работать с приборами, техникой, под всеми предлогами они избегали общения «один на один», избегали комaндовать. Наш двухлетний опыт использования методики психологического типирования личности по Д. Кейрси убеждает в том, что этот прием значительно повышает не только уровень умственной работоспособности, но и стрессоустойчивость студентов. Причем, не требуется никакой интенсификации педагогического процесса, и самое существенное - не возникает никаких нежелательных перегрузок. Мы подвергли психологическому типированию студентов следующих отделений нашего медицинского колледжа: медико-профилактическое дело, сестринское дело, фармация, акушерское дело, стоматология ортопедическая. Обследовано в общей сложности 200 чел. Юношей - 10 %, дeвyшек - 90 %. В нашем студенческом коллективе, как видно из диаграммы 1, преобладают лица SJ и NF типов темпераментов. Это закономерно, так как на подавляющем числе наших выпускников лежит самая сложная работа - выхаживание больного человека. И тут без человеческого контакта, без выраженной эмпатии, данной от природы, не обойтись.
Интересным оказался факт (табл. 4) распределения студентов разных темпераментов и психологических типов по приему и переработке учебной информации.
Содержание этой таблицы говорит о том, что, если во главу угла ставить личностно ориентированное обучение, то следует в учебниках, методических разработках, при личных контактах преподавателя и студентов учитывать особенности переработки информации обучаемыми. Акцент на указанных особенностях человека повышает не только умственную работоспособность индивида. Хаpaктерным явилось и то, что SJ и NF-личности одинаково продуктивно работали и в спокойной, и в напряженной обстановке, тогда как другие при усложнении ситуации допускали промахи и срывы.
На диаграмме 2 представлены частичные результаты теста (число просмотренных знаков) на дозированную умственную нагрузку по Я.В. Анфимову.
Содержание диаграммы 2 показывает, что как в больших, так и в малых учебных группах стихийно формируются наиболее работоспособные и стрессоустойчивые внутригрупповые личностные контакты студентов, усиливающие положительный эффект интертипных отношений. Учет, а главное целенаправленное формирование этих контактов в значительной мере облегчает преподавателю осуществлять мотивацию на предмет изучения.
Резюмируя сказанное, хотим заметить, что продуктивное личностно ориентированное обучение значительно выигрывает в эффективности, если:
- на этапе приема в учебное заведение осуществляется тщательный психологический отбор абитуриентов с ориентацией на хаpaктерные особенности медицинской деятельности;
- преподаватели в своей текущей учебной работе активно применяют психологическое типирование личности. И на его основе варьируют передачу информации с учетом психологических особенностей личности и индивидуальных способов переработки учебного материала.
Статья в формате PDF 139 KB...
24 04 2024 15:38:25
Статья в формате PDF 124 KB...
23 04 2024 8:43:51
Статья в формате PDF 138 KB...
22 04 2024 23:24:20
Статья в формате PDF 140 KB...
21 04 2024 7:48:30
Статья в формате PDF 291 KB...
20 04 2024 20:39:38
Статья в формате PDF 317 KB...
19 04 2024 13:57:57
Статья в формате PDF 113 KB...
18 04 2024 6:24:18
17 04 2024 22:27:36
Статья в формате PDF 113 KB...
16 04 2024 19:19:51
Статья в формате PDF 110 KB...
14 04 2024 8:39:18
Статья в формате PDF 106 KB...
13 04 2024 13:19:46
Статья в формате PDF 329 KB...
10 04 2024 6:38:35
В статье излагается в систематизированном в виде эконометрический анализ в сфере планирования и обосновании плана по прибыли. Проведено статистическое исследование факторов, влияющих на прибыль предприятия, на основе временных рядов. Рассматривается алгоритм построения прогноза цеховой прибыли предприятия. Построен комплекс эконометрических моделей для анализа взаимосвязи результата хозяйственной деятельности предприятия с внутренними и внешними факторами на него влияющими. ...
08 04 2024 19:41:32
Статья в формате PDF 108 KB...
07 04 2024 9:21:13
06 04 2024 10:38:58
Статья в формате PDF 101 KB...
05 04 2024 10:21:14
Статья в формате PDF 101 KB...
04 04 2024 20:37:12
Статья в формате PDF 206 KB...
02 04 2024 22:10:26
Статья в формате PDF 172 KB...
01 04 2024 17:44:23
Статья в формате PDF 205 KB...
31 03 2024 4:37:18
Статья в формате PDF 216 KB...
30 03 2024 20:26:11
29 03 2024 8:55:28
Статья в формате PDF 265 KB...
28 03 2024 0:59:22
Статья в формате PDF 125 KB...
27 03 2024 0:42:11
Статья в формате PDF 123 KB...
26 03 2024 4:35:13
Статья в формате PDF 215 KB...
25 03 2024 17:21:50
Статья в формате PDF 348 KB...
23 03 2024 5:44:13
Статья в формате PDF 281 KB...
22 03 2024 3:42:38
Статья в формате PDF 102 KB...
21 03 2024 20:17:15
20 03 2024 15:12:41
Статья в формате PDF 215 KB...
19 03 2024 21:27:38
Статья в формате PDF 306 KB...
18 03 2024 18:25:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::