ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В последнее время очень остро стоит вопрос об определении института Личности в нашем обществе. Таким образом, главной целью реформирования концептуальных, структурных и организационных основ системы образования в Украине в настоящий момент является создание жизнеспособной системы непрерывного образования и воспитания для достижения высоких общеобразовательных результатов, формирования интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации. Образование должно быть не только национально и государственно направленно но, прежде всего, носить опережающий хаpaктер, ориентироваться на формирование в человеке целостной картины мира, духовности, культуры, жизненного самоопределения. Можно с уверенностью сказать, что будущее нашей педагогики именно за теми педагогическими концепциями и образовательными технологиями, которые выше всего ставят личность ребенка. В этом заключается актуальность темы. Следовательно, большое внимание в настоящий момент следует уделять именно личностно ориентированным технологиям.
Целью личностно ориентированной технологии является не овладение знаниями, умениями, навыками, как в авторитарном типе школы, а свободное развитие личности, которая в процессе учебы хранит свою индивидуальную неповторимость, самобытность и гармонию с окружающей средой [1].
Неприемлемой для системы личностно-ориентированного образования является позиция авторитарной педагогики, которая обосновывает взгляды на человека как на чистый лист (tabularasa), глину, винтик. В противовес авторитарному типу школы, для организации которой определяющим принципом является передача готовых знаний, личностно ориентированная технология программирует рождение мысли в процессе педагогического сотрудничества, где ученик ступает на путь свободы познания, исследования и поиска, а педагог овладевает способами развивающей помощи и педагогической поддержки [2].
«Дайте подумать ребенку, испытать радость успеха», - обращается к учителям В.О. Сухомлинский [3].
Известны мировые образцы такого сотворчества в Яснополянский школе Льва Толстого, Школе радости Василия Сухомлинского, опытных классах Шалвы Амоношвилли, Андрея Хуторского.
Учитель должен знать для учеников материал общих переживаний, захватить их темой урока, пробудить и все время поддерживать творческую реакцию и познавательный интерес. Тогда класс будет чувствовать себя единственным творческим коллективом. Для каждого станут понятными собственная роль в процессе общего поиска, связь с одноклассниками, направляющая, развивающая помощь учителя.
При таких условиях выполнения упражнения перестает быть для учеников только формальным заданием. Познание для них родного языка и вещание становится средством самовыражения. Захваченные общим поиском, радостью познания, школьники делятся мыслями с педагогом, своими чувствами, впечатлениями. Обмениваясь мнениями, учатся включаться в активную жизненную позицию.
Активность ученика за А. Хуторским, как сотворца учебно-воспитательного процесса обеспечивается на всех его этапах.
На первом этапе ученик, используя способы познания, изучает определенный объект действительности, находит и создает знание о нем, конструирует субъективные обиды, получает личностный образовательный продукт.
На втором этапе каждый ученик должен возможность сопоставить собственный образовательный продукт с образовательными продуктами своих одноклассников и историко-культурными аналогами человечества в определенной отрасли. С этой целью на уроке учитель предлагает детям разные формы и методы работы (мнимая экскурсия, минутка эрудита, обзор-конкурс творческих работ).
Третий этап обобщает, он дает возможность каждому ученику на основе данных сопоставлений, проведенных на предыдущем этапе, создать совокупный образовательный продукт обучаемого.
Содержание личностно ориентированного образования программирует удовлетворение потребностей человека, то есть его потребностей бытия, личностного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиций, самостоятельной и личной ответственности, саморазвития и саморегуляции, самоопределения творчества [4].
И. Якиманская обосновывает определяющий принцип построения обучения - принцип развивающей помощи. Суть его заключается в пробуждении внутренних сил ученика, собственной активности, которая побуждает его к выбору содержания, целей, методов, поведения, ценностей. Задание учителя - облегчить, стимулировать самостоятельную деятельность школьника, которая рассматривается как индивидуальная значимая для каждого ученика и осуществляется на основе собственного опыта, во время дискуссий и принятия решений [5].
Основные способы развивающей помощи в процессе технологии личностно ориентированной учебы:
1. Создание на уроке личностно сориентированных ситуаций.
2. Организация в классе развивающей среды.
3. Проведение факультативных занятий из самопознания.
4. Ведение индивидуальных карточек познавательного и мовленнєвого развитию ученика.
5. Умение замечать недостатки вещание и исправлять их [2, 8-12].
Рассмотрим более детально личностно сориентированный урок украинского языка. Он должен быть организован таким образом, чтобы на нем максимально эффективно решались учебно-воспитательные задачи, чтобы обеспечивались условия для развития каждого ученика. Для этого урок должен иметь четко определенные цель и задание, согласовываясь с которыми, отбирается учебный материал. Нужно, чтобы были оптимально подобраны средства, методы и формы работы, обеспечен контроль и учет хаpaктера знаний, умений и навыков учеников. Необходимо, чтобы были продуманы и организованы средства взаимодействия учеников, особенности их развития и субъектного опыта.
