ДМИТРИЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ДМИТРИЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Доктор географических наук, профессор,
академик Российской Академии Естествознания
к 60‒летнему юбилею
Дмитриев Василий Васильевич, доктор географических наук, профессор кафедры гидрологии суши Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), имеет ученое звание профессора по кафедре Прикладной экологии. Родился 9 июня 1951 г. в г. Ленинграде в семье служащих. Поступил на географический факультет Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета в 1968 г., закончил университет в 1973 г. по кафедре океанологии и был оставлен для работы в НИИ Географии университета. Прошел путь от младшего научного сотрудника до декана факультета географии и геоэкологии СПбГУ (2001-2006 гг).
Закончил заочную аспирантуру на географическом факультете университета. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Моделирование круговорота вещества в водных экосистемах умеренных широт». Принимал участие в экспедициях кафедры океанологии и НИИ Географии СПбГУ. На общественных началах руководил лабораторией «Химии и загрязнения морских вод» кафедры океанологии. В 1992 г. получил ученое звание старшего научного сотрудника. С 1995 г. - доцент кафедры гидрологии суши факультета географии и геоэкологии. В 1999 г. получил ученое звание доцента по кафедре гидрологии суши.
С момента основания (1988) по настоящее время возглавляет лабораторию «Моделирования и диагностики геосистем» НИИ Географии СПбГУ (с 1995 г. - по совместительству).
В 2000 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Эколого-географическая оценка состояния внутренних водоемов».
С 2001 г. по н/вр. - профессор кафедры гидрологии суши.
С 1997 г. по настоящее время по совместительству работает в Российском государственном гидрометеорологическом университете (кафедры: океанологии, гидрометэкологии, прикладной экологии). В настоящее время - профессор кафедры Прикладной экологии (0,5 ставки).
Под руководством В.В. Дмитриева защищены 95 дипломных работ и 5 кандидатских диссертаций по трем специальностям.
Теоретические и прикладные научные исследования проводит в области оценки экологического состояния и качества природной и антропогенно-трaнcформированной среды, моделирования развития экосистем и геосистем. Результаты исследований по охране окружающей среды и ее рациональному использованию, экологии и геоэкологии вошли в государственные федеральные, региональные, межвузовские научные программы «Экология России», «Экологическая безопасность России», «Балтика», «Ладога», «Университеты России», «Интеграция» и др. Под его руководством разработаны экологические модели и методы интегральной оценки состояния и качества вод и водных объектов Северо-Запада России, состояния и качества городской среды. Руководитель и участник исследований, выполняемых по международным и отечественным научным грантам.
Является члeном Научно-Методических Советов Учебно-Методического Объединения университетов России по экологии и устойчивому развитию и УМО университетов России по географии. В УМО университетов России принимал участие в разработке ГОС ВПО-2 и ГОС ВПО-3 по экологическим, географическим и гидрометеорологическим направлениям и специальностям.
С 2000 г. по настоящее время члeн Ученого совета СПбГУ. С 2000 по 2006 г - члeн Сената СПбГУ. С 2007 г. - члeн постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по экономике, финансам и социальному развитию. С 2000 по 2003 гг. - Председатель Ученого Совета факультета географии и геоэкологии СПбГУ. С 2003 по апрель 2006 г. - председатель Ученого совета УНЦ географии и геоэкологии СПбГУ. В настоящее время - заместитель председателя Ученого совета факультета географии и геоэкологии СПбГУ, члeн постоянной комиссии Ученого совета факультета по науке. Члeн докторских диссертационных советов в СПбГУ и РГГМУ, Председатель докторского диссертационного совета по океанологии, метеорологии, геоэкологии в СПбГУ (2010); с 2009 г. - члeн Экспертного совета РФФИ по наукам о Земле.
С 1985 г. - действительный члeн Русского географического общества (ГО СССР, РГО). С 2000 г. - члeн Ученого совета РГО, а с 2003 по 2010 г. - члeн Президиума Ученого совета РГО.
В 2001 г. избран действительным члeном Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ). Имеет три награды Академии: медаль «За заслуги в области экологии им. Н.К.Рериха (2004); орден им. Св. Праведного Иоанна Кронштадского «За заслуги в области духовного возрождения России» (2005); орден «Почетный эколог» (2006).
С 2007 г. - действительный члeн Российской Академии Естествознания (РАЕ) по секции «Экология». Также имеет три награды Академии: серебряная медаль им. В.И. Вернадского, 2006; почетное звание РАЕ «Заслуженный деятель науки и образования», 2007; диплом «Золотая кафедра» серии «Золотой фонд отечественной науки», 2008.
С 2010 г. - действительный члeн Российской Академии Естественных наук по секции наук об окружающей среде (РАЕН).
В разные годы являлся: члeном Общественного совета при Санкт-Петербургском Комитете по охране природы, заместителем председателя секции «Моделирования и информационного обеспечения динамики экосистем» Межведомственного научно-технического совета Санкт-Петербургского Комитета по охране природы, экспертом Санкт-Петербургского отделения РАН, председателем ГЭК и ГАК факультета экологии и физики природной среды в Российском государственном гидрометеорологическом университете (РГГМУ), на географическом факультете Новгородского государственного Университета; в Полярной Академии; члeном Проблемного совета Санкт-Петербургского научного центра РАН по прикладной гидрофизике; члeном редколлегии журнала РАН «Региональная экология» и «Вестник СПбГУ» (серия «Геология и география»). В настоящее время является отв. редактором серии «Геология и география» «Вестника СПбГУ». С 1996 г. - члeн общества «Ученые за экологию» при СПЭТУ. В разные годы был члeном оргкомитета и жюри Областной, Городской (2006 г. - председатель Оргкомитета) олимпиад школьников по экологии и по географии, Международного Конкурса «Молодежь исследует окружающую среду», Международной БИОС - олимпиады и др.
