ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ПРИЮТА
Компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. К тому же овладение навыками работы на компьютере, как правило, сопряжено со многими трудностями, что порой приводит к «особому» отношению к компьютеру, с которым вместе «многое пережито». Именно эти факторы чаще всего и становятся причиной обсессивного пристрастия к компьютеру.
Согласно структуре предложенной А.Е. Войскунским, зависимость от компьютера является разновидностью Интернет зависимости наряду с информационной перегрузкой, конвульсивным использованием Интернета, зависимостью от киберотношений [1]. М.Griffiths (1998) выдвинул гипотезу, что Интернет-аддикции может формироваться на базе различных форм использования Интернета: возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, интереса к непосредственному содержанию сайта, онлайновой социальной активности [3]. Соответственно Интернет-аддикция не может быть более емким понятием, нежели компьютерная. Зависимость от Интернета, как и зависимость от компьютерных игр, является составляющей зависимости от компьютера в целом, т.е. от потребности во взаимодействии с данным устройством в игровой, рабочей или исследовательской формах.
У подростков в результате развития компьютерной зависимости отмечаются отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. Еще большую опасность компьютерная зависимость представляет для детей «группы риска». Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категории подвержена негативным воздействиям. Играет роль и генетическая предрасположенность к различным видам зависимости. Эти подростки, как правило, уже аддикты (токсикомания, алкоголизм, никотиновая зависимость и др.), что служит хорошей основой для приобретения и развития новых форм зависимого поведения. Более того, специфика этих детей, взаимоотношений внутри группы делает возможным распространение аддиктивного поведения.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе социального приюта для детей и подростков г. Казани «Гаврош». В эксперименте приняли участие 36 подростков в возрасте 12-15 лет. Им было предложено заполнить опросник «Основные признаки психологической зависимости от компьютера и Интернета», где требовалось отметить частоту проявления признаков: никогда, редко, часто, всегда. Чем выше показатель, набранный по колонкам «часто» и «всегда», тем вероятнее наличие у подростка аддиктивного поведения. Максимальный показатель по каждой из колонок равен 9.
Были получены следующие результаты:
- доминирующие варианты ответов «часто» и «всегда»,
- самый высокий показатель по колонкам «часто» и «всегда» равен 7 (у 16,5 %), самый низкий показатель - 4 (у 33,4 %),
- так же опрошенные отметили у себя резь в глазах; нечастые головные боли; хорошее самочувствие, эйфорию при работе на компьютере.
Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии явной компьютерной аддикции у подростков-участников исследования, но в результате опроса была выявлена группа подростков, склонных к аддиктивному поведению (66,7 %).
Негативное влияние компьютерной зависимости на личность подростка может быть снижено при проведении системно диагностируемой коррекционно-профилактической работы на основе педагогической модели, включающей цель, задачи, технологии, контент, критерии и показатели эффективности педагогической коррекции. Критериями сформированности свободного от аддикции поведения у подростков являются ценностный, адаптационный, коммуникативно-организаторский, рефлексивный [2].
При разработке модели педагогической коррекции компьютерной аддикции у подростов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, необходимо включить следующие направления: обеспечение многостороннего хаpaктера и гуманистической направленности оказываемой педагогической поддержки, работу с педагогами, воспитателями. Интеграция подростков и окружающих их взрослых в коррекционной деятельности нацелена на предупреждение поведенческих аддикций и развитие конструктивных форм поведения. При работе с подростками эффективны такие формы коррекции, как психологический тренинг, сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, эвристические беседы, исследовательские проекты и др. Данные формы коррекционной работы способствуют успешной компенсации и адаптации подростков к требованиям социальной среды (что имеет особое значение при работе с воспитанниками приютов) и созданию благоприятных условий для восстановления личности и получения желаемых результатов.
Список литературы
- Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, №1. - С. 90-100.
- Саглам Ф.А. Профилактика Интернет-аддикции у подростков: методическое пособие. - Казань: Изд-во «Бриг», 2009. - 55 с.
- Griffiths, M.D. Internet addiction: does it really exist? // In: Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications / J. Gackenbach (Ed). - San Diego, CA, Academic Press, 1998. - P. 61-75.
Статья в формате PDF 140 KB...
27 03 2024 3:32:45
Статья в формате PDF 113 KB...
26 03 2024 18:38:56
Статья в формате PDF 245 KB...
23 03 2024 8:29:50
Возникшее при низкодозовом радиационном воздействии повышение уровня ТТГ, снижение уровня тиреоидных гормонов, истощение симпатической импульсации и вегетативный дисбаланс, свидетельствует об установившейся адрено-тиреоидной дисфункции в организме жителей молодого (21–30 лет) и пожилого возраста (61–70 лет) проживающих в районах, прилегающих к Семипалатинскому ядерному полигону. ...
21 03 2024 17:39:43
Статья в формате PDF 101 KB...
20 03 2024 11:46:58
19 03 2024 20:53:44
Статья в формате PDF 127 KB...
18 03 2024 8:27:14
Статья в формате PDF 119 KB...
17 03 2024 1:15:31
В статье излагается позиция автора о необходимости максимально ответственно относиться к своему здоровью, исходя из объективных предпосылок нашего времени. ...
15 03 2024 3:14:32
Статья в формате PDF 110 KB...
14 03 2024 16:39:56
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
13 03 2024 11:11:25
В статье рассматриваются две разновидности оттепели изменение глубины путем восстановления этапов нарушенных ландшафтов вечной мерзлоты, которые функционируют на суглинистых и песчаных отложениях высоких террас на правом и левом берегах реки Лены. Качественные изменения в динамике глубины сезонного оттаивания был обнаружен в определенные промежутки времени сукцессии этапов: трава, кустарники, березы, лиственницы (сосна) – березы и лиственницы (сосна). ...
12 03 2024 22:57:55
Статья в формате PDF 114 KB...
11 03 2024 20:23:46
Статья в формате PDF 110 KB...
10 03 2024 15:47:43
Статья в формате PDF 126 KB...
09 03 2024 22:29:15
Статья в формате PDF 363 KB...
08 03 2024 5:34:27
Статья в формате PDF 102 KB...
07 03 2024 23:43:19
Статья в формате PDF 128 KB...
06 03 2024 5:19:32
Статья в формате PDF 102 KB...
05 03 2024 23:59:13
Статья в формате PDF 126 KB...
04 03 2024 9:22:12
Статья в формате PDF 106 KB...
03 03 2024 16:56:39
Статья в формате PDF 245 KB...
02 03 2024 9:35:52
Статья в формате PDF 109 KB...
01 03 2024 6:10:53
Статья в формате PDF 107 KB...
29 02 2024 12:11:37
В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смaзoчно-охлаждающей жидкости (СОЖ) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...
28 02 2024 15:56:48
Статья в формате PDF 640 KB...
26 02 2024 16:10:24
Статья в формате PDF 101 KB...
25 02 2024 4:26:33
Статья в формате PDF 102 KB...
22 02 2024 19:24:49
Статья в формате PDF 122 KB...
21 02 2024 18:25:36
Статья в формате PDF 106 KB...
20 02 2024 5:34:36
Статья в формате PDF 637 KB...
19 02 2024 4:57:27
Важность разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузе отражена и закреплена в ряде приказов Федерального агентства по образованию и обусловлена предстоящим вступлением страны в ВТО и присоединение к Болонскому процессу. В статье описываются алгоритм, этапы деятельности, результаты разработки и внедрения СМК в Кузбасском государственном техническом университете. ...
18 02 2024 5:43:33
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::