Организация личностно ориентированного подхода к работе с текстом учебника должна быть направленная на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематика, внутренняя противоречивость, неоднозначность учебного текста. Жаль что учебник строится по принципу справочника, а критерием понимания выступает воссоздание прочитанного. В содержание задания должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде правил, приказов, алгоритмов) или путем организации самостоятельного поиска. Учитель должен разобраться в том, каким путем можно наиболее рационально прийти к выполнению задания, как определить общую стратегию, а не лишь демонстрировать образцы выполнения.
Один и тот же учебный материал может усваиваться через активное включение разных сенсорных систем: не только зрения и слуха (что принято в нашей школе), но и через тактильное восприятие, разнообразных семантических «кодов», которыми богатая психика ребенка.
Семантические «коды» - те умственные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. Например, на уроке украинского языка учитель диктует слова, которые нужно запомнить. Для этого каждый ученик использует свой «код». Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ предмета или явления, фиксированного словом, четвертый пытается объединить слова по грамматическому признаку (род, число, падеж, дужка, точка). Эти «коды» психолог и учитывает при работе с программным материалом. Каждое задание, предлагаемое учителем, там, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, предметно иллюстративное решение. Ученик имеет право избрать что-то одно и может рассчитывать на всех, потому что жизнь и деятельность ученика в школе и вне школы всегда должна пронизываться чувствам радости, светлой перспективой, надеждой. Ощущение радости завтрашнего дня - это перспектива развития личности. Антон Семенович Макаренко выдвинул и обосновал идею «завтрашней радости», видя в ней большую побудительную и воспитательную силу, которая раскрывает все внутренние потенции ученика. Через ощущение радостных перспектив происходит движение и развитие личности [6].
Следовательно, личностно ориентированная технология программирует рождение мысли в процессе педагогического сотрудничества, где ученик ступает на путь свободы познания, исследования и поиска, а педагог овладевает способами развивающей помощи, педагогической поддержки.
Список литературы
- Варзацкая Л. Личностно ориентированная модель речевого развития личности // Украинский язык и литература в школе: научно методический журнал. - 2007. - № 2 С. 13-18; № 3 С. 15-17; № 1 С. 17-23.
- Варзацкая Л. Личностно ориентированное изучение родного языка. Способы развивающей помощи // Украинский язык и литература в школе - 2005. - №8. - С. 8-12.
- Сухомлинский В.О. Сердце отдаю детям. Избранные произведения. В 5 т. - Киев, 1997. - № 3.
- ХуторскойА.В. Современная дидактика. - СПб., 2001. - 533 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М., 1996.
- Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М., 2000. - 176 с.
27 03 2024 5:17:51
Статья в формате PDF 282 KB...
26 03 2024 18:45:29
Статья в формате PDF 240 KB...
25 03 2024 19:57:39
Статья в формате PDF 244 KB...
24 03 2024 19:49:17
Статья в формате PDF 105 KB...
23 03 2024 8:38:27
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...
22 03 2024 17:16:11
Статья в формате PDF 140 KB...
20 03 2024 20:21:27
Статья в формате PDF 266 KB...
19 03 2024 13:53:47
Статья в формате PDF 103 KB...
18 03 2024 4:38:40
17 03 2024 1:15:38
Статья в формате PDF 144 KB...
16 03 2024 4:59:53
Статья в формате PDF 111 KB...
15 03 2024 14:49:23
Статья в формате PDF 135 KB...
14 03 2024 22:28:40
Статья в формате PDF 294 KB...
13 03 2024 5:46:41
Статья в формате PDF 116 KB...
11 03 2024 14:27:53
Статья в формате PDF 110 KB...
10 03 2024 4:40:38
Лимфатическая система на всех уровнях своей организации и этапах своего развития в эволюции и онтогенезе представляет собой специализированный дренажный отдел сердечно-сосудистой системы, коллатеральный к венам. ...
09 03 2024 20:15:56
08 03 2024 15:29:24
Статья в формате PDF 108 KB...
07 03 2024 7:23:11
В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. ...
06 03 2024 20:23:46
Статья в формате PDF 102 KB...
05 03 2024 1:53:56
Статья в формате PDF 124 KB...
04 03 2024 1:42:52
Статья в формате PDF 263 KB...
03 03 2024 13:27:12
02 03 2024 3:28:56
Статья в формате PDF 125 KB...
29 02 2024 2:57:27
В работе впервые приведены сведения об ассоциации полиморфного ДНК – локуса 256A/G гена переносчика дофамина SLC6A3 и уровней дофамина с повышенной тревожностью крыс с генотипом А2/А2 по локусу TAG 1A DRD2. ...
28 02 2024 12:24:21
Предложена стохастическая многолистная теория гравитации без сингулярностей и «черных дыр». Отмечена связь интервала в гиперкомплексном прострaнcтве с системной термодинамикой. Представлен класс пост’октетных физических теорий. Масса является флогистоном. ...
27 02 2024 3:53:35
Статья в формате PDF 119 KB...
26 02 2024 2:41:48
Статья в формате PDF 111 KB...
25 02 2024 0:24:30
Статья в формате PDF 178 KB...
24 02 2024 18:41:24
Статья в формате PDF 114 KB...
23 02 2024 0:25:32
22 02 2024 19:39:22
Статья в формате PDF 120 KB...
20 02 2024 18:47:15
Статья в формате PDF 111 KB...
19 02 2024 8:32:43
Статья в формате PDF 119 KB...
18 02 2024 7:25:48
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::