В период работы деканом факультета по инициативе В.В.Дмитриева в 2003 г. был образован Учебно-научный центр географии и геоэкологии СПбГУ (УНЦ географии и геоэкологии СПбГУ), объединивший в одном Ученом совете представителей факультета и НИИ Географии СПбГУ. Была создана новая кафедра «Региональной диагностики и политической географии» (2002), с выпускающей специализацией «региональная политика», открыта международная магистерская программа «Прикладные полярные и морские исследования» (2002), реализуемая по сей день совместно с университетами и исследовательскими центрами Германии; налажены связи с 6 университетами ФРГ (Союз северо-германских университетов), Италии (в составе Итало-российского института экологический исследований и образования), Скандинавии (Нансен-центр в г. Бергене и др.), Мексики (Национальный автономный университет г. Мехико и El Colegio de Mexico) и другими странами.
Опубликовал 319 (281 научная и 38 учебно-методических) работ, посвященных оценке состояния и качества природной среды, экологическому нормированию, методам и результатам математического моделирования геосистем и водных экосистем, проблемам прикладной экологии, географического и экологического образования.
Указом Президента Российской Федерации в 2003 г. награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Приказом Минобразования России в 2004 г награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». С 2006 г - Ветеран труда. В 2006 г. Ученым советом УНЦ географии и геоэкологии СПбГУ награжден нагрудным знаком «За заслуги» за большой вклад в развитии факультета географии и геоэкологии СПбГУ. Ученым советом СПбГУ представлен к награде «Заслуженный работник Высшей школы» (2007 г.). Награжден дипломом «За лекторское мастерство» (2009 г.). В 2010 г. приказом Президента РФ присвоена госнаграда - почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».
В СПбГУ активно занимался спортом, Мастер спорта СССР (1973), призер международных соревнований, чемпион ЛГУ по фехтованию на шпагах. Увлечениями его являются также литература, театр, живопись. В составе экспедиций, загранкомaндировок, делегаций СПбГУ неоднократно бывал за рубежом: Великобритания, Польша, Германия, Испания, Австрия, Дания, Швеция, Норвегия, Италия, Египет, Турция, Греция, Корея, Мексика, Тунис.
Статья в формате PDF 128 KB...
28 03 2024 3:31:10
Статья в формате PDF 220 KB...
27 03 2024 17:12:31
Статья в формате PDF 129 KB...
26 03 2024 20:40:53
Статья в формате PDF 159 KB...
25 03 2024 6:46:31
Статья в формате PDF 118 KB...
24 03 2024 8:25:14
Статья в формате PDF 112 KB...
23 03 2024 4:15:52
Статья в формате PDF 272 KB...
22 03 2024 10:42:20
Статья в формате PDF 103 KB...
21 03 2024 16:57:40
При оценке экономической эффективности культивирования сортов яблони в разных экологических условиях Северного Кавказа важными показателями являются продуктивность и качество продукции. Значительный интерес в этом отношении представляют сорта селекции Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного садоводства: Фестиваль гор, Долинское, Златогор, Лескенское и другие, которые являются аборигенными и конкурентоспособными с культивируемыми в регионе интродуцированными зарубежными и отечественными сортами яблони. ...
20 03 2024 17:15:24
Территориальные различия электopaльных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электopaльной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электopaльное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...
19 03 2024 23:25:43
Статья в формате PDF 105 KB...
18 03 2024 6:19:59
Статья в формате PDF 103 KB...
16 03 2024 17:23:18
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
14 03 2024 8:35:14
Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...
13 03 2024 18:22:23
Статья в формате PDF 115 KB...
12 03 2024 17:26:41
Статья в формате PDF 283 KB...
11 03 2024 9:18:34
10 03 2024 21:17:29
Статья в формате PDF 117 KB...
09 03 2024 10:31:55
Статья в формате PDF 470 KB...
06 03 2024 3:31:20
Статья в формате PDF 129 KB...
05 03 2024 6:20:40
Статья в формате PDF 271 KB...
04 03 2024 2:36:21
Статья в формате PDF 105 KB...
03 03 2024 21:47:42
Статья в формате PDF 128 KB...
02 03 2024 4:45:33
Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в ФТЛ № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...
01 03 2024 3:45:43
В отличие от традиционного, показан иной путь интегрирования для получения уравнения напряженности гравитационного поля в точке на удалении от модельного однородного шарообразного тела. Доказано его соответствие закону всемирного тяготения при проведении компьютерного суммирования. Обнаружено наличие максимального вклада элементов шарообразного тела в величину напряженности гравитационного поля в исследуемой точке вне этого тела. Получена аналитическая зависимость глубины положения этих элементов внутри шарообразного тела от высоты исследуемой точки над поверхностью тела и его радиуса. ...
29 02 2024 22:57:24
Статья в формате PDF 113 KB...
28 02 2024 2:49:21
В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом прострaнcтве « Школа – Колледж – ВУЗ », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...
27 02 2024 11:49:43
Статья в формате PDF 113 KB...
26 02 2024 10:22:54
Статья в формате PDF 135 KB...
25 02 2024 10:42:20
23 02 2024 0:50:58
Статья в формате PDF 111 KB...
22 02 2024 6:53:56
21 02 2024 16:35:26
Статья в формате PDF 313 KB...
20 02 2024 9:14:29
Статья в формате PDF 109 KB...
19 02 2024 5:29:31
Статья в формате PDF 254 KB...
18 02 2024 2:26:56
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::